Семья и ребенок с трудностями в обучении. Особенности консультирования родителей в системе сопровождения.




Психологические приемы взаимодействия с родителями:

1. Называть себя по имени и отчеству.

2. Рассказывать о своем опыте и образовании.

3. Демонстрировать свою дисциплинированность и постоянство требований (можно сокращать занятия, если родители постоянно опаздывают или не успевают забрать ребенка).

4. Максимально структурировать любые разговоры с родителями (например, «А вы мне сейчас это говорите для чего?»; «Этой информации пока достаточно, мы затронем эту тему в следующий раз»).

5. Постоянно давать родителям обратную связь по динамике сопровождения.

6. Обсуждать с родителями возможные коррективы и демонстрировать успешность своих действий, т.е. показывать родителям результат.

7. Правильно преподносить негативные моменты (положительно отзываться обо всем происходящем. Например, неудачная формулировка: «Ваш ребенок сегодня все занятие провел под столом!». Удачная формулировка: «Мы сегодня с вашим ребенком провели занятие под столом. Это было необычно»).

8. Показывать родителям, что мы работаем на ближайшую перспективу, т.е. решаем не только проблемы сегодня, но и прогнозируем будущее ребенка.

9. Важно в конце объяснить, как психолог выполнил все условия контракта

Модели и технологии психологического сопровождения родительства

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребен­ка.Наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психо­логический климат семьи (супружеские и детско-родительские отношения)

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребен­ка психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии игра­ют личность родителей, их отношение к ребенку, семейный эмо­ционально—психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную ситуацию развития. Воспитательный микросоциум — часть социальной микросре­ды которая осуществляет направленное и ненаправленное вос­питательное воздействие и оказывает влияние на формирование личности ребенка.

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей.

1. Педагогическая модель. Направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Субъект жалобы - ребенок. Эта модель носит профилактический характер.

2. Социальная модель. семей­ные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. Анализ жизненной ситуа­ции и рекомендации + вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель. причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь - преодо­ление барьеров общения и причин его нарушений.

4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организаци­онного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии - диагноз, лече­ние больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Типы семейного воспитания(от Савенышевой). Баумрид.

Гипопротекция

Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей Явное эмоциональное отвержение ребенка. Родитель предпринимает попытки ≪улучшить≫ ребенка, используя для этого жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный. Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке.

Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет какие-то обязательства, а потому должен быть наказан. Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда родители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения).

Гиперпротекция

Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты контроль и санкции отсутствуют. Доминирующая гиперпротекция. В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Компенсаторная гиперопека. Родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму Смешанная гиперопека — это переход от гипер- к гипоопеке, принимающей скрытые формы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: