ФАКТОРЫ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ




Факторы, определяющие место расположения предприятия, охватывают все связанные с этим затраты и результаты, которые имеют значение, если выбор места расположения предприятия является свободным. Важнейшие из них коротко представлены ниже.

ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ

Транспортные затраты возникают при снабжении предприятия сырьем, вспомогательными и другими необходимыми для производства материалами, а также при закупке полуфабрикатов (в промышленности) и готовой продук­ции (в торговле) и при сбыте изготовленных на предприятии товаров.

Величина этих затрат зависит от:

• необходимых ограничений времени доставки (например, клубника из Израиля требует быстрой, но дорогой доставки по воздуху);

• соответствующего количества перевозимых грузов;

• соответствующего качества перевозок (например, тарифы на железно­дорожном транспорте Германии возрастают в зависимости от стоимости товара — так называемый «стоимостной тариф»);

• удаленности места доставки или сбыта;

• средств транспорта. Так, некоторые предприятия предпочитают раз­мещаться в порту, чтобы иметь возможность доставлять производимые това­ры сразу без промежуточного транспорта и объездов — по морю. Другие предприятия располагаются на каналах и реках, так как при массовых перевоз­ках водный транспорт дешевле, чем наземный. Наконец, из-за стоимостного превосходства железных дорог в противовес городским улицам рекомендуют­ся железнодорожные узлы как места расположения предприятий.

Пример.

Факторы места расположения предприятия: рабочая сила и транспорт­ные расходы

«Когда Фольсваген в 1964 г. построил новое предприятие в порту Эмден, место размещения было выбрано обдуманно, так как наряду с его преимуществами для Фольксвагена он обеспечивал в структурно слабом регионе новые рабочие места. Как крайне настоятельно они были нужны, очевидно еще и сегодня, потому что теперь не нужно обращаться за иностранными подсобными рабочими. Тогда еще модель автомобиля Фольксвагена «Жук» составляла основу производства г. Вольфсбурга, а американский рынок был ненасытен. В лучшие для Фольксвагена годы в США ежегодно по морю отправлялось около 500000 «Жуков». Поэтому было особым преимуществом, что Эмден имел порт, так как «Жуки» Фольксвагена практически прямо с конвейера загружались в трюмы пароходов, которые перемещались на маршруте между США и Эмденом исключительно для Фольксвагена». (Suddeutsche Zeitung, 1989)

ЗАТРАТЫНА РАБОЧУЮ СИЛУ

Затраты на рабочую силу, если речь идет о тарифной зарплате, в тарифных округах, удаленных от областей концентрации производства, часто бывают несколько ниже.

Однако у предприятий, выбравших места расположения в таких област­ях, возникают, как правило, значительные дополнительные затраты на -зара­ботную плату.

Часто именно в этом месте бывает недостаток рабочей силы, так что необходимо обращаться к проживающим в окрестностях. Так как хо­рошо функционирующий транспорт в удаленных областях чаще всего отсут­ствует, предприятие должно само и за свой счет организовать доставку рабочих.

Из-за отсутствия учебных центров промышленно-технического профиля предприятия часто не находят в этих местах специалистов нужной им квали­фикации. В этом случае они должны в интересах обеспечения высокой произ­водительности своих работников содействовать созданию собственной систе­мы образования (обучения, подготовки кадров).

Вследствие незначительной социальной ценности удаленных обла­стей (отсутствие театров, концертных залов, кинотеатров, возможностей для занятия спортом, совершения необходимых покупок и др.) предприятия только посредством высоких надбавок к зарплате привлекают к себе квалифицированный руководящий персонал. Однако предприятия должны и в некоторых областях с высокой концентрацией производства, напри­мер, из-за высоких затрат на оплату жилья также делать надбавки к зар­плате.

Проблема затрат на рабочую силу возникает для многих предприятий и при международном сравнении. Бесспорно, что высокий уровень затрат на рабочую силу, который имеют многие предприятия в Германии, побуж­дает их выносить свое производство в страны с низким уровнем оплаты труда. При этом необходимо учитывать (по меньшей мере) два обстоятель­ства:

производительность труда (количество продукции в час), не в послед­нюю очередь, благодаря высокому образовательному уровню специалистов в Германии высока, что приводит в целом к умеренным затратам на единицу продукции;

Пример.

    Страна  
    А   Б  
Почасовая оплата труда      
Производительность труда      
Затраты на зарплату (в расчете на единицу          
продукции)   0,3   0,36  

с учетом современных технологий изготовления продукции затраты на рабочую силу не имеют больше того значения, как раньше. Так, известны случаи (Линотип АГ, Эшборн, Германия), когда «прямые расходы» на оплату труда составляют всего от 8 до 10%, и предприятия возвращают производство из стран с более низкой заработной платой обратно в Германию.

НАЛОГИ

Налоги, которые должны уплачивать предприятия, также могут сыграть роль при выборе места размещения, причем как внутри страны, так и за ее пределами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: