Перечень основных научных работ.




 

1. Ермаков В.А., Колганов С.В. Становление философской антропологии.

Учебное пособие. МАТИ. М., 2004. – 149 c.

2. Ермаков В.А. Развитие концепции антропологического изучения философии // Опыт и проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузах. М., 2004. С. 110 – 115.

3. Ермаков В.А. Основные концепции антропогенеза // Труды членов Российского философского общества. Вып. 8. М., 2004. С. 152 – 174.

4. Ермаков В.А. Концепции социо-культуро-антропогенеза Э. Кассирера и Ю.М. Бородай // Социальные проблемы образа жизни. Сборник научных трудов / МЭСИ. М., 2005. С. 76 – 84.

5. Ермаков В.А. Антропология. Учебное пособие. МЭСИ. 2007.

6. Ермаков В.А, Колганов С.В., Карпушин И.И. и др. Философия. Учебное пособие. М., 2007.

7. Ермаков В. А. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие. МЭСИ. 2007.

 

 

2. Цели и задачи курса

 

Основная цель курса – дать студентам знания о мето­дологии, ме­тодах, результатах современной психогенетики и сформиро­вать профессионально-грамотное понимание их, с целью обеспечения правильного использо­вания психогенентической методологии.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

– усвоение основных положений генетики количественных признаков, по­скольку психологические черты относятся именно к этой категории призна­ков;

– понимание того, что любой фенотипический признак есть результат взаи­модействия генотипа и среды и, следовательно, зависит от уникального со­чета­ния обоих факторов;

– умение формулировать и раскрывать проблему соотношения биологиче­ского и социального в развитии человека;

– понимание того, что данные психогенетики носят популяцион­ный харак­тер, т.е. говорят о причинах различий между людьми исследуемой популяции и не могут быть перенесены на отдельного человека;

– понимание того, что в полном согласии с законами генетики (и, в част­но­сти генетики развития), даже высокая доля генетических факторов в по­пуля-ционной изменчивости не означает неизменности (или неизменяемости) приз-нака;

–четкое осознание того факта, что интерпретация результатов, получае­мых в психогенетических исследованиях, прямо зависит от валидности исполь­зуемых психодиагностических методик, а большая или меньшая статистическая надеж­ность последних может отразиться на количественных оценках генетиче­ской и средовой изменчивости признака.

 

 

_________

3. Порядок изучения тем курса

 

В процессе изучения учебного курса «Психогенетика» целесообразно придерживаться следующей последовательности действий в самостоятельной подготовке к сдаче зачета. Главное – выполнить положения, обозначенные подзаголовками «При изучении темы необходимо» и «Порядок изучения темы» где содержатся основные требования, а именно:

Ø Изучение тем курса.

Ø Выполнение заданий «Практикума».

Ø Работа с материалами «Хрестоматии».

Ø Выполнение тестовых заданий (Тест №1, №2, №3; Итоговый тест).

Ø Выбор и написание реферата по одной из предложенных тем.

Ø Подготовка к устным ответам по экзаменационным вопросам.

 

Тема 1. Предмет, психогенетики и основные понятия

 

Целью изучения данной темы является ознакомление знаний студентов с историей становления и развития антропологических знаний.

Необходимо обратить внимание на структуру современной антропологии, которая состоит из следующих основных разделов: морфология, антропогенез и расоведение.

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø об исторических этапах становления антропологического знания,

Ø о взглядах ученых и философах, которые внесли вклад в процесс осмысления природы и сущности человека,

Ø о современных методах антропологического исследования.

Начало экспериментального ис­следования индивидуальности во второй половине XIX – начале XX века. Ра­боты Ф. Гальтона, В. Штерна. Структура индивидуальности как проблема об­щей психологии и психологии развития. Межиндивидуальная вариативность как проблема дифференциальной психологии. Значение психогенетических иссле­дований для решения этих проблем. Евгеника как наука об улучшении человеческого рода. Становление и развитие психогенетики в России: взгляды К.Д. Ушинского, А.Ф. Лазурского, Г.И. россолимо на роль наследственных факторов в психике человека.

Наследственный аппарат человека: хромосомы, гены, аллели; митоз и мейоз; цитоплазматическая наследственность. Генетический полиморфизм; ге­нетическая уникальность каждого человека и механизмы ее формирования. Ге­нотип и фенотип. Рецессивный и доминантный типы наследования.

Популяционная изменчивость. Популяции, изоляты, демы. Закон Харди-Вайнберга и факторы, меняющие частоты генов в популяции. Мутации, мигра­ции, отбор, дрейф генов. Ассортативность и инбридинг.

Генотип и среда. Исследование среды в психогенетике: общая и индиви­дуальная, систематическая и случайная среда. Взаимодействие и ковариация (корреляция) генотипа и среды; три пути формирования генотип-средовых ко­вариаций и три метода их диагностики. Норма реакции и диапазон реакций.

Фенотипическая изменчивость количественного признака: ее диапазон, генетические и средовые составляющие. Основная формула генетики количест­венных признаков.

 

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 1.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума №1.

Ø Изучить статью Хрестоматии: Рогинский Я.Я., Левин М.Г. «Введение в антропологию».

Ø Выполнить задания по Хрестоматии

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение науки психогенетике?

2. Кто считается основателем науки психогенетики?

3. Что изучает наука «евгеника»?

4. А что за наука «ефреника»?

5. Дайте определение понятию «наследственность»?

6. Сколько у человека хромосом, где они расположены, и из чего состоят?

7. Чем мужчины отличаются от женщин?

8. Перечислите виды изменчивости?

9. Дайте определение понятию «признак»?

10. Что значит простые признаки и сложные признаки?

11. Что такое «норма реакции» признака?

12. Дайте определения понятиям «генотип» и «фенотип»?

 

 

Литература

 

Тема 2. Методология психогенетики

 

Целью изучения данной темы является формирование у студентов устойчивых естественнонаучных представлений о проблемах зарождения жизни на Земле; раскрытие основные принципов теории эволюции и экологии, которые являются фундаментом развития животных до появления гоминид, а от них и появление человека.

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø об эволюционно-экологических теориях,

Ø о специфических формах и этапах адаптации,

Ø о связи появления человека с появлением гоминид.

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

Популяционный метод. Исследование популяций в генетике; изоляты, демы. Сопоставление популяций как метод решения психогенетических задач. Невозможность уравнивания средовых факторов в двух популяциях – наруше­ние правил двухфакторного эксперимента, снижающее разрешающую способ­ность метода. Межгрупповая и межиндивидуальная изменчивость. Генохроно­логия исторических событий.

Генеалогический метод. Совпадение степени родства со сходством фено­типических признаков – основа метода. Правила составления генеалогических древ. Семейные исследования альтернативных (качественных) и континуаль­ных (количественных) признаков. Использование генеалогических данных для анализа сцепления. Два пути передачи признака от поколения к поколению: ге­нетический и средовой. Гено-средовая корреляция и ее влияние на результаты генеалогического исследования. Общесемейная и индивидуальная Среда. Гемо­грамма как способ анализа внутрисемейной Среды. Невозможность надежно развести влияния наследственности и Среды в рамках генеалогического метода.

Метод приемных детей. Основная идея метода – сопоставление фенотипи­ческих оценок, полученных у ребенка, его биологических и приемных родите­лей. Две схемы метода: полная и частичная. Исследование приемных сиблин­гов, усыновленных одной семьей.

Метод близнецов. История возникновения метода Происхождение и гене­тические различия двух типов близнецов: монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ). Основная схема метода и его разновидности: разлученных близнецов, се­мей МЗ близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. Смысл каждого из вариантов метода.

 

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 2.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума 2.

Ø Изучить статью Хрестоматии: Яблоков А.В.., Юсуфов А..Г. «Эволюционное учение. Механизмы возникновения адаптации».

Ø Выполнить задания по Хрестоматии

 

Вопросы самопроверки

1. Какие биологические методы используются в психогенетике?

2. Какие общепсихологические методы используются в психогенетике?

3. Дайте краткую характеристику близнецового метода.

4. Какие две группы испытуемых выделяются при использовании

близнецового метода?

5. Дайте краткую характеристику популяционного метода.

6. Дайте краткую характеристику генеалогического метода.

7. Что такое популяция?

8. Как обозначаются мужчины и женщины при составлении

генеалогического древа?

9. Чем монозиготные близнецы отличаются от дизиготных?

10. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга.

11. Кто такие сибсы?

12. Как различают полусибсов?

 

Литература

 

 

Тема 3. Многообразие типов наследования

 

Целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний об эволюционном формировании класса приматов, семейства гоминид, человекообразных обезьян.

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø о систематике гоминид,

Ø о видах человекоообразных обезьян,

Ø о сходствах и различиях приматов и гоминид,

Ø об основных анатомических признаках современного человека и его предков.

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

Классические законы Г. Менделя: 1) Закон единобразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя); 2) Закон расщипления гибридов второго поколения (второй закон Менделя); 3) Закон независимого комбинирования (наследования) признаков (третий закон Менделя).

Доминантное наследование. Особенности доминатного наследования. Хорея Гентингтона. Рецессивное наследование. Кодирование рецессивным геном. Особенност рецессивного наследования. Болезнь фенилкетонурия.

Неменделевская генетика. Наследование сцепленное с полом. Особеннос-ти сцепленного с полом наследования. Импринтинг (запечетлевание).

Экспансия повторяющихся нуклеотидовых последовательностей. Появление новых мутаций. Хромосомные абберации. Наследование сложных поведенческих признаков.

 

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 3.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума 3.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что изучал Грегор Мендель?

2. Дайте формулировку первого закона Менделя.

3. Дайте формулировку второго закона Менделя.

4. Дайте формулировку третьего закона Менделя.

5. Чем третий закон Менделя с точки зрения современной науки отличается

от двух первых?

6. Что такое доминантный признак и как он наследуется?

7. Что такое рецессивный признак и как он наследуется?

8. Как наследуется хорея Гентингтона?

9. При каком виде наследования возможно явление носительства?

10. Что означает понятие «неменделевская генетика»?

11. Что значит «наследование, сцепленное с полом»?

12. Кто чаще более дальтонизмом: мужчины или женщины и почему?

13. Охарактеризуйте тип наследования, называемый импринтингом.

14. Почему возникают мутации?

15. Что такое хромосомные аберрации?

16. Что такое нормальное распределение признака?

17. Как наследуются сложные поведенческие признаки?

 

Литература

Тема 4. Психогенетика интеллекта

 

Целью изучения данной темы является исследование различных аспектов эволюционного скачка от прачеловека к человеку; изучение человекообразных обезьян: дриопитеков, рамапитеков, австралопитеков, а также человека умелого, человека прямоходящего, человека разумного, палеоантропа, неоантропа.

В изучении данной темы необходимо сформировать представления:

Ø о научных принципах анализа происхождения человека,

Ø об эволюционных этапах развития человека;

Ø об особенностях развития прачеловека и человека,

Ø об ареалах расселенения первобытных,

Ø об орудиях труда и охоты.

 

При изучении темы

необходимо акцентировать внимание судентов на следующих

понятиях:

Исследования интеллекта. Отсутствие общепризнанного определения ин­тел­лекта. Факторы общего интеллекта и частных способностей. Тесты интел­лекта и генетика. Суммарные результаты психогенетических исследований об­щего, вербального и невербального интеллекта. Оценка генотип-средовых со­отноше­ний в вариативности оценок, получаемых по отдельным субтестам ин­теллекта. Воспроизводимость оценок, получаемых в разных социальных усло­виях, куль­турах и в лонгитюдном исследовании при больших временных ин­тервалах. Анализ данных, полученных методом разлученных МЗ: различна ли среда их воспитания в действительности? Взаимодействие генотипа и среды в формиро­вании интеллекта (по данным метода приемных детей).

Генотип-средовые (ГС-) соотношения в изменчивости вербального и не­вер­бального интеллекта и отдельных когнитивных функций, способности к чте­нию. Влияние среды на развитие интеллекта.

Когнитивные стили: их место в структуре индивидуальности и роль гено­типа и среды в их изменчивости. Исследования креативности в психогенетике.

 

Порядок изучения темы

 

 

Ø Читать Учебное пособие Тема 4.

Ø Ознакомиться с литературой по теме.

Ø Ответить на вопросы.

Ø Выполнить задание Практикума 4.

Ø Изучить статью Хрестоматии: Рогин Я.Я., Левин М.Г. «Происхождение и эволюция человека».

Ø Выполнить задания по Хрестоматии

 

Вопросы самопроверки

 

1. Дайте определение понятию «интеллект»?

2. Как описывается структура интеллекта в современной психологии?

3. Расскажите об исследовании интеллекта близнецовым методом.

4. В каких группах близнецов (МЗ или ДЗ) коэффициент корреляции по

интеллекту в парах выше?

5. Укажите предполагаемое соотношение влияния генетических и средовых

факторов на межиндивидуальные различия по интеллекту.

6. Какие исследования ставились для доказательства преимущественного

влияния среды на развитие интеллекта у ребенка?

7. В чем, на ваш взгляд причина, неуспешности массовых опытов по

повышению уровня интеллекта?

8. Что такое фактор генетико-средового взаимодействия?

9. Как можно рассчитать самую вероятную величину интеллекта у ребенка,

зная коэффициенты интеллекта родителей?

10. Можно ли искусственно повысить величину своего IQ и как это можно

сделать?

 

 

Литература



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: