1. Адаптация и стресс как предмет изучения в психологии
В самой общей форме явления адаптации в живой природе восприни-
маются как выражение целесообразности в устройстве и функционировании
организмов. Наиболее широкое определение адаптации дает Г. Селье:
«Адаптация есть, несомненно, одно из фундаментальных качеств живой ма-
терии…» [28, с.22]. Г. Селье подчеркивает, что понятие адаптации нередко
отождествляется с самим понятием жизни. Однако чаще, в качестве обяза-
тельной предпосылки существования понятия, адаптация включает в себя
взаимодействие организма со средой. Различные формы адаптаций (индиви-
дуальные, видовые, биоценотические) имеют свою конкретную форму выра-
жения, т. е. способ взаимосвязи живой системы с окружающей средой.
Для психологов особую важность имеют определения психической
адаптации человека, т. е. такие процессы взаимодействия с социальной и фи-
зической средой, которые затрагивают все уровни существования личности.
Представляет интерес мнение Ф. Б. Березина [9], который определяет психи-
ческую адаптацию как «…процесс установления оптимального соответствия
личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку
деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные по-
требности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохране-
нии психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соот-
ветствие психической деятельности человека, его поведения требованиям
среды» [9, с. 5].
Ю. А. Александровский [1], определяет психическую адаптацию с
точки зрения системного подхода. Система, которая обеспечивает адаптиро-
ванную психическую деятельность, как и любая другая функциональная сис-
|
тема, представляет собой определенную совокупность подсистем, соединен-
ных между собой относительно жесткими связями. По мнению Александров-
ского, «Психическая адаптация человека может быть представлена как ре-
зультат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность кото-
рой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов (под-
систем), а их взаимодействием…, порождающим новые интегративные каче-
ства, не присущие отдельным образующим подсистемам» [1, с. 13].
С точки зрения Ц. П. Короленко [17], наиболее полную картину адап-
тации человека к экстремальным условиям можно получить, если рассматри-
вать психофизиологическую адаптацию, т. е. адаптацию не только на уровне
психической сферы, но и на уровне связанных с ней подчиненных физиоло-
гических функций. Психофизиологическая адаптация – это «динамический
процесс, при котором поведение и опыт, приобретенные ранее, включаются в
ответную реакцию на средовые изменения таким образом, что происходит
мотивационно – обусловленная выборка; изменения, служащие необходимой
цели, усиливаются, противостоящие ей – ослабляются, редуцируются» [17,
с. 8].
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями
об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для
определения стресса как неспецифической реакции организма на предъяв-
ляемые ему требования и рассмотрения его как общего адаптационного син-
дрома.
По Г. Селье [28], «…стресс есть неспецифический ответ организма на
|
любое предъявляемое ему требование [28, с. 15]. Факторы, вызывающие
стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, в сущности
биологическую реакцию, суть которой состоит в актуализации приспособи-
тельных способностей организма. Стрессовые реакции в общем континууме
опыта человека могут быть связаны как с положительными, так и отрица-
тельными переживаниями; все определяется степенью стрессоустойчивости
организма и психики, способностью переносить стресс без необратимых по-
терь.
Г. Селье выделил три стадии развития стресса: 1) реакция тревоги вы-
ражается в мобилизации всех ресурсов организма; 2) стадия устойчивости:
организму удается успешно справиться с воздействием. В этот период на-
блюдается повышенная стрессоустойчивость. Если же действия вредоносных
факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает 3) третья ста-
дия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются: в
этот период увеличивается опасность заболеваний из-за снижения активно-
сти иммунной системы. П. К. Анохин [2] отмечал, что резервы адаптацион-
ных возможностей организма всегда выше, чем их реализация. На развитие
дезадаптивных процессов (болезни) оказывают влияние два фактора: отсут-
ствие тренировки механизмов адаптации естественными факторами и невос-
требованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями
жизнедеятельности.
На реализацию адаптационных резервов организма влияют многие
внешние и внутренние факторы, социально-культурно-политическая среда,
|
индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонно-
сти и способности, физико-биологическая среда обитания.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность,
которая физиологически выражается в изменениях работы эндокринной сис-
темы человека. Психоэмоциональная напряженность – состояние, форми-
рующееся в результате чрезмерного возрастания психоэмоционального на-
пряжения и характеризующееся временным понижением устойчивости пси-
хических и психомоторных функций, выраженными соматовегетативными
реакциями и снижением профессиональной работоспособности.
Л. Е. Панин [22] описывает синдром психоэмоционального напряжения
с включением пяти основных групп признаков:
1. Клинические – личностная и реактивная тревожность, снижение
эмоциональной стабильности.
2. Психологические – снижение степени самооценки, уровня социаль-
ной адаптированности и фрустрационной толерантности.
3. Физиологические – преобладание симпатической нервной системы
над парасимпатической, изменение гемодинамики.
4. Эндокринные – повышение активности симпато-адреналовой и ги-
поталамо-гипофиз-надпочечниковой систем.
5. Метаболические – повышение в крови транспортных форм жира.
Так как стресс возник главным образом именно из-за восприятия угро-
зы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъ-
ективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от личностно-
го фактора зависит очень много. К примеру, в системе «человек – среда»
уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения разли-
чий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь
создавшимися.
Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напря-
жение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия
этим условиям эмоционального механизма индивида, потребностей или ко-
гда рассогласование самой системы потребностей является источником тре-
воги. Тревога, обозначаемая как
– ощущение неопределенной угрозы;
– чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
– неопределенное беспокойство,
представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического
стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое пред-
ставляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологиче-
ское значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоста-
вимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление пове-
денческой активности, изменение характера поведения или включение меха-
низмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимули-
ровать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптив-
ных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами
поведения.
Тревога, по интенсивности и длительности не адекватная ситуации,
препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нару-
шению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики чело-
века. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического
состояния и поведения, обусловленных стрессом.
Проблему адаптации, возникновения, течения и симптоматики состоя-
ния человека необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода.
Согласно П. К. Анохину, «…системой можно назвать только такой комплекс
избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействия и взаи-
моотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на полу-
чение фокусированного полезного результата» [2, с. 35]. Результат является не-
отъемлемым и решающим компонентом системы, инструментом, создающим
упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами.
Теория функциональных систем П. К. Анохина – модель психологически
ориентированной физиологии. Физиологическую основу психической дея-
тельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они
складываются в целостные функциональные системы, обеспечивающие це-
лостные поведенческие акты.
Состояния, развивающиеся у человека в процессе его общественно
значимой деятельности, которые затрагивают и физиологические, и психоло-
гические структуры личности, Е. П. Ильин [15] называет психофизиологиче-
скими состояниями, пытаясь решить психофизиологическую проблему в
русле современного философского материализма – задача психофизиологи-
ческой интерпретации не отдельных психических функций, а целостной при-
роды индивида. По Ильину, психофизиологическое состояние – это целост-
ная активная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направ-
ленная на достижение конечного результата (адаптацию). С точки зрения
психофизиологических состояний, решается проблема необходимости уста-
новления связей между организмом и личностью. Человеческое тело есть са-
мый первый уровень субъектного бытия человека, материальная основа
«выращивания» [25] специфических человеческих способностей, развития
психологических свойств и качеств. Психофизиологическое состояние разви-
вается как системная реакция, включающая три блока реагирования:
1) психические уровни реагирования (переживания);
2) физиологические уровни реагирования (соматика и вегетатика);
3) поведение [15].
Значение отдельных проявлений стресс-реакции может быть правильно
понято только при системном подходе, при оценке отдельных соматических
и вегетативных признаков как элементов целостной, динамично развиваю-
щейся функциональной системы ответного поведения. Решение психофизио-
логической проблемы возможно только при применении комплексной мето-
дологии исследования, сочетающей в себе как опосредованный (объектив-
ный), так и непосредственный (самонаблюдение) подходы.
Таким образом, изучение стресса и адаптации к нему возможно только
на основе системного подхода и принципа целостности, психосоматического
единства человека.
2. Методические аспекты изучения стресса
Стресс – один из механизмов адаптации в организме человека в ответ
на стрессорное воздействие любой природы, в том числе и психологической.
Критериями стресса являются объективные показатели нервной, эндокрин-
ной и висцеральной систем (сердечно-сосудистая, кожа и т. д.).
По мнению В. Д. Небылицина [21], устойчивость оптимальных рабо-
чих параметров субъекта зависит от факторов, имеющих личностный харак-
тер:
1. Состояние внутренних органов и, прежде всего, сердечно-
сосудистой системы, острота зрения и слуха, вегетативная реактивность.
2. Динамика свойств нервной системы: сила и уравновешенность.
3. Собственно психологические факторы – характерологические осо-
бенности личности.
Исходя из этого, следует согласиться с классификацией А. Б. Леоновой
[18], делящей методы исследования функциональных состояний на три блока
методик: 1) физиологические; 2) психологические; 3) методики субъективной
оценки состояний. Подобный подход согласуется с пониманием системности
психофизиологического состояния.
Рассмотрим все три блока методик последовательно, уточнив их назва-
ния.
I. Физиологические методы исследования позволяют рассмотреть
стресс как колебание гомеостатических процессов с обязательным учетом
социальной обусловленности биологической адаптации. Измерения следует
проводить в одно и то же время, после сна перед рабочей нагрузкой, т. к. не-
обходимо регистрировать следовые процессы в изменении функций.
1. Исследование работы ЦНС с помощью электроэнцефалограммы
(ЭЭГ). ЭЭГ является выражением индивидуального уровня активации в ус-
ловиях стресса. Паттерн ЭЭГ, характерный для конкретного человека и даю-
щий представление об его индивидуальном уровне активации, имеет силь-
ную генетическую детерминацию. Например, люди, у которых фиксируют
ЭЭГ с диффузно распространенными -волнами, обладают низкой концен-
трацией внимания, совершают много ошибок и малоустойчивы к стрессу
[14]. В целом, в стрессовой ситуации у испытуемых обнаружено: подавление
высокочастотной активности и повышение мощности медленных ритмов
(дельта-, тета-) преимущественно во фронтальных отведениях [4]. Отмечено,
что по всем ритмам преобладала активность левого полушария. Исследовате-
ли отмечают, что чем выше показатели функциональной асимметрии мозга,
тем меньше стрессоустойчивость индивида [27]. М. С. Мыслободский [20]
предполагает, что неспецифичность стресса связана с более высокой «специ-
фической» уязвимостью правого полушария, организующего реакцию трево-
ги. А. М. Вейн с коллегами считают, что в ходе стресса изменяется меха-
низм межполушарной асимметрии в виде сдвига в индексе церебрального
доминирования [12]. По мнению В. В. Аршавского и др. [6], лица «левопо-
лушарного типа» характеризуются повышенным уровнем ситуативной и
личностной тревожности и склонностью к возникновению психосоматиче-
ских заболеваний, однако по данным Л. И. Афтанас [7], в других исследова-
ниях высокая тревожность ассоциируется с эффектами правополушарной ак-
тивации.
2. Исследование показателей работы вегетативной нервной системы
(ВНС), которая осуществляет регуляцию, координацию и адаптацию дея-
тельности органов в связи с изменениями условий среды. Вегетативная регу-
ляция – один из механизмов обеспечения адаптации. Значения показателей
ВНС можно использовать для диагностики и прогноза различных состояний
организма. Чаще всего для диагностики состояния ВНС используются:
а) кожно-гальваническая реакция (КГР) – отражает процессы терморе-
гуляции в связи с мышечной активностью, а опосредованно – силу и продол-
жительность стрессовых реакций, вызвавших изменение гомеостаза. Фоно-
вые фазические колебания КГР и их интегративные показатели – количество,
амплитуда и площадь – отражают уровень тревожности и могут быть исполь-
зованы для выявления индивидуально-психологических особенностей [4];
б) кожная температура. В процессе адаптации возможны однонаправ-
ленные и разнонаправленные сдвиги температуры тела (подмышечной впа-
дины) и температуры ладони. Точная дифференциация состояний возможна
только при комплексном изучении температуры тела и температуры ладони;
в) показатели состояния дыхательной системы: частота дыхания и глу-
бина дыхания. При стрессовой активации повышается частота дыхания и по-
нижается его глубина;
г) показатели состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Система
кровообращения отличается высокой реактивностью и играет первостепен-
ную роль в адаптационных перестройках функционального состояния орга-
низма. При быстром течении стрессовых реакций сердечная деятельность во
многих случаях является наиболее информативным показателем изменений
состояния организма. По данным О. С. Медведева [19], в стрессовой ситуа-
ции для человека характерно повышение артериального давления и увеличе-
ние частоты сердечных сокращений. При длительном негативном эмоцио-
нальном состоянии отмечены прессорные реакции артериального давления,
ведущие к стойкому гипертензивному состоянию.
Особый интерес представляют данные о колебаниях характеристик
сердечного ритма, позволяющих получить в известной степени интегральную
информацию о состоянии организма в целом, быть своеобразным индикато-
ром для оценки функционального состояния регуляторных систем. Вариа-
бельность сердечного ритма (ВСР) – это изменчивость продолжительности
интервалов R – R последовательных циклов сердечных сокращений за опре-
деленные промежутки времени, выраженность колебаний частоты сердечных
сокращений (ЧСС) по отношению к ее среднему уровню. В настоящее время
определение ВСР признано наиболее информативным методом количествен-
ной оценки вегетативной регуляции сердечного ритма и функционального
состояния организма.
Для определения степени адаптации сердечно-сосудистой системы к
случайным или постоянно действующим нагрузкам и оценки адекватности
процессов регуляции Р. М. Баевским предложен ряд параметров, являющихся
производными классических статистических показателей (индексы Баевско-
го): ИВР – индекс вегетативного равновесия, ВПР – вегетативный показатель
ритма, ПАПР – показатель адекватности процессов регуляции, ИНРС – ин-
декс напряжения регуляторных систем [24].
Для оценки функционального состояния организма используют также
показатели центрального кровотока:
УОК – ударный объем крови (систолический), измеряется количеством
крови, которую сердце выбрасывает в сосуды при каждом сокращении. У
взрослого человека в покое УОК – 70–80 мл, при интенсивной работе – 150–
200 мл.
МОК – минутный объем крови – количество крови, которое сердце вы-
брасывает в легочный ствол и аорту за одну минуту. Средний МОК – 3–6 л.