Основные требования к валу редуктора 2 глава




ПРИМЕР. Изучение общественного мнения на шум реактивных самолетов до принятия окончательного решения о создании пассажирского сверхзвукового лайнера.

3. Применение единых национальных или международных стандартов для обеспечения совместимости изделий взаимодействующих систем.

ПРИМЕРЫ. Межконтинентальные стандарты на цветное телевидение, электрические разъемы, диапазоны УКВ радиоприемников и т. п.

4. Невозможность устранения крупных несоответствий между изделиями без реорганизации всей системы отношений и коренного преобразования изделий, которое позволило бы перераспределить функции.

ПРИМЕР. Невозможность решения проблемы транспортных заторов пока функции управления движением от жесткой системы дорожных знаков и действий самих водителей не будет передано автоматизированной системе управления.

Внутренние трудности характеризуются следующими особенностями:

1. Постоянный рост капиталовложений, необходимый для получения существенного экономического эффекта от новой разработки.

ПРИМЕР. Расходы на технологическую подготовку нового самолета, автомобиля, объекта строительства сейчас столь велики, что проект должен быть удачным с первого предъявления, а поиск методом проб и ошибок недопустим.

2. Трудность приложения сведений, заимствованных из посторонних источников, к задаче проектирования без нарушения внутреннего равновесия между частями конструкций, достигнутыми при предыдущим проектировании.

ПРИМЕР. Механик может предложить способ увеличения прочности детали (литье, пластмасса), не сознавая, что он при этом разрушает тонкое соответствие между геометрией отливки и скоростью ее затвердевания, найденное технологом.

Самое трудное в любом проектировании ¾ это преодоление сложностей поиска в обширном пространстве с миллионами возможных комбинаций узлов и деталей. При использовании традиционных методов для преодоления этого необъятного многообразия задачу решают по частям. При этом большинство комбинаций узлов и деталей исключаются из рассмотрения и исследование ограничивается единственным выбранным "на ощупь" набором компонентов, взаимные отношения которых можно выявить и изучить с помощью чертежа.

Важнейшим этапом этого процесса является творческое "озарение", благодаря которому мозг информированного и гибко мыслящего человека (главный конструктор) позволяет выдвинуть на передний план один из перспективных комплексов. Такой метод дает прекрасные результаты на уровнях изделий и их компонентов (рис.3), однако для принятия решения на уровнях систем и общественных групп крайне сомнительна, поскольку [2]:

1) не создано чего-либо эквивалентного чертежу как средству фиксации и видоизменения отношений между изделиями, проектировщик лишен возможности сконцентрировать свое внимание на одном частном вопросе, чтобы решать задачу по частям,

2) пространство, в котором приходится вести поиск новых систем, реализуемых на основе оригинальных изделий и узлов, слишком велико для упорядоченного обследования и слишком неизведанно, чтобы в нем могли разобраться люди, знания и опыт которых ограничиваются одной из существующих специальностей.

Поэтому для проектирования на верхних ступенях иерархической лестницы (уровни систем и общественных групп) нужны проектировщики и организаторы широкого профиля, творческое мышление которых базировалось бы на глубоких теоретических и практических знаниях об изменениях на всех уровнях ¾ от общественных движений до конструкции деталей.

Точно также для успеха проектирования нужны и новые методы, которые обеспечивали бы достаточный объем информации для принятия решений на каждом из этих уровней.

 

1.4. Основные понятия о прогрессивных методах проектирования

 

Все новые методы проектирования направлены на то, чтобы заставить проектировщика "думать вслух", позволить другим людям ознакомиться с процессами мышления, которые до сих пор протекали у него в голове, объективизировать процесс проектирования. В одних случаях это достигается с помощью слов, в других ¾ в форме математических символов, но почти всегда используется какая-нибудь схема, позволяющая разделить задачу проектирования на части и указать взаимные связи между ними.

Основное преимущество такого обдумывания проекта "в открытую" заключается в том, что другие люди, например, потребители, могут следить за происходящими событиями и участвовать в них, сообщая проектировщику те сведения и оценки, которые выходят за рамки его знаний и опыта.

Чем отличаются эти новые прогрессивные методы друг от друга? Проще всего ответить на этот вопрос, если оценить их практическую пользу с трех точек зрения: насколько они способствуют творчеству, насколько они логичны, насколько они позволяют управлять процессом проектирования.

С точки зрения исследования творчества проектировщик представляет собой "черный ящик", на выходе которого воз­никает загадочное творческое озарение. С точки зрения ло­гики он (проектировщик) ¾ "прозрачный ящик", в котором происходит логический процесс, до конца поддающийся объ­яснению. С точки зрения управления он - самоорганизую­щаяся система, которая способна отыскивать кратчайшие пути на неведомой территории.

Если проектировщика рассматривать в качестве "черного ящика", то самая важная часть процесса проектирования совершается в голове проектировщика, в определенной мере даже в области, не подчиненной сознанию. Проектировщик в этом случае ¾ маг и волшебник.

Уподобляя проектировщика "черному ящику" мы приходим к выводу,"...что мозг ¾ это полуавтоматическое устройство, способное разрешать противоречия между различными сигналами (т. е. решать задачи) путем такой перестройки своей структуры, чтобы она соответствовала как текущим входным сигналам, так и многим хранящимся в памяти ранее сигналам [2].

Из этого следует, что нельзя быть хорошим проектировщиком, не имея соответствующего опыта. Но этим же выражается и не столь очевидный факт ¾ разрешению конфликтов, сохранившихся от прошлого опыта, отдается предпочтение перед разрешением конфликтов, связанных с текущими операциями. Отсюда и негибкость мышления, которая является главным врагом творческого (не скованного) мышления.

Для создания проекта, выходящего за рамки стереотипа, проектировщик должен обладать большой терпимостью к неопределенности и внутренним противоречиям (т.е. обладать гибким мышлением).

К методам проектирования, рассматривающим проектировщика в качестве "черного ящика" относятся мозговая атака и синектика.

Рассмотрим содержание метода мозговая атака.

Методы мозговой атаки (мозгового штурма) представляют собой эмпирически найденные эффективные способы решения технических задач. Они рекомендуются для изучения в числе первых эвристических приемов при подготовке изобретателей. Это связано с тем, что, несмотря на его высокую эффективность, изучение методов мозговой атаки не требует специальной подготовки и быстро осваивается как учащимися, так и опытными конструкторами.

Мозговую атаку целесообразно использовать:

1) при решении изобретательских задач в самых различных областях техники;

2) при самых различных постановках задачи (по форме, детальности и глубине проработки);

3) на различных этапах решения творческой задачи и на различных стадиях разработки и проектирования изделия.

Универсальность методов мозговой атаки позволяет с их помощью рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области техники, организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, уголовного розыска и т.п., если они достаточно просто и ясно сформулированы.

 

М Е Т О Д П Р Я М О Й М О З Г О В О Й А Т А К И

 

Цель. Стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого количества идей.

Формулировка задачи. Постановка задачи может иметь самую различную форму и содержание, но в ней должны быть четко сформулированы два момента:

1) что в итоге желательно получить;

2) что мешает получению желаемого.

План действий: 1) отобрать творческую группу лиц для генерации идей;

2) ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы "дикой" она не казалась, и довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что нужно получить много идей и что участники могут попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные другими;

3) зафиксировать идеи и дать им затем оценку.

Творческая группа для проведения сеанса мозговой атаки обычно составляет 5...12 человек, хотя допускается и меньшее (до 3) и большее число участников.

Как правило, творческая группа состоит из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные ее члены. В ядро группы входят ее руководитель и сотрудники, плодотворно генерирующие идеи и хорошо знающие и соблюдающие правила игры. Временные члены приглашаются в зависимости от характера и содержания задачи. В состав творческой группы целесообразно включать специалистов-смежников, которые обеспечивают комплексное и всестороннее рассмотрение задачи, а также "людей со стороны", не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер и т.д.).

Во время проведения сеанса мозговой атаки члены творческой группы обязаны соблюдать следующие правила:

1. Стремиться высказывать максимальное число идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству.

2. Во время сеанса абсолютно запрещена критика предложенных идей. Запрещаются также неодобрительные замечания, реплики, ядовитые шутки. Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат.

3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи, даже заведомо непрактичные. Оказывайте предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной фантазии в самых разных направлениях.

4. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

Сеанс мозговой атаки — это особое психологическое состояние людей, когда думается без волевых усилий и принимается во внимание "все, что придет в голову". Именно такое состояние оказывается наиболее продуктивным, поскольку позволяет в наибольшей мере использовать подсознание человека — самый мощный аппарат творческого мышления. Длительность сеанса мозговой атаки составляет 1,5...2 часа.

Все высказанные идеи фиксируются (магнитофон, стенографист), а после сеанса проводится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей. При этом участники творческой группы быстро отбрасывают наименее приемлемые и абсурдные идеи. Они также могут усилить и конкретизировать высказанные идеи и дополнить список новыми идеями, возникшими во время редактирования. Все полученные идеи обычно делят на три группы: наиболее приемлемые и легко реализуемые, наиболее эффективные и перспективные, прочие.

Отредактированный и оформленный список идей передается заинтересованным лицам для дальнейшей более детальной проработки и оценки с точки зрения использования в проектно-конструкторских разработках.

Примечание. Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована, и применять как на начальной, так и на более поздних стадиях проектирования.

Мозговая атака — чрезвычайно быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей. Например, шесть человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей. Мозговая атака повышает качество и количество идей.

 

М Е Т О Д О Б Р А Т Н О Й М О З Г О В О Й

А Т А К И

 

В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции изделия (разд. 2.6), согласно которому переход к новым образцам техники происходит через выявление и устранение дефектов (недостатков) в существующем поколении технического объекта [4]. Поэтому при улучшении любого изделия проектировщики решают две задачи:

1) выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков;

2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии.

Первая задача относится к постановке изобретательских и проектно-конструкторских задач, вторая — к синтезу нового технического решения. Первая задача оказывается не менее простой, поскольку необходимо выявить полный список недостатков: недостатки, обнаруженные при изготовлении, эксплуатации, ремонте и утилизации выпускаемых изделий; недостатки, которые возникнут в обозримом будущем у создаваемого изделия.

Методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все недостатки будущие, т.е. полный список недостатков должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого.

Цель. Составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.

Формулировка задачи. Постановка задачи для обратной мозговой атаки должна содержать краткие и исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

1) что представляет собой объект, который требуется улучшить?

2) какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т.д.?

3) что требуется получить в результате мозговой атаки?

4) на что нужно обратить особое внимание?

Информация о недостатках объекта может быть собрана у изготовителей, пользователей, ремонтников, наладчиков. Кроме этого, во время сеанса необходимо угадать все будущие недостатки на период 10...15 лет вперед, чтобы улучшенное изделие имело длительную конкурентоспособность.

Краткое содержание метода синектика

Цель. Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование конкретной проблемы.

План действий: 1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".

2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решении предложенной проблемы.

3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время на решение.

4. Предоставить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.

Применение. Синектика может быть использована только на промежуточных этапах проектирования (т.е. для исследования проблемы, реальность которой доказана) и для получения решения, которое будет внедряться другими людьми.

Этот метод имеет целью ликвидировать серьезные несоответствия во внутренней структуре решений не подвергая сомнению целесообразность этого решения проблемы. Поэтому здесь не требуются данные о проектной ситуации. В рамках синектической группы выходной сигнал "черного ящика" по цепи обратной связи снова подает на вход (рис.4), причем для преобразования выходного сигнала во входной используются тщательно отобранные аналогии.

Чтобы проектировщик смог выдать выходные сигналы в соответствии с поставленной задачей, ему нужно дать время на осознание и преобразование образов, отображающих структуру задачи в целом. В течение длительных и внешне бесплодных поисков решения он может неожиданно найти новый способ структурирования задачи, позволяющий разрешить конфликты, преобразовать сложную задачу в более простую.

В ряде случаев проектировщика следует рассматривать как "прозрачный ящик". Здесь логическое или систематическое поведение проектировщика напоминает работу вычислительной машины: он пользуется только той информацией, которая в него введена и действует по заданной схеме, проводя анализ, синтез и оценку (рис.5) и повторение этих циклов до тех пор, пока не найдет наилучшее из возможных решений.

Аналогичный подход применяют системные методы проектирования: такие как морфология и системотехника. Эти методы призваны дать человеку возможность решать непривычные задачи проектирования "машинными" приемами [2].

Методы "черного ящика" и "прозрачного ящика" позволяют расширить область поиска при решении задач современного проектирования. В методах "черного ящика" это достига-

 


ется путем снятия ограничений, накладываемых на выходные реакции нервной системы проектировщика, или путем стимулирования ее к выработке более разнообразных выходных реакций. В методах "прозрачного ящика" выходная реакция нервной системы обобщается на языке внешних символов с таким расчетом, чтобы она включала альтернативы, одной из которых является замысел проектировщика. Основным недостатком в обоих случаях является то, что проектировщик вырабатывает множество неизученных альтернатив, слишком большое, чтобы его можно было исследовать медленным способом сознательного осмысливания.

Выход лежит в том, чтобы рассматривать проектировщика как самоорганизующуюся систему. В этом случае он не может сделать выбор интуитивно по принципу "черного ящика", т.к. при этом вновь вступают ограничения, налагаемые прошлым опытом, а он как раз стремится этого избежать. В то же время он лишен возможности ускорить и автоматизировать поиск с помощью вычислительной техники, т.к. для составления программы для ЭВМ необходимо заранее знать цели и критерии отбора, а они сами зависят от имеющихся вариантов. В этом случае целесообразно разделить работу проектировщика на две части (из-за обилия нового материала и необходимости сразу оценивать его в целом):

1. Осуществление поиска подходящей конструкции.

2. Контроль и оценка схемы поиска (управление стратегией). Такой подход (рис.6) дает возможность вместо слепого перебора вариантов применить осознанный поиск и найти короткие пути, используя как внешние критерии, так и результаты частичного поиска.

Этот метод применим в том случае, если функция управления стратегией обеспечивает создание правильной модели как стратегии поиска, так и внешней ситуации, которой должна удовлетворять конструкция. Эта модель "осознания себя плюс ситуации" имеет своей целью предоставить каждому члену бригады проектировщиков возможность самому определить насколько избранная методика поиска способна привести к приемлемому равновесию между новой конструкцией, ситуацией, на которую она окажет влияние, и стоимостью ее разработки.

 

1.5. Основы проектирования на уровне систем

 

Как уже отмечалось выше, все разработки сходятся на том, что масштабный чертеж уже не может служить основным инструментом проектирования на уровнях систем и общественных групп. Это объясняется тем, что новаторская деятельность на уровне систем предполагает свободу компонентов (изделий), но и видов изделий, из которых складывается новая система и организации социальной сферы, которой призвана служить новая система.

Второй пункт, по которому между специалистами по методологии проектирования также существует единство мнений заключается в том, что те формы мыслительной деятельности, которые проектировщики привыкли считать своей прерогативой, теперь должны быть объективизированы с тем, чтобы большое число людей (включая и потребителей), чьи знания имеют отношение к проектированию на уровне систем, могли предложить свои идеи на ранних стадиях разработки и участвовать в принятии принципиальных решений. Объективированное мышление проектировщика в не меньшей степени нужно и для автоматизации процесса проектирования [2].

Самой характерной чертой книг о методах проектирования является обилие в них всевозможных блок-схем, матриц и графиков. Такое графическое отображение связей можно рассматривать как попытку найти что-то более субстанцион­ное, чем мысль, но менее детализированное, чем масштабный чертеж для изображения сложностей проектирования на уровне систем.

Процесс проектирования на уровне систем можно сравнить с поиском клада. Новая задача подобна неизведанной теории, протяженность которой неизвестна. Кладоискатель исследует ее с помощью сети маршрутов. Эта сеть не существует до поиска, кладоискатель должен "изобрести" ее либо до того, как отправиться в путь, либо в ходе самого поиска.

Методы проектирования подобны приборам для ориентировки и топографическим схемам, которые он использует для фиксирования своего маршрута, чтобы сохранить контроль за своим продвижением. Если только кладоискатель не совершенный неудачник и тупица, он отыщет клад задолго до того, как обследует каждую пядь территории. Его основная цель при фиксировании маршрута заключается в том, чтобы возможно полнее использовать каждый намек, каждый источник частичных сведений, который ему удастся найти, с тем, чтобы добраться до клада, не потратив всю жизнь на его отыскание. Проектирование, как и прокладка маршрута, было бы "прямолинейным" процессом, если бы с самого начала проектировщику не приходилось иметь дело с неполными и ненадежными данными [2].

Однако область, в которой действует проектировщик, в отличии от местности, по которой движется кладоискатель, не определена и существует лишь в воображении; она меняет свою форму в зависимости от тех допущений, которые вынужден делать проектировщик, а также в зависимости от того, насколько другие участники процесса проявляют готовность осуществить выдвигаемые ими планы.

Ни один из предложенных до сих пор методов проектирования не является столь законченным, каким он кажется на первый взгляд, и при решении любой задачи современного проектирования необходимо определенное сочетании логики ("прозрачный ящик") и интуиции ("черный ящик"). В этих условиях бригада проектировщиков должна сама разработать свою стратегию, используя при этом старые и новые методы в тех сочетаниях, которые окажутся уместными в данной конкретной ситуации.

Пока не существует общей теории или свода правил, которые помогли бы в отборе и объединении методов проектирования. Мы можем заниматься лишь классификацией и общими рассуждениями. Одно из простейших и наиболее распространенных наблюдений состоит в том, что проектирование включает в себя три основные стадии: анализ (дивергенция); синтез (трансформация) и оценка (конвергенция). Эти стадии можно характеризовать соответственно как "расчленение задачи на части", "соединение частей по-новому" и "изучение последствий от практического внедрения нового устройства ". Причем, обычно эти стадии повторяются многократно. Рассмотрим эти стадии последовательно [2].

Дивергенция (анализ) ¾ этот термин начинает расширение границ проектной ситуации для обеспечения достаточно обширного пространства при поиске решения.

На этой стадии полезно применение таких методов как:

1) формулирование задачи;

2) поиск литературы;

3) выявление визуальных несоответствий;

4) интервьюирование потребителей;

5) анкетный вопрос;

6) исследование поведения потребителей.

Для дивергентного поиска и трансформации (синтеза) можно с успехом использовать методы: мозговой атаки, синектики, ликвидации тупиковых ситуаций, морфологических карт.

Дивергентный поиск характеризуется следующими особенностями:

1) цели неустойчивы и условные;

2) все, что имеет отношение к решению задачи, принимается во внимание, несмотря на взаимные противоречия;

3) техническое задание заказчика принимается за отправную точку исследований;

4) необходимо изучить реакцию заказчиков, потребителей, рынка, производства и т.п. на смещение целей и границ задачи в различных направлениях.

Дивергентный поиск можно рассматривать как проверку на устойчивость всего, что имеет отношение к решению задачи, как попытку определить, что в иерархии социальных ценностей, систем, изделий и деталей подвержено изменению, а что можно считать неподвижными точками отсчета.

Работа на этой стадии включает в себя как логические, так и интуитивные действия и требует "больше беготни, чем размышлений в кресле".

Новички в области методологии проектирования обычно впадают в одну и ту же ошибку: на этой стадии они слишком много занимаются спекулятивными размышлениями и не осознают необходимость сбора фактов прежде, чем можно будет принимать важные решения и прежде, чем им станет ясно, чего они хотят. Навыками работы на этой проектной стадии гораздо легче овладевают лица, имеющие опыт в журналистике, научно-исследовательской работе, чем люди, получившие специальную подготовку ¾ инженеры, архитекторы, конструкторы.

Проводить дивергентный поиск ¾ это значит с минимальными затратами и в кратчайшие сроки приобретать новый опыт, достаточный для противодействия всем ошибочным установкам, из которых в начале исходили бригада проектировщиков и заказчики. Это значит ¾ перестроить, разрушить первоначальный вариант технического задания, выявив при этом те аспекты проектирования, которые позволяют получить ценные и осуществимые изменения.

Трансформация (синтез) ¾ стадия создания принципов, пора высокого творчества, вдохновенных загадок и озарений ¾ всего, что составляет радость творческого труда при проектировании.

Это и самая ответственная стадия, когда совершаются крупные ошибки, когда необходимые большой опыт и здравомыслие, чтобы не огорчить мир дорогостоящими и бесполезными ¾ или даже вредными ¾ результатами больших, но неверно направленных затрат человеческого труда.

На этой стадии суждения о ценностях и технических возможностях объединяются в решения, которые должны отражать реальные политические, экономические и эксплуатационные аспекты ситуаций проектирования.

Для трансформации характерны следующие основные черты:

1) цель заключается в том, чтобы на результаты дивергентного поиска наложить некую концептуальную схему, а затем утвердить этот проект и утвердить во всех деталях. Это творческий акт преобразования сложной задачи в простую путем изменения ее формы и принятия решения о том, что необходимо подчеркнуть, а чем можно пренебречь;

2) фиксируются цели, технические задания и границы задачи, выявляются важнейшие переменные, распознаются ограничения;

3) задача расчленяется на подзадачи, причем, считается, что все подзадачи можно решать параллельно
или последовательно и в значительной мере независимо
друг от друга.

Конвергенция (оценка) ¾ эта стадия проектирования наступает тогда, когда задача определена, переменные найдены, а цели установлены. Цель конвергенции ¾ сократить поле возможных вариантов до единственно выбранного проекта с минимальными затратами времени и средств.

На этой стадии проектировщику необходимо шаг за шагом разрешать второстепенные противоречия до тех пор, пока из многих возможных альтернативных конструкций не останется одна ¾ окончательное решение, которое и получит "путевку в жизнь".

Основная задача конвергенции ¾ как можно быстрее уменьшить неопределенность. Для этого полезно использование готовых стратегий проектирования: упорядоченный поиск; стоимостной анализ; системотехника; поиск границ; проектирование систем человек-машина.

Главным результатом применения прогрессивных методов проектирования является объективизация тех процессов мышления, которые традиционный проектировщик держал при себе и разделение их на три категории: интуитивное мышление ("черный ящик") и методологическое или процедурное мышление ("мысли о мыслях"). Такая объективизация и подобное расчленение привели к созданию целого набора методов, каждый из которых касается лишь одного аспекта. Проектировщику это позволяет перерабатывать огромное количество новых фактов и идей, которые крайне важны для проектирования на уровне систем, но не могут содержаться в индивидуальном опыте одного, даже самого талантливого проектировщика.

Положительный эффект от применения прогрессивных методов заключается в том, что они:

1) заставляют проектировщиков в поисках информации выйти за пределы привычного круга мыслей;

2) предохраняют от искушения ухватиться за первую попавшуюся мысль, которая придет в голову. Более строгие логические методы резко увеличивают число альтернатив, которые подлежат оценке на стадии конвергентного поиска.

Главный недостаток новых методов проектирования заключается в том, что они не позволяют установить насколько информация и идеи, собранные во время дивергентного поиска, и окончательный проект, созданной по планомерной конвергенции, соответствуют общей проектной ситуации, ее определяющим элементам.

Практика подтвердила высокую эффективность некоторых новых методов в применении к стабильным и ограниченным определенными рамками ситуациям проектирования, не связанным с новаторством на уровне систем. В таких проектах, как пилотируемые космические полеты, спутниковое телевидение, проектирование химических заводов, разработка телефонных систем достигнуты замечательные результаты, которые были бы немыслимы без объективирования мышления. К сожалению, эти довольно хорошо упорядоченные задачи проектирования существенно отличаются от некоторых весьма неупорядоченных ситуаций, с которыми приходится иметь дело.

Подлинное требование нашего времени ¾ требование объединения социальных изменений с техническими ¾ невозможно удовлетворить без исследования взаимных радиальных воздействий социальных организаций и материальных систем. Обоюдная податливость ¾ важнейшее условие новых форм развития, подразумеваемых под термином научно ¾ технический прогресс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: