Изучение и использование опыта стран ЧКР в развитии инновационного потенциала Ростовской области позволит создать более наукоемкие и эффективные средства повышения инновационного потенциала Ростовской области. В последнее время особое внимание уделяется развитию инновационных кластеров и это неудивительно, многие современные страны, в частности в ЧКР, обладают развитым инновационным потенциалом за счет развития своей инновационной кластерной системы.
Ростовская область может исследовать принципы и концепции развития инновационного развития стран ЧКР, и выявить положительные для себя моменты, которые могут быть полезны в повышении собственного инновационного потенциала. Например, это развитие инновационных региональных кластеров, систем трансфера технологий, организации процессов коммерциализации нововведений.
Развитие действующих кластеров и создание новых в Ростовской области, учитывают опыт регионов ЧКР в решении следующих задач:
1) обеспечение роста конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластеров, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам (Примером может являться Ставропольский край, который имеет на своей территории Центр кластерного развития, главной целью которого - решение поставленных задач, приведенных выше);[47]
2) снижение трансакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных (в том числе межкластерных) проектов и продуктивной конкуренции;
3) развитие технологической базы, повышение скорости и качества экономического роста за счет усиления международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластеров (Данный пункт является первостепенной задачей для Армении, которая нацелена на развитии инновационных технологий, т.к. по словам армянского руководства, еще длительное время Армения будет находиться в «остром» геополитическом положении, в котором фактором обороноспособности и стабильности является применении современных технологий в сфере обороны и безопасности);[48]
|
4) повышение степени переработки добываемого сырья, импортозамещения и роста локализации сборочных производств (В Азербайджане, по словам руководителя «SOCAR» Ровнага Абдуллаева, помимо развития добывающего направления работы, серьезное внимание будет уделено реконструкции и модернизации предприятия нефте- и газопереработки, а также создание технологического парка по выпуску конечной продукции химической отрасли);[49]
5) повышение уровня неценовой конкурентоспособности местной продукции;
6) содействие модернизации действующих и развитию новых конкурентоспособных производств, обеспечивающих рентабельность, надёжность и высокое качество производимой конечной продукции предприятий кластеров;
7) формирование и развитие инфраструктуры кластеров, в том числе путём технологической и бизнес-кооперации через трансфер новых технологий и материалов, создание бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон, совместных научно-исследовательских лабораторий, центров технологической компетенции, развитие материально-технической базы ( к настоящему времени, в Турции было образовано 87 организованных индустриальных зон, где совместно действуют 30 тыс. компаний. При этом создавались они не только в слаборазвитых районах, а, напротив, в основном в преуспевающих, например, в регионе Внутренняя Анатолия); [50]
|
8) эффективное использование потенциала научно-образовательных, проектных и инновационных организаций(Центр высоких технологий и развития инноваций Грузии Sputnik, который был создан 11 января 2016 года, объединяет в себе как малые инкубаторы, учебные центры и лаборатории, так и офисы для крупных компаний, места для совместной работы и рекреационное пространство);[51]
9) увеличение доли продукции организаций кластеров на мировом рынке высокотехнологичной продукции.
Достижение положительного эффекта от создания кластеров в Ростовской области, рассматривая опыт регионов ЧКР, будет обусловлено «эффектом масштаба», когда несколько крупных хозяйствующих субъектов создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, сервисы и услуги определенной направленности, которые также стремятся территориально локализоваться вокруг кластеров. В результате субподрядчики получают возможность удовлетворения спроса со стороны «якорных» предприятий кластеров, экономии на сбытовых и транспортных издержках. «Якорные» предприятия и организации кластеров выигрывают за счет конкурентной среды, которая складывается в обслуживающем секторе, и формировании инновационной экосистемы.
В ЧКР как уже было показано выше, активно создаются и развиваются инновационные кластеры, в результате разработки таких программ (стратегий) развития кластеров, осуществляемой на региональном и муниципальном уровнях, в Ростовской области может быть обеспечена возможность учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации областных и муниципальных стратегий социально-экономического развития. Также, включая проекты развития транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также реализации мер в области поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной и инвестиционной политики, развития отраслей экономики. При этом могут быть созданы предпосылки для эффективного использования механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики, предоставляемой из средств федерального бюджета.
|
Для финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров Ростовской области целесообразно использовать средства государственных институтов развития. При разработке проектной документации развития инфраструктуры кластеров на принципах государственно-частного партнерства, а также частичное финансирование соответствующих проектов может быть обеспечено, на основе изучения регионов ЧКР, только с привлечением средств Инвестиционного фонда, в случае с Ростовской областью - Инвестиционного фонда Российской Федерации, предоставляемых на конкурсной основе на условиях софинансирования, а также в рамках мероприятий государственных программ.
Также, Ростовской области необходимо учитывать опыт Турции по развитию:
1) технопарков — зон технологического развития. Технопарки в Турции созданы в различных городах. Всего в Турции запланировано открытие 39 таких технопарков, 27 из которых уже действуют. Один из технопарков, в Анталии, специализируется на научных исследованиях и инвестициях в высокие технологии.
2) Организованных промышленных зон. Организованные промышленные зоны в Турции, являются территориально-промышленными комплексами, в состав которых входят предприятия малого и среднего бизнеса, работающие на определенной территории. Развитие предприятий в организованных промышленных зонах стимулируется специальными льготами в налогообложении, кредитовании, ценами на энергоресурсы и прочим. В настоящее время в Турции действует около 150 организованных промышленных зон.
Развивая данные категории, Ростовская область сможет преодолеть различного рода барьеры в развитии инновационного потенциала, например, отсутствие качественных инновационных инициатив; увеличит количество инновационных исследований и улучшит инвестиционный климат в регионе.