Форсайт и «дорожная карта»




Форсайт и дорожная карта Ростовской области являются организационными инновациями мезоуровня. Они проливают свет на будущее технологического и экономического развития региона, оказывая воздействие на формирование приоритетов развития множества региональных компаний, и одновременно являются координирующим инструментом.

Использование форсайта в Ростовской области означает определение областей стратегических региональных исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды.

Наблюдается, что при использовании регионом форсайта, регион может спрогнозировать, как и какими средствами можно достигнуть намеченных целей в достижении различных параметров региона, в частности, форсайт может с легкостью использоваться в повышении инновационного потенциала в Ростовской области.

Суть технологии Foresight состоит не в том, чтобы запланировать или составить долгосрочный прогноз. Задача в том, чтобы выявить варианты наступающего возможного будущего региона, сформулировать альтернативные ориентиры. Для Ростовской области это означает:

1) Определение возможных сценариев инновационного развития РО;

2) Выработка форм достижения консенсуса у региональных экспертов по выбору того или иного желательного сценария;

3) Активизация широких слоев участников Форсайта, что должно привести к расширению его поля, и росту инновационной культуры в РО.

4) Принятие мер по реализации форсайта в РО, с учетом выявленных форм развития будущего.

Для того, чтобы провести форсайт или создать форсайт-проект в Ростовской области можно использовать различные методы проведения: метод Дельфи, SWOT анализ и/или анализ информационных и инновационных потоков, методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное планирование; масштабный опрос региональных экспертов.

Наблюдается, что формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики в регионе, способствует особого инструмента, а именно, форсайт-центра. Поэтому, Институт Управления, Бизнеса и Права, вуз Ростова-на-Дону, создал форсайт-центр уже на уровне региона. Именно данный форсайт-центр объединяет исследователей, которые заинтересованы в инновационном развитии региона. Цели, которые поставили участники проекта - формирование благоприятной инновационной и предпринимательской среды в Ростовской области, поддержка процесса подготовки к открытию бизнеса и сопровождение его развития, формирование предпринимательского мышления в регионе.

Как уже было сказано, форсайт всегда нацелен на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров для региона, поэтому, первые результаты исследований могут в основу разрабатываемой уже сегодня «Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства до 2020 года», которая позволит поднять инновационную активность в РО на более высокий уровень.

Неотъемлемым инструментом форсайта является «Дорожная карта», а именно дорожные карты представляют собой поэтапный план действий, позволяющий формировать общее видение будущих региональных технологий, новых региональных продуктов, последствий развития событий для региона и др. Составление дорожных карт позволит уточнить будущие целей РО и выработать пути их достижения.

По нашему мнению, ниже приведенные типы «технологических дорожных карт», могут быть использованы в повышении инновационного потенциала Ростовской области:

1) Дорожные карты развития регионального продукта в РО (продуктовые дорожные карты), которые могут показать необходимые шаги для доведения регионального продукта до намеченного состояния.

2) Дорожные карты развития новой технологии в РО (технологические дорожные карты), которые показывают, как отдельная технология эволюционирует, и какие ресурсы могут быть или должны быть задействованы для ускорения или изменения хода ее развития.

3) Проблемно-ориентированный дорожные карты РО, в которых развитие новой технологии в регионе рассматривается как один из многих региональных этапов, связанных с решением или возникновением проблемы.

Необходимо выделить то, что форсайт относится к организационным инновациям, играющим исключительно важное значение для региональной экономики и менеджмента. Использование форсайта в региональном менеджменте вызывает синергетическую реакцию региональной экономики, преумножая отдачу от вложенных ресурсов, повышая производительность труда в региональной экономике.

Программы форсайта воздействуют на механизм принятия управленческих решений множества организаций региона, действуют как важнейший, стратегический механизм координации огромного количества региональных бизнес-процессов. В результате синхронизации прорывных действий возможен переход региона в новое состояние. Отсутствие форсайта затрудняет управление изменениями в мезомасштабе. Это видно из опыта и практики Турции в проведении форсайт-проекта «Vision 2023».[55]

Программа «Vision 2023» была направлена на определение перспективных направлений науки и технологий в ближайшие двадцать лет и распространение этой информации среди заинтересованных кругов. В ходе программы анализировались различные варианты научно-технологического развития, выявлялись стратегически важные технологии и ключевые области развития. Помимо Форсайта, инструментарий которого включал метод Дельфи, экспертные панели и определение приоритетных областей, в структуру программы входили три вспомогательных проекта по сбору и оценке данных в отношении технологических возможностей, трудовых ресурсов и инфраструктуры науки. Были сформированы перечни приори- тетных областей научно-технологического развития и стратегических технологий. Итоговые выводы и рекомендации легли в основу национальной научно- технологической политики Турции, рассчитанной на период до 2023 г.

Экспертиза программы «Vision 2023» состояла из следующих стадий: определение и разработка базовых элементов оценки, собственно оценивание и подготовка отчета. Первая стадия заключалась в формулировании целей, моделировании процесса и выборе источников данных и инструментов для анализа. В ходе второй разрабатывались и распространялись анкеты, которые обрабатывались с помощью статистического инструментария, проводились дополнительные интервью, анализировалась документация. Третья стадия охватывала подготовку экспертного заключения и его презентацию.

Наибольшую важность с точки зрения обеспечения эффективности процесса представляла разработка модели, позволившая уточнить характер и степень вклада предлагаемых мероприятий в достижение поставленных целей. Модель оценки состояла из трех элементов: затраты (первоначальные), методы и результаты. Каждому элементу соответствовали определенные критерии оценки: достаточность (затраты); эффективность (методы); степень достижения (результаты). Основными методами оценивания стали интервью (личные, телефонные либо с использованием электронной почты), анкетирование и анализ документов.

Анкета имела три тематических блока: управление проектом, методология и результаты. Кроме этого, при оценке итогов программы «Vision 2023» рассматривались отчеты экспертных панелей, посвященные отраслевым технологическим трендам. Завершающий этап оценки состоял в выявлении сильных и слабых сторон программы, а также подготовке рекомендаций для ее дальнейшего совершенствования.

Проект оценки Форсайт-программы Турции явился единственным примером, когда стадия моделирования была включена в общий алгоритм в явном виде. Разработка модели позволит избежать РО возможных ошибок при планировании процесса оценивания, сделав его более структурированным и понятным.

Таким образом, стратегической задачей Ростовской области является повышение инновационного потенциала на основе формирования инновационного кластера, переформатирования технопарков и создания системы инновационной связности действующих лиц сектора высоких технологий. Это обеспечивает развитие конкурентных преимуществ региона.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволило получить следующие выводы:

Современные процессы реиндустриализации российских регионов, в частности Ростовской области, предполагает создание инновационных «оазисов», развитие отраслевой науки и институтов коммерцализации промышленных инноваций. По мере развития и расширения ареалов инновационных оазисов происходит качественная перестройка инновационных процессов, переход инновационного потенциала на новую ступеньку. Это создает основу развития инновационнных кластеров.

Реализация кластерных проектов позволит максимально полно использовать имеющийся в Ростовской области ресурсный потенциал, разрабатывать и выпускать на рынок востребованную конкурентоспособную продукцию, оказывать стимулирующее воздействие на деловую и инновационную активность, улучшать имидж региона. Деятельность промышленных предприятий – участников кластеров способна оказать мощное влияние на экономику и качество жизни в регионе, придав импульс развитию предпринимательской инициативы в смежных отраслях промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг.

Объединение сил и средств участников кластера позволит реализовывать совместные проекты по созданию объектов инфраструктуры в Ростовской области – центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, инжиниринговые и инновационные центры, центры поддержки внешнеэкономической деятельности кластера.

Однако, повышение инновационного потенциала в Ростовской области зависит и от решения ряда проблем. Как уже говорилось выше, Ростовская область обладает достаточно обширным списком составляющих ее инновационного потенциала, это и технопарки, научно - исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и пр., но например, что касается технопарков, то большая часть из них только «на бумаге» и уже долгое время.

Следующей проблемой является то, что в Ростовской области наблюдается отсутствие качественных инновационных инициатив, это связано с тем, что многие проекты, по мнению заказчиков, не оправдывают себя, и данные проекты могут быть прекращены уже на стадии создания. Причиной этого является Вузовская или иная подготовка, имеется ввиду не основные, зарекомендовавшие себя временем и имеющие положительную репутацию, образовательные учреждения Ростовской области, а открывающиеся каждый год филиалы, коммерческие учреждения и частные курсы по различного рода подготовке. Зачастую, данный вид обучения дает слабый приток инновационных инициатив в активную жизнь региона.

Без поддержки государства, любой регион уже через короткое время может превратиться из развитого в отсталый. Поэтому, Ростовской области необходима постоянная государственная поддержка, направленная на привлечение средств на развитие инноваций в регионе. Важным механизмом привлечения средств государственной поддержки из федерального бюджета является совместное участие вузов, научно-исследовательских организаций-участников кластеров в конкурсах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации и Ростовской области, в рамках которых участники кластеров выступают индустриальными партнерами вузов и НИИ, то есть заказчиками (потребителями) создаваемой научно-технической продукции, что очевидно, необходимо учитывать Ростовской области в рамках инновационного развития и повышения инновационного потенциала в общем.

Ростовской области необходимо качественно задуматься над развитием «дорожных карт» и проведением форсайтов, так как это поможет заранее продумать стратегию развития области и путем проведения форсайтов изучить и успешно провести данную стратегию, поскольку форсайт всегда нацелен на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: