исследования. Формально-динамическая сторона психики, т. е. основные
свойства нервной системы, установлены представителями отечественной
школы дифференциальной психофизиологии Б. М. Тепловым и В. Д. Небы-
лициным. Исследователями установлены следующие свойства нервной сис-
темы:
1. Сила – слабость нервной системы проявляется в степени выносли-
вости, работоспособности, устойчивости к разного рода помехам.
2. Подвижность – инертность нервной системы проявляется в скоро-
сти переключения с одного вида деятельности на другой, в скорости привы-
кания к меняющимся условиям.
3. Лабильность – инертность, или малая лабильность нервной систе-
мы проявляется в темпе выполнения различных видов деятельности.
4. Динамичность – малая динамичность проявляется в скорости обра-
зования временных связей в коре головного мозга, в скорости обучения.
5. Активированность проявляется в общем тонусе жизнедеятельности
человека; высокая активированность – преобладание возбуждения, низкая –
преобладание торможения.
Оценка основных свойств нервной системы чаще всего осуществляется
с помощью следующих методик:
1) определение времени сложной зрительно-моторной реакции. Время
простой сенсомоторной реакции является интегральным показателем скоро-
сти проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги.
Однако основную роль играет проведение возбуждения по центральным об-
разованиям, что позволяет рассматривать время простой сенсомоторной ре-
акции в качестве критерия возбудимости центральной нервной системы. Ла-
тентный период сенсомоторных реакций имеет значение адекватного показа-
теля функционального состояния нервной системы;
|
2) теппинг-тест предложен Е. П. Ильиным в 1972 году в качестве экс-
пресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппарату-
ры. Тест основан на измерении во времени максимального темпа движения
кисти и определяет выносливость нервной системы. Определение силы нерв-
ной системы помогает адекватно дозировать умственные и физические на-
грузки, предотвращая развитие утомления и переутомления;
3) для определения функциональной подвижности нервных процессов
многими исследователями используется методика А. Е. Хильченко или ее
модификация. Работоспособность коры головного мозга оценивается по
сумме ошибок, допущенных испытуемым при выполнении эксперименталь-
ного задания. Информация об уровне функциональной подвижности нервных
процессов важна с точки зрения прогнозирования успешности обучения.
Анализ особенностей высшей нервной деятельности показал, что у учащихся
с донозологическими нарушениями здоровья в первую очередь страдает под-
вижность нервных процессов;
4) определение уравновешенности и лабильности нервной системы с
помощью методики для определения критической частоты слияния мелька-
ний (КЧСМ), критической частоты слияния звуковых щелчков (КЧСЩ). Ме-
тодика основана на принципах дискретометрии. Критическая частота слия-
ния – это максимальная частота, при которой испытуемый еще различает от-
дельные световые мелькания или звуковые щелчки. Переход за эту границу
частоты ощущается как сплошной свет или сплошной звук. Чем быстрее
возникают и прекращаются нервные процессы, тем выше будут показатели
|
критической частоты. Лабильность положительно коррелирует с эффектив-
ностью деятельности, поэтому методика активно используется в теоретиче-
ских исследованиях;
5) для определения уравновешенности нервных процессов используют-
ся двигательные методики. В основе методик лежит проведение испытуемым
линий определенной длины в изменяющихся условиях без зрительного кон-
троля. Соотношение между силой возбудительного и тормозного процессов
(уравновешенность) проявляется в неустойчивости длины воспроизводимых
линий: преобладание возбуждения – в тенденции к удлинению линий, а пре-
обладание торможения – в тенденции к их укорочению.
Эффективность психических процессов в исследованиях стресса и
адаптации чаще всего оценивается с помощью следующих методик:
1) восприятие времени – определение точности временного интервала с
помощью секундомера. Латентный период восприятия – время от воздейст-
вия до формирования образа в сознании испытуемого, – зависит от лабильно-
сти нервных процессов. Латентный период восприятия, кроме того, зависит
от функционального состояния организма, что важно при исследовании
адаптации, особенно с учетом хронобиологического подхода;
2) исследование устойчивости, объема, распределения и переключения
внимания производится с помощью корректурной таблицы А. Г. Иванова-
Смоленского, колец Ландольта, таблицы Анфимова или таблиц Шульте.
Снижение устойчивости и объема внимания часто сопровождает стрессовое
|
состояние испытуемого. По буквенным таблицам Анфимова оценивается
также умственная работоспособность. Ухудшение функционального состоя-
ния ЦНС происходит при развитии умственного утомления, связанного с на-
пряженной и сложной умственной работой. Утомление и переутомление ве-
дет не только к снижению качества обучения, но и к нервно-психической де-
задаптации;
3) исследование кратковременной зрительной памяти производится с
помощью запоминания и воспроизведения десяти слов или десяти чисел.
Слова или двузначные числа могут быть зачитаны экспериментатором или
предъявлены в записи на магнитную ленту. В этом случае определяется объ-
ем слуховой памяти;
4) определение умственной работоспособности и выявление утомляе-
мости с помощью методики Э. Крепелина. Оценка умственной работоспо-
собности осуществляется по количеству правильно выполненных сложений и
количеству ошибок.
Важным показателем негативного стресса являются значимые пониже-
ния устойчивости психических и психомоторных процессов.