Часть I. Теоретический обзор проблемы исследования




1. Адаптация и стресс как предмет изучения в психологии

В самой общей форме явления адаптации в живой природе восприни-

маются как выражение целесообразности в устройстве и функционировании

организмов. Наиболее широкое определение адаптации дает Г. Селье:

«Адаптация есть, несомненно, одно из фундаментальных качеств живой ма-

терии…» [28, с.22]. Г. Селье подчеркивает, что понятие адаптации нередко

отождествляется с самим понятием жизни. Однако чаще, в качестве обяза-

тельной предпосылки существования понятия, адаптация включает в себя

взаимодействие организма со средой. Различные формы адаптаций (индиви-

дуальные, видовые, биоценотические) имеют свою конкретную форму выра-

жения, т. е. способ взаимосвязи живой системы с окружающей средой.

Для психологов особую важность имеют определения психической

адаптации человека, т. е. такие процессы взаимодействия с социальной и фи-

зической средой, которые затрагивают все уровни существования личности.

Представляет интерес мнение Ф. Б. Березина [9], который определяет психи-

ческую адаптацию как «…процесс установления оптимального соответствия

личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку

деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные по-

требности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохране-

нии психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соот-

ветствие психической деятельности человека, его поведения требованиям

среды» [9, с. 5].

Ю. А. Александровский [1], определяет психическую адаптацию с

точки зрения системного подхода. Система, которая обеспечивает адаптиро-

ванную психическую деятельность, как и любая другая функциональная сис-

тема, представляет собой определенную совокупность подсистем, соединен-

ных между собой относительно жесткими связями. По мнению Александров-

ского, «Психическая адаптация человека может быть представлена как ре-

зультат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность кото-

рой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов (под-

систем), а их взаимодействием…, порождающим новые интегративные каче-

ства, не присущие отдельным образующим подсистемам» [1, с. 13].

С точки зрения Ц. П. Короленко [17], наиболее полную картину адап-

тации человека к экстремальным условиям можно получить, если рассматри-

вать психофизиологическую адаптацию, т. е. адаптацию не только на уровне

психической сферы, но и на уровне связанных с ней подчиненных физиоло-

гических функций. Психофизиологическая адаптация – это «динамический

процесс, при котором поведение и опыт, приобретенные ранее, включаются в

ответную реакцию на средовые изменения таким образом, что происходит

мотивационно – обусловленная выборка; изменения, служащие необходимой

цели, усиливаются, противостоящие ей – ослабляются, редуцируются» [17,

с. 8].

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями

об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для

определения стресса как неспецифической реакции организма на предъяв-

ляемые ему требования и рассмотрения его как общего адаптационного син-

дрома.

По Г. Селье [28], «…стресс есть неспецифический ответ организма на

любое предъявляемое ему требование [28, с. 15]. Факторы, вызывающие

стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, в сущности

биологическую реакцию, суть которой состоит в актуализации приспособи-

тельных способностей организма. Стрессовые реакции в общем континууме

опыта человека могут быть связаны как с положительными, так и отрица-

тельными переживаниями; все определяется степенью стрессоустойчивости

организма и психики, способностью переносить стресс без необратимых по-

терь.

Г. Селье выделил три стадии развития стресса: 1) реакция тревоги вы-

ражается в мобилизации всех ресурсов организма; 2) стадия устойчивости:

организму удается успешно справиться с воздействием. В этот период на-

блюдается повышенная стрессоустойчивость. Если же действия вредоносных

факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает 3) третья ста-

дия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются: в

этот период увеличивается опасность заболеваний из-за снижения активно-

сти иммунной системы. П. К. Анохин [2] отмечал, что резервы адаптацион-

ных возможностей организма всегда выше, чем их реализация. На развитие

дезадаптивных процессов (болезни) оказывают влияние два фактора: отсут-

ствие тренировки механизмов адаптации естественными факторами и невос-

требованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями

жизнедеятельности.

На реализацию адаптационных резервов организма влияют многие

внешние и внутренние факторы, социально-культурно-политическая среда,

индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонно-

сти и способности, физико-биологическая среда обитания.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность,

которая физиологически выражается в изменениях работы эндокринной сис-

темы человека. Психоэмоциональная напряженность – состояние, форми-

рующееся в результате чрезмерного возрастания психоэмоционального на-

пряжения и характеризующееся временным понижением устойчивости пси-

хических и психомоторных функций, выраженными соматовегетативными

реакциями и снижением профессиональной работоспособности.

Л. Е. Панин [22] описывает синдром психоэмоционального напряжения

с включением пяти основных групп признаков:

1. Клинические – личностная и реактивная тревожность, снижение

эмоциональной стабильности.

2. Психологические – снижение степени самооценки, уровня социаль-

ной адаптированности и фрустрационной толерантности.

3. Физиологические – преобладание симпатической нервной системы

над парасимпатической, изменение гемодинамики.

4. Эндокринные – повышение активности симпато-адреналовой и ги-

поталамо-гипофиз-надпочечниковой систем.

5. Метаболические – повышение в крови транспортных форм жира.

Так как стресс возник главным образом именно из-за восприятия угро-

зы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъ-

ективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от личностно-

го фактора зависит очень много. К примеру, в системе «человек – среда»

уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения разли-

чий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь

создавшимися.

Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напря-

жение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия

этим условиям эмоционального механизма индивида, потребностей или ко-

гда рассогласование самой системы потребностей является источником тре-

воги. Тревога, обозначаемая как

– ощущение неопределенной угрозы;

– чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

– неопределенное беспокойство,

представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического

стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое пред-

ставляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологиче-

ское значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоста-

вимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление пове-

денческой активности, изменение характера поведения или включение меха-

низмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимули-

ровать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптив-

ных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами

поведения.

Тревога, по интенсивности и длительности не адекватная ситуации,

препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нару-

шению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики чело-

века. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического

состояния и поведения, обусловленных стрессом.

Проблему адаптации, возникновения, течения и симптоматики состоя-

ния человека необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода.

Согласно П. К. Анохину, «…системой можно назвать только такой комплекс

избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействия и взаи-

моотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на полу-

чение фокусированного полезного результата» [2, с. 35]. Результат является не-

отъемлемым и решающим компонентом системы, инструментом, создающим

упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами.

Теория функциональных систем П. К. Анохина – модель психологически

ориентированной физиологии. Физиологическую основу психической дея-

тельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они

складываются в целостные функциональные системы, обеспечивающие це-

лостные поведенческие акты.

Состояния, развивающиеся у человека в процессе его общественно

значимой деятельности, которые затрагивают и физиологические, и психоло-

гические структуры личности, Е. П. Ильин [15] называет психофизиологиче-

скими состояниями, пытаясь решить психофизиологическую проблему в

русле современного философского материализма – задача психофизиологи-

ческой интерпретации не отдельных психических функций, а целостной при-

роды индивида. По Ильину, психофизиологическое состояние – это целост-

ная активная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направ-

ленная на достижение конечного результата (адаптацию). С точки зрения

психофизиологических состояний, решается проблема необходимости уста-

новления связей между организмом и личностью. Человеческое тело есть са-

мый первый уровень субъектного бытия человека, материальная основа

«выращивания» [25] специфических человеческих способностей, развития

психологических свойств и качеств. Психофизиологическое состояние разви-

вается как системная реакция, включающая три блока реагирования:

1) психические уровни реагирования (переживания);

2) физиологические уровни реагирования (соматика и вегетатика);

3) поведение [15].

Значение отдельных проявлений стресс-реакции может быть правильно

понято только при системном подходе, при оценке отдельных соматических

и вегетативных признаков как элементов целостной, динамично развиваю-

щейся функциональной системы ответного поведения. Решение психофизио-

логической проблемы возможно только при применении комплексной мето-

дологии исследования, сочетающей в себе как опосредованный (объектив-

ный), так и непосредственный (самонаблюдение) подходы.

Таким образом, изучение стресса и адаптации к нему возможно только

на основе системного подхода и принципа целостности, психосоматического

единства человека.

2. Методические аспекты изучения стресса

Стресс – один из механизмов адаптации в организме человека в ответ

на стрессорное воздействие любой природы, в том числе и психологической.

Критериями стресса являются объективные показатели нервной, эндокрин-

ной и висцеральной систем (сердечно-сосудистая, кожа и т. д.).

По мнению В. Д. Небылицина [21], устойчивость оптимальных рабо-

чих параметров субъекта зависит от факторов, имеющих личностный харак-

тер:

1. Состояние внутренних органов и, прежде всего, сердечно-

сосудистой системы, острота зрения и слуха, вегетативная реактивность.

2. Динамика свойств нервной системы: сила и уравновешенность.

3. Собственно психологические факторы – характерологические осо-

бенности личности.

Исходя из этого, следует согласиться с классификацией А. Б. Леоновой

[18], делящей методы исследования функциональных состояний на три блока

методик: 1) физиологические; 2) психологические; 3) методики субъективной

оценки состояний. Подобный подход согласуется с пониманием системности

психофизиологического состояния.

Рассмотрим все три блока методик последовательно, уточнив их назва-

ния.

I. Физиологические методы исследования позволяют рассмотреть

стресс как колебание гомеостатических процессов с обязательным учетом

социальной обусловленности биологической адаптации. Измерения следует

проводить в одно и то же время, после сна перед рабочей нагрузкой, т. к. не-

обходимо регистрировать следовые процессы в изменении функций.

1. Исследование работы ЦНС с помощью электроэнцефалограммы

(ЭЭГ). ЭЭГ является выражением индивидуального уровня активации в ус-

ловиях стресса. Паттерн ЭЭГ, характерный для конкретного человека и даю-

щий представление об его индивидуальном уровне активации, имеет силь-

ную генетическую детерминацию. Например, люди, у которых фиксируют

ЭЭГ с диффузно распространенными -волнами, обладают низкой концен-

трацией внимания, совершают много ошибок и малоустойчивы к стрессу

[14]. В целом, в стрессовой ситуации у испытуемых обнаружено: подавление

высокочастотной активности и повышение мощности медленных ритмов

(дельта-, тета-) преимущественно во фронтальных отведениях [4]. Отмечено,

что по всем ритмам преобладала активность левого полушария. Исследовате-

ли отмечают, что чем выше показатели функциональной асимметрии мозга,

тем меньше стрессоустойчивость индивида [27]. М. С. Мыслободский [20]

предполагает, что неспецифичность стресса связана с более высокой «специ-

фической» уязвимостью правого полушария, организующего реакцию трево-

ги. А. М. Вейн с коллегами считают, что в ходе стресса изменяется меха-

низм межполушарной асимметрии в виде сдвига в индексе церебрального

доминирования [12]. По мнению В. В. Аршавского и др. [6], лица «левопо-

лушарного типа» характеризуются повышенным уровнем ситуативной и

личностной тревожности и склонностью к возникновению психосоматиче-

ских заболеваний, однако по данным Л. И. Афтанас [7], в других исследова-

ниях высокая тревожность ассоциируется с эффектами правополушарной ак-

тивации.

2. Исследование показателей работы вегетативной нервной системы

(ВНС), которая осуществляет регуляцию, координацию и адаптацию дея-

тельности органов в связи с изменениями условий среды. Вегетативная регу-

ляция – один из механизмов обеспечения адаптации. Значения показателей

ВНС можно использовать для диагностики и прогноза различных состояний

организма. Чаще всего для диагностики состояния ВНС используются:

а) кожно-гальваническая реакция (КГР) – отражает процессы терморе-

гуляции в связи с мышечной активностью, а опосредованно – силу и продол-

жительность стрессовых реакций, вызвавших изменение гомеостаза. Фоно-

вые фазические колебания КГР и их интегративные показатели – количество,

амплитуда и площадь – отражают уровень тревожности и могут быть исполь-

зованы для выявления индивидуально-психологических особенностей [4];

б) кожная температура. В процессе адаптации возможны однонаправ-

ленные и разнонаправленные сдвиги температуры тела (подмышечной впа-

дины) и температуры ладони. Точная дифференциация состояний возможна

только при комплексном изучении температуры тела и температуры ладони;

в) показатели состояния дыхательной системы: частота дыхания и глу-

бина дыхания. При стрессовой активации повышается частота дыхания и по-

нижается его глубина;

г) показатели состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Система

кровообращения отличается высокой реактивностью и играет первостепен-

ную роль в адаптационных перестройках функционального состояния орга-

низма. При быстром течении стрессовых реакций сердечная деятельность во

многих случаях является наиболее информативным показателем изменений

состояния организма. По данным О. С. Медведева [19], в стрессовой ситуа-

ции для человека характерно повышение артериального давления и увеличе-

ние частоты сердечных сокращений. При длительном негативном эмоцио-

нальном состоянии отмечены прессорные реакции артериального давления,

ведущие к стойкому гипертензивному состоянию.

Особый интерес представляют данные о колебаниях характеристик

сердечного ритма, позволяющих получить в известной степени интегральную

информацию о состоянии организма в целом, быть своеобразным индикато-

ром для оценки функционального состояния регуляторных систем. Вариа-

бельность сердечного ритма (ВСР) – это изменчивость продолжительности

интервалов R – R последовательных циклов сердечных сокращений за опре-

деленные промежутки времени, выраженность колебаний частоты сердечных

сокращений (ЧСС) по отношению к ее среднему уровню. В настоящее время

определение ВСР признано наиболее информативным методом количествен-

ной оценки вегетативной регуляции сердечного ритма и функционального

состояния организма.

Для определения степени адаптации сердечно-сосудистой системы к

случайным или постоянно действующим нагрузкам и оценки адекватности

процессов регуляции Р. М. Баевским предложен ряд параметров, являющихся

производными классических статистических показателей (индексы Баевско-

го): ИВР – индекс вегетативного равновесия, ВПР – вегетативный показатель

ритма, ПАПР – показатель адекватности процессов регуляции, ИНРС – ин-

декс напряжения регуляторных систем [24].

Для оценки функционального состояния организма используют также

показатели центрального кровотока:

УОК – ударный объем крови (систолический), измеряется количеством

крови, которую сердце выбрасывает в сосуды при каждом сокращении. У

взрослого человека в покое УОК – 70–80 мл, при интенсивной работе – 150–

200 мл.

МОК – минутный объем крови – количество крови, которое сердце вы-

брасывает в легочный ствол и аорту за одну минуту. Средний МОК – 3–6 л.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: