Опыт регионов ЧКР в формировании инновационного потенциала




Регионы ЧКР можно дифференцировать на сырьевые (низкая добавленная стоимость отраслей специализации), индустриальная (средняя ДС отраслей специализации) и инновационно-ориентированные (высокая ДС отраслей специализации). Задачами регионов третьей группы ЧКР, определяющими особенности стратегического управления инновациями, выступают:
1) развитие региональной инновационной инфраструктуры;
2) расширенное воспроизводство интеллектуальных ресурсов регионов;
3) формирование благоприятной среды для инновационной деятельности.

Данные группы регионов ЧКР обладают различным инновационным потенциалом. Сырьевые регионы имеют крайне низкий инновационным потенциал; индустриальные развивают оазисный тип инновационной организации; регионы третьей группы имеют инновационные комплексы и создают инновационные кластеры. По всеобщему признанию инновации, инновационная деятельность являются сегодня стратегическими факторами роста для регионов ЧКР третьей группы. На развитие сферы НИОКР и инноваций в них используется все большая доля материальных и кадровых ресурсов. Возникает объективная потребность целенаправленного управления и эффективного использования этой части производительных сил. Закономерно изменяется и роль инновационного потенциала каждого хозяйствующего субъекта в обеспечении экономического развития региона. В этих условиях происходит процесс внедрения качественно новых функций регионального управления, функций по руководству развитием, формированию инновационной политики.
В современных условиях экономическое развитие регионов ЧКР третьей группы (Мраморноморский и Черноморский регионы Турции, Шабранский, Хачмазский, Губинский, Гусарский и Сиазаньский административные районы Азербайджана) зависит от их инновационного и научного потенциала, определяемого уровнем материально-технических, информационных, трудовых и финансовых ресурсов. Дальнейшая перспектива научно-технического развития регионов ЧКР во многом зависит от их возможности и способности создавать и использовать новые технологии.

Как показывает опыт регионов ЧКР третьей группы, увеличение количества инновационных продуктов и их повсеместное распределение в регионе также зависит от качества управления инновационной деятельностью региона, контролирования качества создаваемых продуктов и качества инновационных инициатив по созданию новшеств в регионе.
В основе управления инновационной деятельностью регионов ЧКР лежит инновационная политика, направленная на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП региона, увеличение показателей ВРП, улучшение социально-экономического положения населения. Ее главной задачей - реальное превращение инновационного потенциала в основной фактор, который бы обеспечивал переход экономической системы мезоуровня на инновационный путь развития.

Прежде всего, данное воздействие осуществляется с помощью системы образования и кадровой составляющей. Развитая вузовская и научная сфера в регионе представляют собой важнейшую интеллектуальную предпосылку повышения уровня инновационного потенциала.

Опыт ЧКР показывает, что устойчивое развитие производства, и сохранение его конкурентоспособности на долгосрочную перспективу зависит не столько от ресурсного потенциала региона, сколько от инновационного. Это подтверждается также печальным опытом Российской Федерации, которая находится в группе стран, которые не вовлечены в основной технологический обмен, при этом обладая богатейшими запасами полезных ископаемых.

Более того, опасностью является дальнейшее усиление сырьевого сектора экономики и «стерилизация» финансовых ресурсов, которые получает государство в результате экспортной продажи энергоносителей и изымает из оборота вместо инвестирования в инновационно-активные сектора.
В ЧКР проблемам инновационного потенциала в регионах уделяется значительное внимание. Из анализа многих ученых в области экономики известно, что инновационная подсистема в большинстве регионов ЧКР недостаточно развита, а также, имеет недостаточно высокий уровень НИОКР и непропорциональную концентрацию на академических исследованиях, которые финансируются, как правило, из государственного бюджета. Существующие и действующие государственные программы, в области поддержки малых и средних предприятий, имеющих достаточно сильную региональную позицию по созданию рабочих мест, не стимулируют эффект от внедрения инноваций, основанных на знаниях. В регионах имеется достаточный запас средств ускорения экономики знаний, но, к сожалению, применяется он в малом объеме. Информатизация экономического пространства, изменившиеся условия развития регионов, информационная открытость требуют новых теоретических нововведений и теоретико-методических основ в управлении инновационной деятельностью регионов и отдельных хозяйствующих субъектов.

Образцы инновационной организации в регионах ЧКР приведены в таблице 1[14] и в таблице Приложения 1.

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: