II. Психофизиологические и психологические объективные методы




исследования. Формально-динамическая сторона психики, т. е. основные

свойства нервной системы, установлены представителями отечественной

школы дифференциальной психофизиологии Б. М. Тепловым и В. Д. Небы-

лициным. Исследователями установлены следующие свойства нервной сис-

темы:

1. Сила – слабость нервной системы проявляется в степени выносли-

вости, работоспособности, устойчивости к разного рода помехам.

2. Подвижность – инертность нервной системы проявляется в скоро-

сти переключения с одного вида деятельности на другой, в скорости привы-

кания к меняющимся условиям.

3. Лабильность – инертность, или малая лабильность нервной систе-

мы проявляется в темпе выполнения различных видов деятельности.

4. Динамичность – малая динамичность проявляется в скорости обра-

зования временных связей в коре головного мозга, в скорости обучения.

5. Активированность проявляется в общем тонусе жизнедеятельности

человека; высокая активированность – преобладание возбуждения, низкая –

преобладание торможения.

Оценка основных свойств нервной системы чаще всего осуществляется

с помощью следующих методик:

1) определение времени сложной зрительно-моторной реакции. Время

простой сенсомоторной реакции является интегральным показателем скоро-

сти проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги.

Однако основную роль играет проведение возбуждения по центральным об-

разованиям, что позволяет рассматривать время простой сенсомоторной ре-

акции в качестве критерия возбудимости центральной нервной системы. Ла-

тентный период сенсомоторных реакций имеет значение адекватного показа-

теля функционального состояния нервной системы;

2) теппинг-тест предложен Е. П. Ильиным в 1972 году в качестве экс-

пресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппарату-

ры. Тест основан на измерении во времени максимального темпа движения

кисти и определяет выносливость нервной системы. Определение силы нерв-

ной системы помогает адекватно дозировать умственные и физические на-

грузки, предотвращая развитие утомления и переутомления;

3) для определения функциональной подвижности нервных процессов

многими исследователями используется методика А. Е. Хильченко или ее

модификация. Работоспособность коры головного мозга оценивается по

сумме ошибок, допущенных испытуемым при выполнении эксперименталь-

ного задания. Информация об уровне функциональной подвижности нервных

процессов важна с точки зрения прогнозирования успешности обучения.

Анализ особенностей высшей нервной деятельности показал, что у учащихся

с донозологическими нарушениями здоровья в первую очередь страдает под-

вижность нервных процессов;

4) определение уравновешенности и лабильности нервной системы с

помощью методики для определения критической частоты слияния мелька-

ний (КЧСМ), критической частоты слияния звуковых щелчков (КЧСЩ). Ме-

тодика основана на принципах дискретометрии. Критическая частота слия-

ния – это максимальная частота, при которой испытуемый еще различает от-

дельные световые мелькания или звуковые щелчки. Переход за эту границу

частоты ощущается как сплошной свет или сплошной звук. Чем быстрее

возникают и прекращаются нервные процессы, тем выше будут показатели

критической частоты. Лабильность положительно коррелирует с эффектив-

ностью деятельности, поэтому методика активно используется в теоретиче-

ских исследованиях;

5) для определения уравновешенности нервных процессов используют-

ся двигательные методики. В основе методик лежит проведение испытуемым

линий определенной длины в изменяющихся условиях без зрительного кон-

троля. Соотношение между силой возбудительного и тормозного процессов

(уравновешенность) проявляется в неустойчивости длины воспроизводимых

линий: преобладание возбуждения – в тенденции к удлинению линий, а пре-

обладание торможения – в тенденции к их укорочению.

Эффективность психических процессов в исследованиях стресса и

адаптации чаще всего оценивается с помощью следующих методик:

1) восприятие времени – определение точности временного интервала с

помощью секундомера. Латентный период восприятия – время от воздейст-

вия до формирования образа в сознании испытуемого, – зависит от лабильно-

сти нервных процессов. Латентный период восприятия, кроме того, зависит

от функционального состояния организма, что важно при исследовании

адаптации, особенно с учетом хронобиологического подхода;

2) исследование устойчивости, объема, распределения и переключения

внимания производится с помощью корректурной таблицы А. Г. Иванова-

Смоленского, колец Ландольта, таблицы Анфимова или таблиц Шульте.

Снижение устойчивости и объема внимания часто сопровождает стрессовое

состояние испытуемого. По буквенным таблицам Анфимова оценивается

также умственная работоспособность. Ухудшение функционального состоя-

ния ЦНС происходит при развитии умственного утомления, связанного с на-

пряженной и сложной умственной работой. Утомление и переутомление ве-

дет не только к снижению качества обучения, но и к нервно-психической де-

задаптации;

3) исследование кратковременной зрительной памяти производится с

помощью запоминания и воспроизведения десяти слов или десяти чисел.

Слова или двузначные числа могут быть зачитаны экспериментатором или

предъявлены в записи на магнитную ленту. В этом случае определяется объ-

ем слуховой памяти;

4) определение умственной работоспособности и выявление утомляе-

мости с помощью методики Э. Крепелина. Оценка умственной работоспо-

собности осуществляется по количеству правильно выполненных сложений и

количеству ошибок.

Важным показателем негативного стресса являются значимые пониже-

ния устойчивости психических и психомоторных процессов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: