личностных характеристик – это опросники личности, предназначенные
для получения данных со слов испытуемых.
Среди личностных характеристик, влияющих на эффективность адап-
тации, на первом месте, по мнению многих авторов, стоит тревожность.
Ч. Д. Спилбергер [31] различает три различные понимания тревоги: тревога
как преходящее состояние; тревога как сложный процесс, включающий ком-
поненты стресса и угрозы; а также тревога (тревожность) как личностное
свойство. По Спилбергеру, стресс порождает состояние тревоги. Л. И. Афта-
нас [7] считает, что тревожность – черта личности, которая характеризует ус-
тойчивую степень выраженности восприятия угрозы своему «Я» в различных
ситуациях и склонность реагировать на них усилением состояния тревоги.
Тревога – результат возникновения или ожидания фрустрации и облигатный
механизм психического стресса; сигнал, свидетельствующий о нарушении
адаптации и активирующий адаптивные механизмы. Л. Е. Панин и В. П. Со-
колов рассматривают тревожность как свойство личности, тесно связанное с
ее устойчивостью к стрессовым ситуациям, как форму адаптации организма в
условиях острого или хронического стресса [23].
Для определения тревожности как личностного качества чаще всего
пользуются Шкалой ситуативной (реактивной) и личностной тревожности
Ч. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина и Личностной шкалой проявления
тревоги Дж. Тейлор в адаптации Т. А. Немчина и В. Г. Норакидзе. Шкала си-
туативной и личностной тревожности Спилбергера позволяет дифференци-
рованно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
Субъективно реактивная тревожность переживается как нервозность, напря-
|
жение, озабоченность, беспокойство.
Для определения личностных характеристик испытуемых психологи
используют:
1) многофакторные методики, дающие возможность оценить и другие
свойства личности, такие как:
а) опросник СМИЛ (MMPI) позволяет получить широкий спектр ком-
понентов личности, таких как: мотивационную направленность, самооценку,
стиль межличностного взаимодействия, черты характера, когнитивный стиль,
тип реагирования на стресс, степень адаптированности индивида и возмож-
ный тип дезадаптации, и др.;
б) многофакторная личностная методика Р. Кеттелла позволяет оце-
нить несколько личностных факторов, в том числе и такие, которые связаны
с особенностями переживания стресса: интеллект, робость-смелость, жест-
кость-чувствительность, спокойствие-тревожность, расслабленность-
напряженность и т. д.;
в) опросник Г. Айзенка для исследования экстроверсии-интроверсии и
нейротизма в адаптации А. Г. Шмелева и В. И. Похилько. Высокий уровень
нейротизма рассматривается как предрасположенность к заболеваниям;
г) полупроективный тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга по-
зволяет определить особенности реагирования субъекта на трудные, фруст-
рирующие ситуации, его поведение в подобных ситуациях и уровень фруст-
рационной толерантности;
д) экспресс-методики «Прогноз» и «Прогноз-2», используемые воен-
ными психологами, направлены на выявление лиц с низким уровнем нервно-
психической устойчивости и прогнозирование риска дезадаптации человека в
экстремальных стрессогенных условиях;
|
е) методика определения адаптивного потенциала личности «Адаптив-
ность» (МЛО) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина направлена на оценку
адаптационных возможностей субъекта по шкалам: «адаптивные способно-
сти», «нервно-психическая устойчивость», «моральная нормативность». Ме-
тодика применяется при профотборе военными психологами;
ж) опросник поведения Д. Дженкинса направлен на выявление поведе-
ния типа «А» – стресс-коронарного поведения (согласно теории М. Фридмана
и Р. Розенмана).
Из методик, основанных на субъективном шкалировании состояния, с
точки зрения изучения стресса и адаптации к нему, представляют интерес
следующие:
а) методика оперативной оценки самочувствия, активности, настроения
(САН), разработанная В. А. Доскиным и др. Методика САН используется
при оценке психического состояния здоровых и больных, психоэмоциональ-
ной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и
биологических ритмов психофизиологических функций;
б) шкала профессионального стресса Ч. Спилбергера в адаптации
А. Б. Леоновой для определения силы и частоты стресса, а также для опреде-
ления основных стрессоров;
в) шкала сниженного настроения – субдепрессиии основана на опрос-
нике В. Зунга и адаптирована Т. Н. Балашовой.
Проективная методика «цветовой тест» М. Люшера или его модифика-
ция – метод цветовых выборов Л. Н. Собчик позволяет рассмотреть индиви-
дуально-личностные свойства человека как в норме (в разные периоды его
жизни, в приложении к профессиональной деятельности, в процессе адапта-
|
ции к жизненным условиям), так и в состоянии дезадаптации. Основываясь
на тесте Люшера, Д. В. Сочивко [30] предлагает ряд коэффициентов, описы-
вающих состояние адаптации человека: коэффициенты сопротивляемости,
волевой напряженности, мечтательности, дезадаптированности и др.
Таким образом, методическое обеспечение донозологической диагно-
стики должно включать методы психофизиологические (оценка свойств
нервной системы и др.), физиологические (оценка вегетативного индекса и
др.), психологические (методики самооценки личностных качеств и состоя-
ния). Сложный комплекс проявлений процесса психофизиологической адап-
тации может быть зафиксирован с помощью огромного количества методи-
ческих приемов. Задача состоит в том, чтобы:
1) из большого числа показателей получить интегральную оценку стресса;
2) выбрать оптимальное число методик и показателей, необходимых для ди-
агностики;
3) выбранные методики должны удовлетворять основному требованию мас-
совых обследований – комфортности: респонденты не должны испытывать
неприятных ощущений в процессе исследования.
Список литературы:
1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их ком-
пенсация (пограничные нервно-психические расстройства). – М.: Наука,
1976. – 272 с.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Ме-
дицина, 1975. – 295 с.
3. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2000. – 248 с.
4. Аракелов Г. Г., Шотт Е. К. КГР как проявление эмоциональных, ориенти-
ровочных и двигательных составляющих стресса // Психологический
журнал, 1998, т. 19, № 4. – С. 70 – 79.
5. Аракелов Г. Г., Шотт Е. К. Плацебо и реакция нервной системы при раз-
витии стрессового напряжения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология,
2001, № 2. – С. 34 – 50.
6. Аршавский В. В., Гольдштейн Н. И. Характер пространственной синхро-
низации ЭЭГ и изменение уровня тревоги при воздействии запахов у лиц
с различным типом полушарного реагирования // Физиология человека,
1994, т. 20, № 1. – С. 27 – 36.
7. Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический
анализ. – Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. – 126 с.
8. Баевский Р. М., Берсенова А. П. Оценка адаптационных возможностей ор-
ганизма и риска развития заболеваний. – М., 1997. – http: // ecg.ru / index.html..
9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.
– Л.: Наука, 1988. – 270 с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.
– СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
11. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991. – 160 с.
12. Вейн А. М., Родштат И. В. Проблема психологического стресса и невро-
логия неспецифических систем головного мозга // Стресс и его патогене-
тические механизмы. Мат-лы Всесоюз. симпозиума. – Кишинев: Штиин-
ца, 1973. – С. 352 – 354.
13. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессовые реакции и
активационная терапия. – М.: ИМЕДИС, 1998. – 656 с.
14. Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных со-
стояний: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 192 с.
15. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические
состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии.
– М.: Наука, 1978. – С. 325–346.
16. Китаев-Смык __________Л. А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 367 с.
17. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. –
Л.: Медицина, 1978. – 272 с.
18. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.
– М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
19. Медведев О. С. Эмоциональные напряжения и стресс // Физиология кро-
вообращения. – Л.: Наука, 1986. – С. 507 – 525.
20. Мыслободский М. С. Проблема «неспецифичности» стресса и функцио-
нальная асимметрия человеческого мозга // Стресс и его патогенетиче-
ские механизмы. Мат-лы Всесоюз. симпозиума. – Кишинев: Штиинца,
1973. – С. 97 – 98.
21. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных
различий. – М.: Наука, 1976. – 336 с.
22. Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса. – Новосибирск: Наука,
1983. – 232 с.
23. Панин Л. Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при
хроническом эмоциональном напряжении. – Новосибирск: Наука, 1981.
– 176 с.
24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:
учебное пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. //
Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. –
560 с.
25. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для
вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 128 с.
26. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотера-
певтом. – М.: Прогресс, 1993. – 240 с.
27. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически ориентирован-
ный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ). – М.:
Изд-во Института психотерапии, 2001. – 336 с.
28. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 124 с.
29. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психо-
логию субъективности. – М.: Школа-пресс, 1995. – 384 с.
30. Сочивко Д. В. Психодинамика. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 256 с.
31. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы иссле-
дования тревоги / Стресс и тревога в спорте. Международный сб. науч.
статей. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 12 – 24.
32. Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. – СПб.: Питер
Пресс, 1997. – 256 с.
33. Тьюбсинг Д. А. Избегайте стрессовых ситуаций. – М.: Медицина, 1993.
– 144 с.