реализация разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступает как несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик используемых в семье в отношении одного ребенка.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка.
Гиперсоциализирующее воспитание
Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил.
Жестокое обращение с ребенком
применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя, у ребенка роль «озла отпущения», «позора семьи
Воспитание в культе болезни
Отношение к ребенку как к больному слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности.
Воспитание вне семьи
Воспитание в детских учреждениях особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей.
Психологическое сопровождение как направление деятельности психолога в сфере образования. Цели, задачи, принципы, модели психологического сопровождения.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития. Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение.
Задачи.
Школьная среда представляет собой сложно организованную систему, в рамках которой ребенок решает несколько принципиально важных задач: образовательные задачи, задачи социализации, задачи психологического, личностного развития. Соответственно психологическое сопровождение ребёнка включает в себя помощь ребёнку в решении в всех этих задач.
Принципы:
1)Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Психолог занимается ни тем, что считают важным учителя или «положено» с точки зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному ребенку или группе.
2)Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения психолог, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
3)Принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психологическое сопровождение, осуществляемое школьным психологом, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок, и ту систему обучения и воспитания, которую выбрали для него родители. Цель сопровождения и реалистичнее и прагматичнее — создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
4) Психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. По крайней мере, мы постулируем преимущество таких скрытых форм воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь ребенка, его внутришкольные и внутрисемейные отношения. Это особым образом задает роль педагога в нашей модели психологической практики. Он оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка и основным ее реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общение на конкретных учеников.
Модели:
1.«Чужая практика» - научно-методичиское руководство учебно-воспитательным процессом в школе.
2.«Своя практика» - оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих проблем.
2.«Парадигма сопровождения» - «своя» практика + «чужая» практика. Сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения, создание условий для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помощь в совершении осознанного личного выбора в этом сложном мире