Караимы при сменах государственности в Крыму




К. А. Ефетов, Ю. А. Полканов, В. Ю. Ормели

Крымские караимы-тюрки: происхождение, язык, святыни

 

Общие сведения

Крымские караимы (караи) – малочисленный тюркский народ, сложившийся как этнос в Крыму. Термин «караимы» обозначает принадлежность к религии (караимизм, или караизм), а для крымских караимов одновременно используется в качестве этнонима. В настоящее время в мире всего 2000 караимов, в Украине 1200, из них в Крыму – 500. Живут также в России, Литве, Турции, Польше, Франции.

 

Проихождение

Крымские караимы относятся к тюркской группе алтайской семьи народов. Тюркское происхождение караимов однозначно доказано антропологическими исследованиями. Поэтому любые другие версии происхождения караимов (к сожалению, всё ещё циркулирующие в литературе и имеющие заказной характер), построенные только на вольной трактовке вопросов истории и религии, являются несостоятельными, а порой и специально сфальсифицированными. Отрицание тюркского происхождения караимов вопреки достоверным данным антропологии похоже на попытку причислить представителя негроидной расы с явно выраженными антропологическими признаками этой расы (цвет кожи, форма губ, строение черепа и т. д.), например, к французам, только на основании того факта, что он проживает в Париже, исповедует католицизм и использует при письме латинский алфавит.

Одним из самых убедительных доказательств тюркского происхождения крымских караимов является результат краниологических исследований (изучение строения черепов), предпринятых российским ученым, академиком В. Алексеевым (1971), который подтвердил, что крымские караимы являются потомками хазар и не имеют по происхождению ничего общего с евреями. На основании краниологических данных В. Алексеев утверждает, что караимы возникли в результате генетического контакта пришедших в Крым хазар и местного населения полуострова (подразумеваются древнейшие европеоидные жители Крыма – тавры, киммерийцы, сармато-аланы и готы). Своеобразие узора поверхности пальцев и ладоней караев также свидетельствует об их тюркских корнях (Хить, 1983). Тюркское происхождение караимов было подтверждено антропологичесими исследованиями немецких ученых в годы Второй мировой войны, поэтому караимы не подвергались этническим чисткам на оккупированных фашистами территориях.

 

Язык

Караимский (карайский) язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Академики В. Радлов, Т. Ковальский, А. Зайончковский, Н. Баскаков и другие выдающиеся тюркологи считали его одним из древних чистых тюркских языков домонгольской формации. Для караимского языка характерно обилие архаизмов. Через караимский язык расшифрован ряд хазарских слов. 330 караимских слов использованы при очистке турецкого языка от иноязычного влияния при реформах Ататюрка 1930-х годов.

В имениннике крымских караимов запечатлены антропонимы и этнонимы древних тюрок. Память о них хранит и самоназвание: караи (караиты, кереи) входили в гуннский и другие союзы тюркских племен. Их потомки ныне известны у алтайцев, казахов, киргизов, ногайцев (роды карайлар, караит, керей и др.). Родовые фамилии крымских караимов отражают названия древних племен: Алан, Будун, Калмук, Кара, Комэн, Кырк, Узун, Эль. Таких фамилий около 80.

Общие с караями имена есть у киргизов, казахов, крымских татар, карачаево-балкарцев, алтайцев, туркмен. В их числе: Арслан, Тохтамыш, Танатар, Кумыш, Султан. Антропонимы Борю – волк, Домбай – буйвол, Кыргъый – ястреб и др. происходят от тотемов.

По Н. Баскакову (1957) язык караев «сохраняет следы древнейшего состояния тюркских языков и позволяет сблизить караимский язык с тюркскими языками весьма древних народов. Так, алфавитная система древнетюркского языка орхоно-енисейских надписей отмечает ту же фонетическую структуру, что и в современном караимском языке. В области лексики, особенно в старых караимских переводах Библии, обнаруживаются слои весьма древнего состояния, сохраняющие также древнебулгарские формы, не сохранившиеся в других языках».

 

Религия

Религия караимов – караимизм, признаёт только Ветхий Завет Библии, чем отличается от христианства (Ветхий Завет + Новый Завет), иудаизма (Ветхий Завет + Талмуд) и ислама (Ветхий Завет + Коран). Караимы признают Иисуса Христа и Мохаммеда великими пророками. Попытки некоторых авторов рассматривать караимизм как вариант иудаизма не выдерживают никакой критики (караимы, как и христиане, отвергают Талмуд), так как с таким же успехом к разновидности иудаизма можно причислить и христианство, и ислам, которые почитают, как и иудаизм, Ветхий Завет. Не следует путать крымских караимов, как этнос, с некоторыми представителями других этнических групп (русские, арабы, греки и др.), также исповедующими караимизм.

Караимизм – самостоятельная монотеистическая религия со своими догматами и иерархией. Восходит к рубежу нашей эры периода раннего христианства. Основана на Ветхом Завете Библии с главными принципами – любви к Богу и ближнему в христианском значении этого слова. Верующие чтут 10 заповедей и другие нравственные положения Ветхого Завета. Верят в воскрешение мертвых и справедливое воздание Господом каждому по заслугам. Признают бессмертие души. Во избежание искажения слов Божьих, изучали язык Священного Писания (аналогия – арабский у крымских татар).

Сохраняются реликты прежних верований. Бога называют Танъры (Тенгри), а в разговороной речи и Алла. Храмы кенаса (словарное – кенеса, от кенэс, кенэш – совет) обращены алтарем на юг. До революции в Крыму было 11 храмов из 20 в России.

Во главе народа стоял выборный светский и духовный вождь Гахан – Великий Хан (религиозные термины – Гахам, Хахам). При посвящении по тюркской традиции его поднимали на белом войлоке.

После присоединения Крыма к России российские чиновники столкнулись с необычными особенностями караимов: тюркский облик, язык и образ жизни в сочетании с почитанием Ветхого Завета; храмы ориентированы, как у мусульман; празднуют субботу как ранние христиане и иудеи; в основе литургии псалмы Давида, как у христиан и т.д. Для определения правового положения караимов этот вопрос изучала Высочайшая правительственная комиссия (ученые, высшее духовенство и чиновники). Ее выводы легли в основу законов Российской империи, где было указано: «караимы пользуются всеми правами, предоставленными русским подданным, и принадлежат к избранному вероисповеданию, отличающемуся от вероисповедания евреев». Приведем и более поздние авторитетные заключения: «…караимская народность признается не принадлежащей к иудейской расе и вероисповеданию» (документ МВД Германии, 1938); «Российская православная церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала ее с еврейской религией» (Митрополит Евлогий, 1941); того же мнения Митрополит Серафим (1942), протоирей Симеон (1966) и другие иерархи Православия. Уже признание великими пророками Иисуса Христа и Мохаммеда создает пропасть между караизмом и иудаизмом. Заангажированные и неграмотные авторы иногда приписывают караимам чуждый им иудаизм, не уважая верующих и дезинформируя читателя.

 

Самоидентификация

Коренной тюркский народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими этносами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность, испытывающий особые чувства к Крыму, как к исторической Родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважающий их самоидентификацию.

Символика

На гербе караимов изображены тамги: сэнэк – двурогое копье и калкан – щит; а также крепостная башня. Национальные цвета: голубой – символ неба, белый – добра и желтый – солнца, огня.

Национальные святыни

Родовым гнездом крымских караимов является крепость Джуфт Кале в округе Кырк Йера (земли кырков) близ Бахчисарая. Когда крепость стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные оборонительные стены, при этом огороженная территория оказалась разделена внутренней стеной на две части. Поэтому крепость называется Джуфт Кале (в переводе с тюркского – «Двойная крепость»). В последующем в литературе стало встречаться искаженное неправильные (но более легкое для произношения) название «Чуфут Кале». Рядом с Джуфт Кале расположено кладбище-святилище Балта Тиймэз (в переводе с тюркского «Топор не тронет»), названное так из-за растущих здесь священных дубов (Ефетов, Ена, 2009), поклонение которым является отголоском древнего языческого культа. В отличие от христиан, мусульман и иудеев захоронения караимов ориентированы с севера на юг. В настоящее время караимы этнические (крымские караимы) проживают компактно на своей родине в Крыму, а также в Западной Украине (Луцк, Галич), Литве и Польше, куда они попали из Крыма.

 

Традиционные занятия

Приверженность к сельскому хозяйству, ремеслам и военному делу генетически связана с образом жизни караев с древних времен и отражена в их тюркских фамилиях: Бутувчи – обрезчик деревьев, Койчу – пастух, Таббах – кожевник, Байрактар – знаменосец.

Сельское хозяйство. Сумароков (1805) отмечал: «Бахчисарайские караимы почитаются у нас первейшими садоводами». Сады и угодья находились в округе Кырк Йера, в междуречье Альмы и Качи (границы указаны в ярлыках крымских ханов). На рубеже ХХ в. половина садоводов в долине реки Альмы – крымские караимы. При количестве менее 0,5% населения Крыма, караи составляли 10% членов местного Императорского Российского общества садоводов и на выставке 1908 г. получили 20% наград. Успешно занимались овце- и коневодством. Трепетно относились к коню – надежному другу в труде и в бою. Гордились рысаком Крепышом – «Лошадью столетия», воспитанником М. Шапшала, многократным чемпионом России.

Ремесла. Бытовые потребности, нужды сельского хозяйства и обороны обеспечивали кузнецы, строители, оружейники, гончары. Основным ремеслом было кожевенное дело. Готовили одежду, обувь, сбрую, военное снаряжение. Славились седла, сапоги для верховой езды, доспехи, боевые нагайки. Этот товар расходился в Крыму и за его пределами.

Военное дело. Становление караимского народа шло в условиях выживания в постоянной борьбе, и воинские традиции стали частью ментальности караев.

Караи славились умелой защитой крепостей (Кырк Йер в Крыму, Тракайский замок в Литве). Крымские караимы охраняли хазарских каганов, литовских князей, польских королей, российских государей. За защиту Кырк Йера и крымских ханов причислялись к военной аристократии – тарханам. Профессия офицера была одной из самых престижных в караимской среде. В Первой мировой войне участвовало 500 кадровых офицеров. В Великую Отечественную войну сражалось свыше 600 и погибло более трехсот человек. Потери в войнах – одна из причин малочисленности крымских караимов.

Кухня

Культура питания восходит к дохазарскому периоду, базируется на древней кочевой традиции и особенностях местного оседлого населения. Большую роль играла мясная пища, особенно баранина в сочетании с тестом и молочными продуктами. От кочевников унаследованы: вяленое и сушеное мясо, язычки, нарубленные и вареные бараньи ножки (къакач, бастурма, пача). Типичные кушанья из теста с мясом: знаменитые караимские пирожки, пироги, ушки (эт айакълачык, кувэты, хамур-долма). Традиционные в Крыму мясо-овощные блюда: голубцы в виноградных листьях, овощи и фрукты с мясом (сарма, мусака, кофте, айва-аши). Ритуальные блюда: сладкая праздничная белая халва, темная траурная сладковато-горькая, хазарская халва утешения промежуточного цвета и вкуса (ак алва, кара алва, хазар къатмагъы).

Многие блюда имеют соответствия у тюркских народов от Алтая до Крыма: айран, къатык, къакач, буза, къаймак. Эти названия восходят к древнему пласту тюркской лексики. Молочный суп с мясом – сутте пиширильген эт (аналог – эжигей с мясом у киргизов).

Блюда, характерные и для кочевников, и для земледельцев, указывают на участие в этногенезе караев и кочевых племен, и местного оседлого населения. Реликтовые блюда – пример материальной и духовной связи эпох и своеобразный мостик из прошлого в настоящее.

Обряды и обычаи

Базируются на древнетюркской, общекрымской и религиозной традициях, наиболее интересны в сохранившейся реликтовой форме и содержат ценную информацию о происхождении, истории и культуре народа. Многие особенности караев характерны и для других тюркских народов. В свадебном обряде это скачки со стрельбой, запрет называть имя жениха и мужа, использование белой шкуры и войлока. Символика цвета воплощается в обряде посвящения в вожди на белом войлоке, в белой праздничной халве и т.д. Черный цвет сопровождает все плохое: траурная черная халва, использование черного войлока или шкуры в поминальном обряде (дальняя аналогия у скифов и хазар).

Древние тюркские обряды сопровождали ребенка с рождения. Мать хранила высушенную пуповину новорожденного в качестве оберега. Быстрое наречение не давало злому духу успеть похитить безымянную душу младенца. Использовали только деревянную колыбель, сделанную без гвоздей.

С обрядами и обычаями связаны своеобразные суеверия. Некоторые обычаи не находят соответствий у других народов в Крыму, но известны у древних сармато-алан и хазар, а также у современных карачаево-балкарцев, киргизов, алтайцев.

Фольклор

В поговорках, песнях, легендах, преданиях и других жанрах фольклора отражены мировоззрение и национальные особенности. Четко просматривается древний пласт тюркской культуры. Истоки фольклора восходят к дохазарскому периоду истории. Известна колыбельная песня о звере Бутахаморе, стоявшем на льду, о солнце, растопившем лед, о туче, закрывшей солнце, и т.д., близкая по сюжету к бытующей у тюрок Алтая. В старых песнях упоминаются хазарские сын и князь. Фольклор – часть духовной культуры. Пословицы и поговорки – «священный завет предков потомкам». Ими руководствовались в жизни семьи и общины. Праздники сопровождались состязаниями в знании пословиц, импровизации песен и т.д. Поговорки, загадки, сказки, афоризмы часто имеют поэтическую форму. Закономерна близость фольклора у караев и крымских татар. Характерно и совпадение изречений с киргизами, казахами, карачаево-балкарцами. Примеры древнего пласта фольклора тюркских народов: «Если голова цела, то и шапка найдется», «Сказанное слово, выпущенная стрела, прожитая жизнь назад не вернутся». Информативны легенды и предания, содержащие отголоски реальных событий периода господства хазар, половцев. Проверка преданий привела к ряду открытий, включая уникальный подземный гидротехнический комплекс, легендарный Ашырын йол – скрытый путь к подножию крепости Джуфт Кале.

 

Караимы при сменах государственности в Крыму

Несмотря на многократные изменения государственности и политических режимов в Крыму, караимы, в отличие от других народов, никогда не притеснялись властями. Князь Данила Галицкий пригласил в 1246 году караимов в Галицию, где предоставил им земли и льготы. Литовский князь Витовт поселил в 1396–1398 гг. караимских воинов с семьями (всего 300 семей) в Литве и, проявив особое доверие, поручил им охранять свою резиденцию в Тракае. В Крымском ханстве караимы пользовались уважением и авторитетом, о чем свидетельствует их служба в личной охране ханов. Среди крымских караимов были члены ханского дивана, министры, советники, высшие чиновники. Начальниками монетного двора крымских ханов в Джуфт Кале и Кафе назначались только крымские караимы. После присоединения Крыма к Российской империи караимы пользовались всеми правами наравне с русскими. Им разрешалось обучаться в высших учебных заведениях, получать офицерские чины, занимать высокие военные и гражданские посты, называть детей христианскими именами и т.д. (Сборник, 1890). Один из ярких представителей караимов С. М. Шапшал был направлен императором Николаем II, по просьбе Персидского шаха, в качестве воспитателя наследника персидского престола. Итальянские (Gini, 1936) и немецкие (Steiniger, 1944) учёные провели специальные исследования для выяснения происхождении караимов. Полученные антропологические данные однозначно подтвердили тюркское происхождение караимов. В Советском Союзе некоторые караимы достигали высокого общественного положения. Наиболее яркие примеры – директор Института хирургии, академик А. В. Вишневский; основатель онкологической службы Крыма, Почётный гражданин Крыма, заведующий кафедрой онкологии Крымского государственного медицинского университета, профессор В. М. Ефетов; дважды Герой Советского Союза, министр обороны СССР, маршал Р. Я. Малиновский и др.

 

 

Литература

 

Алексеев В. П. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии // В сб.: Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. – Казань: АН СССР, 1971. – С. 232–271.

Алексеев В. П. В поисках предков. Антропологи и история. – М.: Советская Россия, 1972. – С. 272–288.

Баскаков Н.А. Состояние и ближайшие перспективы изучения караимского языка // Вопросы языкознания. – 1957. – № 6. – С. 101–102.

Дубинский А. Основы караимской религии // Боги Тавриды. История религий народов Крыма. – Севастополь, 1997. – С. 208–219.

Ефетов К. А., Ена Ан. В. Священная дубовая роща караимов в Балта Тиймэз // Природа (Симферополь). – 2009. – № 3. – С. 19–21.

Караимы. – Большая Советская Энциклопедия. Второе издание. – М., 1953. – Том 20. – С. 110.

Кропотов В.С. Военные традиции крымских караимов. – Симферополь: Доля, 2004. – 148 с.

Крымские караимы: происхождение, этнокультура, история. – Симферополь: Доля, 2005. – 160 с.

Полканов А. Крымские караимы (Караи – малочисленный тюркский народ Крыма). – Париж, 1995. – 245 с.

Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов. – СПб., 1890. – 223 с.

Святыни и проблемы сохранения этнокультуры крымских караимов. – Симферополь: Доля, 2008. – 264 с.

Хить Г. Л. Дерматоглифика народов СССР. – М.: Наука, 1983. – 280 с.

Jini C. Caraimi di Polonia e Lituania // Genus (Roma). – 1936. – No. 2. – S. 1–56

Steiniger А. Bieder von Karaimen und Tataren in Ostlande // Natur und Folk. – 1944. – № 10. – S. 39–48.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: