Нераспространенных двусоставных предложений
Наиболее употребительными в текстах являются двусоставные распространенные утвердительно-повествовательные предложения с глагольным сказуемым, а из сложных - сложносочиненные предложения с союзами и, но, а и сложноподчиненные с придаточными изъяснительными, определительными, времени и места.
На их фоне особенно заметны и поэтому играют особую роль простые двусоставные нераспространенные предложения, которые выполняют особые синтаксические и семантико-стилистические функции: они либо начинают тему нового повествования, либо выступают в качестве итогового в сложном синтаксическом целом, либо совмещают и то и другое, нр: у А.П.Чехова Наступило молчание («Враги»), Обедня кончилась («Степь»), Все молчали и думали (там же), Прошло пять дней («В овраге») и др. У А.С.Пушкина в «Дубровском»: Дело стало тянуться. Все пришли в ужас. Оба молчали. Победа была решена и др. Очень часто такие предложения указывают на реакцию действующих лиц на происшедшее, а последующие за ними предложения раскрывают эту реакцию.
Функции односоставных предложений
Они также малоупотребительны. В то же время они тесно спаивают части текста, т.к., с одной стороны, непонятны без предыдущего контекста, но в то же время обобщают и дополняют его, а с другой – в них может содержаться обобщение, вывод, оценка или наоборот – они могут начинать последующее рассуждение или описание, обозначая его тему. Поэтому такие предложения выступают средством, организующим смысловое и структурное единство текста (см. 28).
Номинативные односоставные предложения отличаются тем, что, находясь в конце ССЦ заключаются в себе в обобщенном виде микротему, о которой шла речь (см. 29).
|
Функции вопросительных и восклицательных предложений
Они также соединяют части текста, на них как правило падает логическое ударение (см. 30-33). При этом они выступают в различных семантико-стилистических функциях: начиная ССЦ, заключаются в себе микротему повествования, раскрываемого цепью взаимосвязанных фраз, оказываясь в этом случае грамматическим и смысловым центром ССЦ; заканчивая ССЦ, вопросительные предложения имеют, как правило, результативно-следственное или причинно-следственное значение и в то же время создают условия для плавного перехода к изложению новой темы, тем самым связывая различные части текста; интерпозитивные вопросительные и восклицательные предложения находятся в определенных смысловых отношения (результативно-следственных или причинно-следственных и др.) с предшествующей частью текста и вместе с тем открывают тему последующего повествования.
Средства связи предложений
Морфологические средства
Местоимение (соответствие формы по числу). "Слон хорошо поел. Теперь он сладко спал".
Наречие времени или места. "Кот залез в шкаф. Оттуда раздается смачное чавканье".
Глагол (соответствие форм по времени и виду). "Фонарь загорелся. Потом вдруг начал мигать".
Степени сравнения прилагательных и наречий (необязательно, чтобы в первом предложении было однокоренное слово). "Сначала они наклеили голубые обои, потом покрасили плинтуса в желтый цвет. Уродливее уже ничего нельзя было придумать".
Союз. "Он пол года не ходил в школу. Однако ЕГЭ сдал". (Однако - союз со значением но).
|
Вводные конструкции. "Мы весь день играли в "Злых птичек". Другими словами, хорошо провели время".
Частицы. "Прокурор снова затянул свою арию. Дескать, надлежит Евлампия упечь по 58-ой".
Часто в задании требуется, чтобы связующее слово принадлежало не только к определенной части речи, но и к конкретному лексико-грамматическому разряду: указательное местоимение, наречие времени и т.д.
Лексические средства
Повтор слов (=лексический повтор). "Слон поел. Слон спит".
(Контекстные) синонимы (синонимия проявляется только в определенных условиях, при этом одному слову может соответствовать несколько слов). "Умелый шулер то и дело передергивал карту. В итоге, ловкач вчистую разгромил соседа по купе".
(Контекстные) антонимы.
Однокоренные слова. "Микоян перед сном поел колбаски. Вскоре пожалел: съеденный сервелат начал митинговать и спать наотрез отказывался".
Слова из одного тематического ряда.
Синтаксические средства
Неполное предложение. "Слон поел. Теперь спит".
Вопросно-ответная форма (во втором предложении - ответ). "А что такое религия? Опиум для народа".
Синтаксический параллелизм. "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?"
Определенный порядок слов. Например, обратный: "Я еще раз повторяю, что в слове "режиссёр" два "с". А повторяю я это, чтобы вы, наконец-то, запомнили".
Парцелляция (фрагмент для пущей экспрессии выделен в отдельное предложение; он может быть частью цепочки перечисления или пояснять, о чем шла речь). "Старик был, как лунь, седой. Совсем белый."
|
Приведенный перечень, разумеется не является полным, тем более, что могут быть сочетания разных средств связи. Также существуют стилистические, интонационные и графические средства связи, но о них вас в задании не спросят.
На что обратить внимание
Если в задании требуется найти предложение, имеющее сразу несколько средств связи, то действуем последовательно: сначала ищем все предложения, связанные одним из этих средств, а затем проверяем, использованы ли остальные средства.
Одни и те же слова иногда могут трактоваться как разные средства связи. Например: "В каменном веке людям приходилось самим охотиться. Тогда еще не было супермаркетов и холодильников". Здесь выделенные слова могут подойти к двум формулировкам задания: если требуется найти предложение, связанное с предыдущим с помощью наречия времени или контекстного синонима.
Очень часто для связи предложений используются сочинительные союзы. В этом случае два предложения, при желании, можно объединить в одно. "Врач Хренов встал на час позже, чем собирался. Но все же успел к началу телемоста".
При поиске нужного средства связи надо иметь ввиду, что оно не обязательно соотнесено с основным смысловым ядром предыдущего предложения (например с подлежащим или сказуемым). Чтобы убедиться, что средство связи найдено правильно, иногда бывает полезно убрать первое из двух предложений. Если смысл становится неясен, значит связь есть. Например, в приводившемся примере: "Уродливее уже ничего нельзя было придумать", - нельзя понять о чем речь, если не знаешь, что сказано в предыдущем предложении. Но такой способ проверки работает не всегда. Иногда второе предложение по смыслу совершенно самодостаточно. В этом случае надо проводить проверку на чисто формальном уровне♦