Использование опыта стран ЧКР в развитии инновационного потенциала Ростовской области




Изучение и использование опыта стран ЧКР в развитии инновационного потенциала Ростовской области позволит создать более наукоемкие и эффективные средства повышения инновационного потенциала Ростовской области. В последнее время особое внимание уделяется развитию инновационных кластеров и это неудивительно, многие современные страны, в частности в ЧКР, обладают развитым инновационным потенциалом за счет развития своей инновационной кластерной системы.

Ростовская область может исследовать принципы и концепции развития инновационного развития стран ЧКР, и выявить положительные для себя моменты, которые могут быть полезны в повышении собственного инновационного потенциала. Например, это развитие инновационных региональных кластеров, систем трансфера технологий, организации процессов коммерциализации нововведений.

Развитие действующих кластеров и создание новых в Ростовской области, учитывают опыт регионов ЧКР в решении следующих задач:

1) обеспечение роста конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластеров, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам (Примером может являться Ставропольский край, который имеет на своей территории Центр кластерного развития, главной целью которого - решение поставленных задач, приведенных выше);[47]

2) снижение трансакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных (в том числе межкластерных) проектов и продуктивной конкуренции;

3) развитие технологической базы, повышение скорости и качества экономического роста за счет усиления международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластеров (Данный пункт является первостепенной задачей для Армении, которая нацелена на развитии инновационных технологий, т.к. по словам армянского руководства, еще длительное время Армения будет находиться в «остром» геополитическом положении, в котором фактором обороноспособности и стабильности является применении современных технологий в сфере обороны и безопасности);[48]

4) повышение степени переработки добываемого сырья, импортозамещения и роста локализации сборочных производств (В Азербайджане, по словам руководителя «SOCAR» Ровнага Абдуллаева, помимо развития добывающего направления работы, серьезное внимание будет уделено реконструкции и модернизации предприятия нефте- и газопереработки, а также создание технологического парка по выпуску конечной продукции химической отрасли);[49]

5) повышение уровня неценовой конкурентоспособности местной продукции;

6) содействие модернизации действующих и развитию новых конкурентоспособных производств, обеспечивающих рентабельность, надёжность и высокое качество производимой конечной продукции предприятий кластеров;

7) формирование и развитие инфраструктуры кластеров, в том числе путём технологической и бизнес-кооперации через трансфер новых технологий и материалов, создание бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон, совместных научно-исследовательских лабораторий, центров технологической компетенции, развитие материально-технической базы ( к настоящему времени, в Турции было образовано 87 организованных индустриальных зон, где совместно действуют 30 тыс. компаний. При этом создавались они не только в слаборазвитых районах, а, напротив, в основном в преуспевающих, например, в регионе Внутренняя Анатолия); [50]

8) эффективное использование потенциала научно-образовательных, проектных и инновационных организаций(Центр высоких технологий и развития инноваций Грузии Sputnik, который был создан 11 января 2016 года, объединяет в себе как малые инкубаторы, учебные центры и лаборатории, так и офисы для крупных компаний, места для совместной работы и рекреационное пространство);[51]

9) увеличение доли продукции организаций кластеров на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

Достижение положительного эффекта от создания кластеров в Ростовской области, рассматривая опыт регионов ЧКР, будет обусловлено «эффектом масштаба», когда несколько крупных хозяйствующих субъектов создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, сервисы и услуги определенной направленности, которые также стремятся территориально локализоваться вокруг кластеров. В результате субподрядчики получают возможность удовлетворения спроса со стороны «якорных» предприятий кластеров, экономии на сбытовых и транспортных издержках. «Якорные» предприятия и организации кластеров выигрывают за счет конкурентной среды, которая складывается в обслуживающем секторе, и формировании инновационной экосистемы.

В ЧКР как уже было показано выше, активно создаются и развиваются инновационные кластеры, в результате разработки таких программ (стратегий) развития кластеров, осуществляемой на региональном и муниципальном уровнях, в Ростовской области может быть обеспечена возможность учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации областных и муниципальных стратегий социально-экономического развития. Также, включая проекты развития транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также реализации мер в области поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной и инвестиционной политики, развития отраслей экономики. При этом могут быть созданы предпосылки для эффективного использования механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики, предоставляемой из средств федерального бюджета.

Для финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров Ростовской области целесообразно использовать средства государственных институтов развития. При разработке проектной документации развития инфраструктуры кластеров на принципах государственно-частного партнерства, а также частичное финансирование соответствующих проектов может быть обеспечено, на основе изучения регионов ЧКР, только с привлечением средств Инвестиционного фонда, в случае с Ростовской областью - Инвестиционного фонда Российской Федерации, предоставляемых на конкурсной основе на условиях софинансирования, а также в рамках мероприятий государственных программ.

Также, Ростовской области необходимо учитывать опыт Турции по развитию:

1) технопарков — зон технологического развития. Технопарки в Турции созданы в различных городах. Всего в Турции запланировано открытие 39 таких технопарков, 27 из которых уже действуют. Один из технопарков, в Анталии, специализируется на научных исследованиях и инвестициях в высокие технологии.

2) Организованных промышленных зон. Организованные промышленные зоны в Турции, являются территориально-промышленными комплексами, в состав которых входят предприятия малого и среднего бизнеса, работающие на определенной территории. Развитие предприятий в организованных промышленных зонах стимулируется специальными льготами в налогообложении, кредитовании, ценами на энергоресурсы и прочим. В настоящее время в Турции действует около 150 организованных промышленных зон.

Развивая данные категории, Ростовская область сможет преодолеть различного рода барьеры в развитии инновационного потенциала, например, отсутствие качественных инновационных инициатив; увеличит количество инновационных исследований и улучшит инвестиционный климат в регионе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: