Основные требования к валу редуктора 7 глава




В основе этой иерархии лежит потребность (или функция ТО) ¾ это краткое описание назначения ТО или цели его создания. При составлении описания отвечают на вопрос:" Что желательно иметь (получить) и какие особые условия и ограничения необходимо удовлетворить?"

Одна и та же потребность может быть реализована с помощью нескольких альтернативных физических операций (ФО), рис. 14. Под физической операцией подразумевают физическое преобразование входного потока (или фактора) в выходной поток (фактор). Проектировщику необходимо выбрать наиболее перспективную ФО из известных. Вместе потребность и физическая операция образует техническую функцию (ТФ).

Для реализации одной и той же технической функции возможно построение нескольких альтернативных функциональных структур (ФС), из которых также предстоит выбрать наиболее рациональную.

Следующим этапом в решении задач выбора решения является обоснование наиболее эффективного варианта физического принципа действия (ФПО), который содержит изображение принципиальной схемы ТО, где показаны конструктивные элементы, реализующие ФПД, и основные физические величи-

ны, характеризующие используемые физико-технические эффекты.

Один и тот же ФПД можно реализовать довольно большим числом приемлемых технических решений (ТР), которое представляет собой конструктивное оформление ФПД или ФС. Характерные признаки ТР разбиты на следующие группы [4]:

1) указание (перечень) основных элементов;

2) их взаимное расположение в пространстве;

3) способы и средства соединения и связи элементов между собой;

4) последовательность взаимодействия элементов во времени;

5) особенности конструктивного исполнения элементов (форма, материал и т.д.);

6) принципиально важные соотношения параметров для технического объекта в целом или для отдельных параметров.

Именно эта совокупность признаков отражается в формуле изобретения. Конструктору необходимо из всех ТР так же выбрать лучшее. Далее производят выбор параметров ТО и его элементов (задача 6, рис.14). В каждой такой подзадаче производится выбор по существу на бесконечном множестве возможных вариантов.

Все перечисленные задачи относятся к творческим, однако наиболее ярко среди них выделяются задачи типов 3...5 (рис. 14). Рассмотренные задачи поиска и выбора проектно-конструкторских решений имеют одно интересное свойство. С повышением уровня задачи (от типа 6 до типа 1) ее успешное решение дает все больший экономический эффект, вызывает более заметный технический прогресс в данной области и обеспечивает разработку изделий с большим сроком морального старения. Так, например, решение задачи 6 обычно улучшает технико-экономические показатели изделия на 10...15 %, решение задачи 5 ¾ на 20...30 %, задачи 4 ¾ на 30...40 % (иногда в несколько раз).

Существуют многочисленные стандарты и методические материалы по описанию технических и рабочих проектов; в области патентоведения и специальной технической литературе имеются инструкции и методики по описанию ТР (задачи типа 5...6). Однако для описания потребности (функции), ФО, ФС, ФПД не существует инструктивной и методической литературы. Это в свою очередь затрудняет разработку методов постановки и решения задач типов 1...4 [4].

Приведенная иерархия проектно-конструкторских задач может служить основой для разработки методов выбора проектно-конструкторских решений и систем автоматизированного проектирования, реализующих идеологию сквозной машинной поддержки работы конструктора.

При разработке и проектировании технических объектов всегда необходим список требований, которым он должен удовлетворять. Речь идет о необходимом и достаточном наборе требований, при выполнении которых изделие будет иметь ожидаемую работоспособность, эффективность и т.п. Если же в таком наборе не будет учтено и выполнено хотя бы одно требование, то в созданном ТО появится хотя бы один существенный недостаток или он будет неработоспособным. Этим обстоятельством определяется важность необходимого и достаточного списка требований, который в инженерных разработках составляет ядро технического задания. Характеристика содержания списка требований для каждого типа задач (этапов разработки, рис. 14) приведена в работе [4].

 

Ф У Н К Ц И О Н А Л Ь Н О - Ф И З И Ч Е С К И Й

А Н А Л И З Т О

При создании нового и модернизации существующего технического объекта необходимо углубленное изучение его конструкции и структуры. В первую очередь надо понять и уточнить следующее:

1) какие функции выполняет каждый элемент ТО и как элементы соединены между собой;

2) какие физические операции (преобразования) выполняет каждый элемент и как они взаимодействуют между собой;

3) на основе каких физико-технических эффектов работает каждый элемент и как они взаимосвязаны между собой.

Только после выяснения этих вопросов появляется четкое и целостное представление об устройстве ТО, который требуется усовершенствовать. Без такого представления затруднительно заниматься поиском нового наиболее эффективного технического решения.

В основу анализа функций ТО и построения его функциональной структуры положен принцип выделения и рассмотрения структур с двухуровневой иерархией, т.е. любой ТО нужно разделить на несколько элементов, каждый из которых имеет вполне определенную функцию по обеспечению работы изделия. При этом рассматриваемый ТО представляет собой верхний уровень, а выделенные функциональные элементы ¾ нижний.

В качестве примера рассмотрим функциональную структуру выходного вала главного редуктора вертолета, который имеет достаточно полный набор функциональных участков. Глубина многоуровневого разделения ТО (декомпозиция) обычно доводится до неделимых (в функциональном смысле) элементов [10].

Выполняемая элементом вала функция и форма сопряжения с валом деталей определяет конструкцию участка вала. У валов можно выделить следующие функциональные участки:

1) опорные поверхности (цапфы) под подшипники, Е0;

2) участки соединения вала с деталями, передающими крутящий момент, Е1;

3) участки,, обеспечивающие центрирование деталей, Е2;

4) участки с конструктивными элементами для осевой фиксации и передачи осевых усилий, Е3;

5) участки под уплотнительные устройства, Е4;

6) переходные участки вала(места изменения диаметра), Е5;

7) участки, требующие фасок, Е6.

Каждый из этих элементов (участков) вала выполняет самостоятельную функцию, являющуюся общей функцией вала. Результаты разделения вала на элементы и описание их функций приведены в табл. 2.

Анализ функций и условий работы и условий работы элементов вала выявляет особенности их связей с элементами надсистемы и позволяет сформулировать требования к конструкции вала.

Таблица 2

 

Анализ функций поверхностей вала [10]

 

Э л е м е н т Ф у н к ц и я
Обозначение Наименование Обозначение Наименование
Е0 Опорные участки под подшипники Ф0 Соединяют вал с подшипниками и передают радиальную и осевую нагрузки от вала на подшипник
Е1 Участки соединения вала с деталями, передающими крутящий момент Ф1 Поддерживают насаженные детали, передают нагрузку, фиксируют детали и обеспечивают прочность и жесткость соединения
Е2 Участки, обеспечивающие центрирование деталей Ф2 Обеспечивают точное взаимное положение насаженных на вал деталей
Е3 Участки для осевой фиксации деталей Ф3 Обеспечивают крепление деталей и передачу осевых усилий
Е4 Участки под уплотнения Ф4 Обеспечивают равномерное прилегание к уплотнениям и наименьшие потери на трение
Е5 Переходные участки вала Ф4 Обеспечивают снижение концентрации напряжений
Е6 Участки, требующие фасок Ф6 Облегчают сборку деталей, устраняют повреждение рук рабочих

 

Вал испытывает напряжения кручения, изгиба, а при действии осевой нагрузки ¾ напряжения растяжения или сжатия. Действие этих напряжений является периодическим в любой точке сечения вала. Напряжения изгиба изменяются во времени по симметричному знакопеременному циклу, напряжения кручения у валов нереверсивных ¾ по пульсирующему (отнулевому) циклу, у валов с реверсом движения ¾ по знакопеременному циклу. Напряжения растяжения могут быть постоянными или переменными во времени, изменяться по величине в зависимости от режима нагружения. Так, у выходного вала главного редуктора вертолета осевая нагрузка от несущего винта (подъемная сила) постоянна по направлению, а у вала, связанного с ходовым винтом в передаче винт-гайка, она, как правило, переменна по направлению. Длительное действие переменных напряжений приводит после определенного при данной нагрузке числа циклов изменения напряжений к усталостному разрушению материала вала.

Элементы соединений вал-ступица (шлицы, шпонки, штифты) испытывают при передаче крутящего момента напряжения смятия на рабочих гранях. Эти напряжения лимитируют геометрию элементов соединения. Действие других напряжений (среза, изгиба, сжатия) являются менее опасными, но в ряде случаев шпонки и штифты необходимо проверять на прочность по напряжениям среза и вносить коррективы в размеры элементов соединения. Циклические деформации вала от изгиба и кручения приводят к относительным микроперемещениям сопрягаемых поверхностей вала и ступицы насаженной детали, что вызывает изнашивание при длительной работе. Это явление нужно учитывать при конструировании.

Для обеспечения точного взаимного положения насаженных деталей относительно вала (соосность) необходимо учитывать при конструировании возможность появления контактного трения между сопряженными поверхностями при действии переменных напряжений от вибрационной нагрузки, что приводит к повышенному износу поверхности вала. Большие натяги в сопряжении деталей и центрирующих поверхностей в условиях вибрации приводят к возникновению концентрации напряжений, что снижает усталостную прочность вала.

Элементы участков вала (уступы, буртики, стенки кольцевых канавок), служащие для осевой фиксации деталей и передачи осевой нагрузки, испытывают при работе напряжения смятия, а буртики (кольцевые выступы на валу) ¾ еще и напряжения среза, которые лимитируют ширину буртиков.

Участки валов под контактные уплотнения испытывают при работе трение, что вызывает износ поверхности этих участков. Это предопределяет специфические требования к этим участкам [10].

 

К Р И Т Е Р И И Р А З В И Т И Я

Среди параметров и показателей, характеризующих любой технический объект, всегда имеются один или несколько таких, которые на протяжении длительного времени имеют тенденцию монотонного изменения или тенденцию поддержания на определенном уровне при достижении своего предела. Такие показатели всеми осознаются как мера совершенства, и они оказывают очень сильное влияние на развитие ТО и техники в целом. Такие параметры и показатели называют критериями развития ТО [4]. Характерно, что критерии развития (удельная материалоемкость и энергоемкость, степень механизации технологического процесса) одновременно являются важнейшими показателями или критериями качества. Значение этих критериев особенно важно для специалистов, которые стремятся при разработке новых изделий превзойти уровень лучших мировых достижений. При решении этих задач критерии развития играют роль компаса, указывающего направления магистрального развития изделий и технологий.

Различают четыре группы критериев развития:

1) функциональные критерии, характеризующие важнейшие показатели реализации функции ТО;

2) технологические критерии, связанные с возможностью и простотой изготовления ТО;

3) экономические критерии, определяющие только экономическую целесообразность реализации функции с помощью донного ТО;

4) антропологические критерии, связанные с вопросами человеческого фактора или воздействия положительных и отрицательных факторов на людей, вызванные созданием ТО.

Функциональные критерии развития представляют собой количественную характеристику основных показателей реализации функции ТО. Среди них наиболее часто фигурируют критерии производительности, точности и надежности.

Критерий производительности представляет собой интегральный показатель уровня развития техники, который непосредственно зависит от ряда параметров, влияющих на производительность труда. К таким параметрам относятся:

1) скорость обработки объекта (число оборотов или операций в единицу времени, скорость движения рабочих органов машины, скорость транспортной машины, скорость протекания химической реакции и т.п.);

2) физические и химические параметры (температура, давление, напряжение и др.), определяющим образом влияющие на интенсивность обработки изделия;

3) степень механизации труда;

4) степень автоматизации труда;

5) непрерывность процесса обработки.

Критерии точности включают: точности измерений, позиционирования, обработки материала, обработки потока информации.

Критерии надежности характеризуются: безотказностью, долговечностью, сохраняемостью, ремонтопригодностью.

Технологические критерии развития главным образом обеспечивают всестороннюю экономию живого труда при изготовлении ТО. Они направлены также на экономию материалов. Обычно выделяют четыре основных технологических критерия: трудоемкость изготовления, технологические возможности, использование материала при изготовлении, расчленение изделия на элементы.

Экономические критерии развития образуют следующие показатели:

1. Критерий расхода материалов. Необходимость всесторонней экономии материалов при создании и производстве изделий обусловлена тем, что стоимость материалов в изделии составляет 25...65 % их себестоимости; достигается экономия энергии при эксплуатации изделия вследствие снижения доли энергии, затрачиваемой на обеспечение движения подвижных частей механизмов машины.

2. Критерии расхода энергии. Удовлетворение возрастающих потребностей людей обычно жестко ограничиваются имеющимися энергетическими возможностями. Это один из самых древних критериев, поскольку издревле люди стремились при получении единицы продукции минимизировать затраты энергии.

3. Критерии затрат на информационное обеспечение. В настоящее время эти затраты становятся сопоставимыми с затратами на материалы и энергию, а прибыли от них быстро возрастают.

4. Критерий габаритных размеров изделия. Снижение габаритных размеров изделия и его элементов обеспечивает:

а) уменьшение площади и объема помещений и зданий, в которых находится изделие;

б) увеличение полезного объема в изделиях типа летательных и космический аппаратов, судов, подводных лодок и т.п.;

в) сокращение расходов по защите изделия (окраска, чехлы, тара, покрытия);

г) сокращение расходов по транспортированию.

Антропологические критерии. Группа этих критериев обеспечивает по возможности наибольшее соответствие и приспособление ТО к человеку, снижение дискомфорта и вредных и опасных воздействий на человека. Критерий эргономичности можно интерпретировать как КПД человека в системе человек-машина. Он действует с древнейших времен, начиная со второй половины XX века его актуальность и значимость возросла и продолжает расти.

Критерии красоты, безопасности и экологичности ТО. Многие объекты, а также выпускаемая ими продукция и используемое сырье оказывают вредные или опасные воздействия на работающих и окружающих людей. Критерии экологичности (сохранения окружающей среды) отражают взаимоотношения между естественной природой и созданным техническим объектом с точки зрения комфортности и возможности жизни людей. Этот критерий в первую очередь должен влиять на выбор средств минимального воздействия на природу, на серьезное обоснование нормативов загрязнения окружающей среды.

 


2.6. Закономерности развития техники в инженерном творчестве

 

Наивысший уровень инженерного творчества заключается в выявлении законов и закономерностей развития техники и сознательном их использовании при поиске наиболее эффективных и рациональных конструкторских решений [4]. На вопросы, почему происходит переход от предшествующего поколения технического объекта к следующему улучшенному поколению; при каких условиях и какие при этом происходят структурные изменения, отвечает закон прогрессивной эволюции в технике.

Суть этого закона состоит в том, что в ТО с одинаковой функцией каждый переход от поколения к поколению вызван устранением возникшего главного дефекта, связанного с улучшением какого-либо критерия (показателя) развития при наличии определенных технико-экономических условий. Если рассматривать все переходы от поколения к поколению (т.е. всю историю эволюции определенного класса техники), то можно наблюдать закономерности иерархического исчерпания возможностей конструкторско-технологических решений на трех уровнях (рис.15).

Сначала на первом уровне улучшаются параметры используемого технического решения (ТР). Когда изменения этих параметров мало что дает, изменения осуществляют на втором уровне путем перехода к более эффективному ТР без изменения физического принципа действия (ФПД). Затем, при исчерпании параметров, переходят на новое более прогрессивное ТР. Эти циклы на первом и втором уровнях происходят до тех пор, пока в рамках используемого ФПД уже не находят новых ТР, обеспечивающих улучшение интересующих показателей. После этого наступает революционное изменение на третьем уровне ¾ переход на новый, более прогрессивный ФПД и т.д.

Самое важное приложение закона прогрессивной эволюции заключается в построении на его основе методологии системного иерархического выбора глобально оптимальных конструкторско-технологических решений.

На первом этапе для заданной функции (рис. 14) выби-

 


рается наиболее рациональная функциональная структура разрабатываемого прибора или технологического комплекса; на втором этапе для выбранной структуры определяется наиболее эффективный физический принцип действия; на третьем этапе ¾ осуществляют поиск наиболее рационального технического решения для выбранного принципа действия; на четвертом этапе ¾ моделирование принятого решения и оптимизация его параметров.

При этом методология системного иерархического выбора "запрещает" останавливаться на частных улучшениях решения, как это часто делают на практике. Она ориентирована на изучение и использование всех возможных путей улучшения. Если при этом решение каждой задачи будет выполняться с достаточно полным информационным обеспечением и будет находиться глобально оптимальное решение, то можно иметь высокую гарантию, что разработанное изделие будет на уровне лучших мировых достижений.

Если переход к новому техническому решению или принципу действия обеспечивает получение дополнительной эффективности, существенно превышающей дополнительные интеллектуальные и производственные затраты, то скачок к новому техническому решению или принципу действия может произойти и без исчерпания всех возможностей предыдущего технического решения или принципа действия.

В рамках закона прогрессивной эволюции действует очень важная закономерность изменения критериев развития на протяжении существования одного и того же физического принципа действия. Эта закономерность детально исследована в работе [18], и она описывается с помощью S-функции (рис. 16).

Прогнозирование с помощью S-функции позволяет установить, насколько недоиспользованы возможности применяемого принципа действия. Если эти возможности имеют значительные резервы (случай А), то на основе прогнозирования можно сформулировать реальное задание на улучшение интересующих главных показателей. Если же прогноз покажет, что возможности принципа действия практически исчерпаны (случай В), то будет сделан обоснованный вывод о необходимости перехода на новый физический принцип действия. Возникает задание на поиск и разработку более перспективного принципа действия.

Закон прогрессивной эволюции полезно применять на начальных стадиях проектирования новых поколений технических объектов, при прогнозировании развития техники. Осмысление действия закона прогрессивной конструктивной эволюции приводит к поразительным результатам. Например, за 50 лет (с 1910 до 1950 годов XX века конструкторам удалось облегчить дизельный двигатель в 250 раз при сохранении одной и той же мощности; расход металла на 1 кВт мощности двигателя внутреннего сгорания уменьшился в 80 раз; паросиловые установки на электростанциях полегчали в 25 раз и т.д.).

При исследовании живых организмов неоднократно отмечали многочисленные факты удивительных соответствий между выполняемыми функциями органа и его структурой (строением, конструкцией). Подобные несоответствия отмечались в деталях и узлах машин, сооружений и других ТО. В этих случаях проявляется закон соответствия между функцией и структурой.

Суть этого закона заключается в том, что в правильно спроектированных технических объектах каждый элемент от сложных узлов до простых деталей и каждый конструктивный признак имеют вполне определенную функцию (назначение) по обеспечению работы ТО. И если лишить такой технический объект какого-либо элемента или признака, то он либо перестанет работать (выполнять свою функцию), либо ухудшит показатели своей работы. Поэтому у правильно спроектированных ТО нет "лишних" деталей. В этом главная суть соответствия между функцией (назначением) и структурой технического объекта.

Этот закон успешно используют при поиске более рациональных и эффективных конструкторско-технологических решений. Как правило, ТО, выполняющие одинаковые функции, имеют различную структуру (конструкцию) и соответственно различные конкретизированные функциональные структуры. Примеров тому множество среди бытовой аудио-видеотехники. В этом случае анализ технических объектов рекомендуется проводить в следующей последовательности.

1. Оценка функциональной ценности каждого элемента (узла или детали в машине, машины или станка в технологическом комплексе) с точки зрения его исключения и передачи его функций другому элементу.

2. Внедрение в ФС комплекса функций в целях их реализации одним автономным техническим средством.

3. Оценка целесообразности изменения функциональной структуры и выбора более рациональной последовательности функциональных элементов.

4. Оценка целесообразности разделения функций элементов, выполняющих две и более функции.

5. Проверка полноты ФС в соответствии с закономерностью функционального строения данного класса ТО. Оценка целесообразности введения новых функциональных элементов.

6. Выделение функций, выполняемых человеком, и оценка возможности и целесообразности их выполнения техническими средствами.

7. Оценка возможности использования функциональной структуры ТО, выполняющего близкие и аналогичные функции и имеющих опережающие темпы развития по сравнению с разрабатываемым классом ТО.

Весьма важным является закон стадийного развития техники. Этот закон отражает революционные изменения, происходящие в технике. Суть закона состоит в том, что технические объекты с функцией обработки материального предмета труда имеют четыре стадии развития (табл. 3), связанные с последовательной реализацией с помощью технических средств четырех фундаментальных функций и последовательным исключением из технологического процесса соответствующих функций, выполненных человеком:

1) на первой стадии ТО реализует только функцию обработки предмета труда (технологическая функция);

2) на второй стадии, наряду с технологической ТО реализует еще функцию обеспечения энергией процесса обработки предмета труда (энергетическая функция);

3) на третьей стадии ТО реализует еще функцию управления процессом обработки предмета труда;

4) на четвертой стадии ТО реализует так же и функцию планирования для сети объема и качества продукции; при этом человек полностью исключается из технологического процесса.

Таблица 3

 

Стадийность развития технических объектов (ТО)

Функция ТО ТФ ТФ+ЭФ ТФ+ЭФ+ФУ ТФ+ЭФ+ ФУ+ФП
Получение круглых дета- лей из твердо- тельных заготовок Токарный станок с ручным или ножным приводом Токарный станок с приводом от водяного колеса или электродвигателя Токарный станок с числовым програм-мным управлением (ЧПУ) Станок с ЧПУ, получающий задание от АСПР
Транспортирование грузов по дороге Тачка или тележка, приводимая в движение человеком Телега, приводимая в движение животным или автомобиль Автомобиль с САУ Автомобиль САУ, получающий задания от бортовой АСПР
Примечание: ТФ ¾ технологическая функция; ЭФ ¾ энергетическая функция; ФУ ¾ функция управления; ФП ¾ функция планирования; САУ ¾ система автоматизированного управления; АСПР ¾ автоматизированная система планирования работ.

Переход к каждой очередной стадии происходит при исчерпании природных возможностей человека в улучшении показателей выполнения соответствующей фундаментальной функции в направлении дальнейшего повышения производительности труда и качества продукции, а также при наличии необходимого научно-технического уровня.

Практическое использование этого закона связано с проведением исследований по его привязке к интересующему классу ТО, имеющему опережающие темпы развития. При этом даются ответы на следующие вопросы:

1. На какой стадии развития находится рассматриваемый ТО или технологический комплекс?

2. Ограничивают ли возможности человека существенное улучшение основных показателей ТО?

3. Имеются ли необходимые научно-технические и технологические возможности для перехода на следующую стадию?

На основании этого анализа делается вывод о целесообразности перехода на следующую стадию и формулируется соответствующее техническое задание на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

 

2.7. Изобретательство как активный метод развития технического творчества

 

В настоящее время техника получила столь стремительное развитие, что темпы смены новых поколений технических средств стали опережать темпы смены их разработчиков. Теперь за время активной трудовой деятельности специалиста в передовых отраслях производства происходит смена нескольких поколений технических средств. Столь быстрое техническое перевооружение вызывает не менее быстрое устаревание накопленных знаний и требует их скорейшей замены новыми.

Чтобы не отстать от общего прогресса в области развития техники, конструктору приходится постоянно совершенствовать свои знания не только в своей специальной области, но и в смежных областях и отрасли в целом. Этому процессу в большой степени способствует творческое начало в работе конструктора, техническое творчество становится увлечением и жизненной необходимостью многих людей. Об этом свидетельствует опыт и жизненный путь таких известных конструкторов как С.П. Королев,С.В. Ильюшин,О.К.Ан- тонов и др.

Результатом творческой деятельности является созидание новых материальных или духовных ценностей, это всегда прирост и прибавление.

Творчество предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний и умений. В нем важны как результат, так и сам процесс. Творчество наряду с созданием нового формирует личность творца, развивает его талант. Творчество является одной из важнейших потребностей человека. Вне творчества нет жизни. Антипод творчества ¾ потребительство. Первое делает человека свободным, а второе формирует в нем раба, превращая жизнь в прозябание и существование [19].

В творческой деятельности необходим целостный, комплексный подход. Бытует мнение, что чем уже специалист, тем он глубже может освоить свою область знаний и достичь более высокого уровня. Это глубочайшее заблуждение, в результате которого появилась масса проектов и изобретений, улучшающих только функциональное назначение. Следствие внедрения только небольшой части таких работ ¾ работа промышленности, в основном на себя, а не на людей, экологические проблемы и региональные экологические катастрофы. Глубинная причина подобного положения кроется в дифференциации знаний, способствующей формированию стереотипов, а значит и отход от творчества.

Уровень развития техники и технологий сейчас таков, что необходимо отойти от субъективного подхода, при котором окружающая среда оказывается объектом потребления; необходимы интеграция знаний и целостный подход на основе знания естественных законов. На нынешнем этапе развития техники творчество, направленное на решение узких проблем, преследующих только функциональные цели, ведет к глобальным экологическим катастрофам, ускоряющим развитие таких биосферных механизмов, которые могут погубить человечество [20].

Ярким, хотя и печальным примером такого подхода является Каракумский канал. Вначале ¾ увеличение урожая хлопка за счет орошения и соответствующее увеличение прибыли, а в конечном итоге ¾ засоление почв и высыхающее Аральское море. Эта экологическая катастрофа привела к массовым трагедиям местных жителей и колоссальнейшим убыткам [19].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: