3.2.1 КПД линии валопровода принимаем равным ηвл= 0,98.
Коэффициент полноты корпуса судна определяем по формуле:
(1)
где V — объемное водоизмещение судна в грузу, м3.
где ρ — плотность морской воды, ρ = 1025 кг/м3. Тогда
3.2.2 Принимаем за базовый номинальный режим работы пропульсивного комплекса по исходным паспортным данным.
Определяем коэффициент попутного потока ω и засасывания t по формулам:
(2)
(3)
Вычисляем величину относительной поступи гребного винта на принятом номинальном режиме:
(4)
Сводим расчет паспортной диаграммы в табл. 1.
3.2.3 Задаемся несколькими значениями λр, при этом одно значение λр берем больше λрн, а два значения — меньше λрн: λр1 = 0,44; λр2 = 0,49; λр3 = 0,54; λр4 = 0,59.
3.2.4 По кривым действия гребного винта определяем безразмерный коэффициенты упора k1 и момента k2 для каждой выбранной величины λр. Приложение Г для z=4, q = 0,55)
3.2.5 Затем задаемся четырьмя значениями частоты вращения вала пс, начиная от пс = 0,7 псн до величин пс полного хода пспх = псн, nc1 = 1,25; nc2 = 1,48; пс3 = 1,60; nc4 = 1,78 с־1.
3.2.6 Вычисления v, Ре, Ne согласно методическим указаниям и формулам данного раздела сводим в таблице 1.
Таблица 1 - р асчет построения паспортной диаграммы
Определяемая величина, ее обозначение и размерность | Способ определения | Постоянные величины | Задается не менее 4-х значений | |||||||||||
пс, с־1 | Относительная поступь λр | |||||||||||||
0.44 | 0.49 | 0.54 | 0.59 | |||||||||||
Безразмерный коэффициент упора k1 | По кривым действия гребного винта | 0.381 | 0.345 | 0.309 | 0.273 | |||||||||
Безразмерный коэффициент упора k2 | По кривым действия гребного винта | 0.042 | 0.038 | 0.034 | 0.030 | |||||||||
Скорость судна v, узл. | λр c 1 n c | c 1 = 20 | 1,25 | 10.9 | 12.1 | 13.3 | 14.6 | |||||||
1,42 | 12.3 | 13.7 | 15.2 | 16.6 | ||||||||||
1,60 | 13.9 | 15.5 | 17.1 | 18.7 | ||||||||||
1,78 | 15.5 | 17.2 | 19.0 | 20.8 | ||||||||||
Полезная тяга гребного винта Pe, кН | k 1 c 2 n c 2 | c 2 = 943 | 1,25 | |||||||||||
1,42 | ||||||||||||||
1,60 | ||||||||||||||
1,78 | ||||||||||||||
Эффективная мощность главного двигателя Ne,кВт | K 2 c 3 n c 3 | c 3 = 53240 | 1,25 | |||||||||||
1,42 | ||||||||||||||
1,60 | ||||||||||||||
1,78 | ||||||||||||||
|
3.2.7 По результатам расчетов строим на миллиметровке формата А4 графики изменения эффективной мощности главного двигателя Ne = f3 (ν, пс) и полезной тяги гребного винта Ре = f2 (ν,пс) в зависимости от скорости судна v при выбранных постоянных частотах вращения гребного винта пс = const, (рис.3).
3.2.8 На паспортной диаграмме Ne = f3 (ν, пс) наносим положение ограничительных характеристик для работы главного двигателя по механической напряженности, а на графике Ре = f2 (ν,пс) строим границу предельной тяги, достижимой при данных гребного винта, и ГД для соответствующей скорости хода судна.
Определяем допустимый номинальный крутящий момент:
кНм (5)
Для построения ограничительной характеристики на диаграмме Ne = f3(v, nc) требуется определить два значения Ne для разных пс при Мен = const, т.к. зависимость Ne при Мен = const прямая линия АВ.
Первую точку А берем для номинального режима Nен = 10300 кВт и псн = 1,78 с־1. Находим вторую точку В при пс3 =1,6 с־1, для чего вычисляем Nеб при Мен = const.
кВт. (6)
При работе двигателя в режиме так называемого «легкого» винта (например, при меньших осадках судна), когда λр, > λрн = 0,54, ограничительной характеристикой служит зависимость изменения Ne при постоянной номинальной частоте вращения псн = const (на диаграмме линия псн = 1,78 с־1 правее точки А).
|
С графика Ne = f3(v, nc) положение ограничительных характеристик (точки А и В) переносим на диаграмму изменения Ре = f2 (v,nc) получаем точки А' и В' соответственно, через которые проходит граница достижимой полезной тяги, а также границей служит линия изменения Ре при достижении псн.
Рисунок 3 - паспортная диаграмма судна