Стратегия определяет цели, направления, задачи, приоритеты инвестиций и принципы реализации государственной научно-технической политики создания в РФ эффективной системы управления ТБО в соответствии с законодательством в интересах охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Стратегия является базовой основой организации и координации деятельности центральных исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований субъектов РФ в сфере обращения с отходами.
Основой разработанных стратегических подходов, ориентированных на научно-техническое и технологическое обеспечение экологической безопасности РФ, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения и социально-экономического развития страны, являются:
• требование, сформулированное в Поручении
Президента РФ Правительству РФ от 10.08.2012 № Пр-2/38, разработать стратегию, предусматривающую " создание эффективной системы управления
ТБО " (не выполнено);
• определенные Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 29.12.2014 № 458-ФЗ (далее Закон) приоритетные превентивные направления государственной политики в сфере обращения с отходами:
˗ максимальное использование исходного сырья и материалов;
˗ предотвращение образования отходов;
˗ сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
• мировой опыт и тенденции развития мировой практики в сфере управления отходами;
• учет необходимости адаптации мировых достижений (с возможностью их оптимизации) к российским условиям;
|
• обоснованные технологические подходы, учитывающие экологические риски.
Мероприятия стратегии ориентированы на нормативно-правовое, научно-техническое и технологическое обеспечение реализации комплексных проектов, необходимых для повышения качества среды обитания в РФ и создания новых рабочих мер:
• внедрение перспективных методов управления отходами (по критериям экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения);
• обеспечение приоритета утилизации отходов над их захоронением на основе реализации иерархической последовательности обращения с отходами (своевременное выделение из ТБО ресурсов, пригодных для вторичного материального использования; вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот с производством товаров народного потребления; переработка остаточных после выделения вторсырья отходов с утилизацией энергии с минимальными затратами и экологическими рисками; захоронение остаточных отходов);
• использование в схемах комплексного управления ТБО перспективных отечественных технологий для переработки, утилизации, обезвреживания и обеззараживания отходов (с привлечением бизнессообщества и использованием международной кооперации).
При разработке стратегии учтено, что деятельность по обращению с отходами в РФ осуществляется в условиях несовершенного действующего законодательства. Основанием для внесения в Закон изменений является несоответствие ряда его положений требованиям, сформулированным в поручении Президента РФ Правительству РФ ("создание эффективной системы управления ТБО"), что не способствует созданию государственной системы комплексного управления отходами (требуется также корректировка ряда понятий и определений в Законе для повышения ясности их понимания и практического использования):
|
• в перечень приоритетных направлений государственной политики, определенных Законом, не внесены такие операции управления отходами, как сбор, транспортирование, переработка, захоронение (за рамки государственной политики вынесены ключевые направления, в наибольшей степени влияющие на конечный результат при решении проблемы отходов);
• деятельность по переработке отходов при обращении с отходами Законом не предусмотрена, соответственно нет и расшифровки этого понятия;
• для Закона характерно весьма путаное и расплывчатое (в ряде случаев неверное в принципе) разъяснение основных понятий и определений (абсурдно связывать обезвреживание отходов с уменьшением их массы, а сжигание ТБО, при котором класс опасности отходов возрастает, — с их обезвреживанием);
• функции, возложенные на производителей и импортеров товаров в части выполнения "нормативов утилизации отходов от использования товаров", и отчетности о выполнении нормативов за истекший календарный год практически выполнить нельзя (отчитаться о количестве образовавшихся отходов и степени их утилизации невозможно):
˗ производитель, импортер товаров не является собственником отходов, образовавшихся после утраты товаром потребительских свойств;
˗ производитель, импортер товаров не может определить, какое количество выпущенных им за календарный год товаров перейдет за истекший год в категорию отходов;
• обоснованные технологические подходы, являющиеся фундаментом стратегии создания эффективной системы управления ТБО (в соответствии с поручением Президента России Правительству России), в Законе не обозначены;
• продуманные ограничительные правовые условия на потери вторичного сырья и на размещение отходов в окружающей среде в Законе отсутствуют.