1.Психодиагностика – д.б. направлена на контроль за протеканием психического развития детей с целью выявления и предупреждения минимальных отклонений в развитии.
2.Психологическое консультирование – задача: помочь в данных условиях максимально раскрыть свой потенциал.
3. Психологическая профилактика:
- разработка развивающих программ для детей, с учётом их возрастных особенностей;
- выявление потенциальных проблем;
- сосредоточение на переходных периодах.
4.Психологическая коррекция
5.Психологическое просвещение - приобщение преподавателей, родителей, учеников к психологическим знаниям.
6.Психологическая поддержка - процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребёнка, что позволяет последнему достичь: укрепления самооценки, поверить в свои силы.
Компоненты. (из лекций и по Битяновой- там одно и то же)
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребенка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено.
2.Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.
4. Осуществление псих. сопровождения в школе происходит преимущественно педагогическими методами, т.е. психолог помогает педагогу настроить обучение на конкретных учеников.
(по Битяновой)
Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
• осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития
• определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников
• разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников
• приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат
Направления (по Битяновой):
В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения наша модель наполняется конкретными формами и содержанием работы. Прежде всего, выделяется несколько важнейших направлений практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения: школьная прикладная психодиагностика, развивающая и психокоррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей, социально-диспетчерская деятельность.
Подходы (Из лекций)
1.Личностно-ориентированный (Роджерс, Якиманская).
Максимальный учёт личностных особенностей ребёнка.
2.Антропологический (Слободчиков, Исаев, Братусь).
Целостный подход к человеку, рассмотрение целостного развития ребёнка.
3.Концепция псих. развития детей Дубровиной.
Проблемы развития личности в условиях конкретной среды -> функция психолога: профилактика, мониторинг образовательного пространства.
4.Парадигма развивающего образования (Эльконин, Давыдов).
Нужно создавать сист. образования, которая учит детей не только знаниям и умениям, но и развивает их личностные качества и способности -> функция психолога: делать педагогическую деятельность очень психологической.
5.Проективный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Битянова, Бурмистрова). Ориентация на усл. Образовательной среды для кооперации всех субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, медики, психологи) в проблемных ситуациях.