Понятие, сущность и организация государственного финансового контроля




 

Контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, про­верки и анализа функционирования управляемого объекта с це­лью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реа­лизации, наличия отклонений фактических результатов от задан­ных параметров и нормативных предписаний, а также принятия решений по их ликвидации.

Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные факторы, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.

Особое место государственного финансового контроля в об­щей системе контроля как одного из элементов системы управле­ния определяется, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью фи­нансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финан­сы пронизывают все общественное производство, все уровни хо­зяйствования, они выступают в качестве универсального орудия контроля.

Для рыночной экономики государственный финансовый контроль является особой сферой деятельности, когда на практи­ке происходит естественное органическое взаимодействие мате­риальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.

Объектом государственного финансового контроля служат распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления. Главное назначе­ние государственного финансового контроля заключается в целе­вом и эффективном использовании финансовых ресурсов госу­дарства, в эффективном использовании государственной собст­венности.

 

Правильное понимание сущности и значения государствен­ного финансового контроля важно по многим причинам. Финан­сы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо ор­ганизованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение кон­кретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансо­вой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвест­ные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инстру­ментария финансового контроля на практике.

Первым нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы понятия и организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, служит Указ Президента Рос­сийской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. N° 1095 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно Указу государственный финансовый контроль в Российской Фе­дерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, со­стоянием внутреннего и внешнего долга, государственных резер­вов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами дея­тельность государственных органов и органов местного самоуправ­ления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также закон­ности и рациональности использования государственной и муници­пальной собственности, имеющую своей целью не только обнару­жить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объ­ектов.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной поли­тики, законности, целесообразности и эффективности использо­вания государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного ис­пользования государственных ресурсов и их хищения.

Задачами государственного финансового контроля являются:

1) правильность формирования и исполнения бюджета и вне­бюджетных фондов;

2) проверка состояния и целевого и эффективного расходова­ния финансовых ресурсов государства и органов местного само­управления, законности и рациональности использования госу­дарственной и муниципальной собственности;

3) правильность ведения бухгалтерского учета и достовер­ность отчетности;

4) контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банков­ской деятельности.

 

Общепринятыми в мировой практике функциями государствен­ного финансового контроля являются:

· контроль источников поступления бюджетных средств;

· контроль расходования бюджетных ресурсов;

· контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;

· контроль за использованием государственных и муници­пальных внебюджетных фондов;

· контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кре­дитно-финансовых организациях;

· контроль за эффективностью предоставления и законнос­тью использования льгот по налогообложению и полученных до­таций;

· пресечение финансовых злоупотреблений.

 

К обязательным элементам системы функционирования го­сударственного финансового контроля относятся: субъект кон­троля; объект контроля; предмет контроля; принципы контроля; метод (методики) контроля; техника и технология контроля; про­цесс контроля, сбор и обработка исходных данных для проведе­ния контроля, результат контроля и затраты на его осуществле­ние, принятие решения по результатам контроля.

Субъект контроля не является раз и навсегда данным, по­скольку предмет его деятельности — объект контроля - находит­ся в постоянной динамике. Субъект контроля (кто контролирует) — это орган контрольной системы (орган контроля), соответст­вующая организация - носитель контрольной функции. В своей деятельности субъект контроля определяет состояние и поведе­ние объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид кон­троля и объект контроля.

Объект контроля (кого контролируют) определяется в зависи­мости от субъекта контроля. Объектами государственного финансового контроля являются все независимо от организацион­но-правовых форм и видов деятельности получатели (пользова­тели) финансовых ресурсов, федеральные органы исполнитель­ной уласти, отвечающие за реализацию финансовой политики, кредитно-денежные учреждения, инвестиционные институты, привлекающие и использующие средства государства.

Предметом контроля являются основные характеристики со­стояния и поведения объекта контроля (то, что контролируют). Непосредственно в качестве предмета государственного финан­сового контроля выступают все этапы бюджетного процесса, поступле­ния налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во вне­бюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетнос­ти, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и т. д.

Принципы государственного финансового контроля — это науч­но разработанные и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, ко­торые обеспечивают его эффективность. Принципы финансово­го контроля определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере.

Процесс контроля - это деятельность субъектов контроля, на­правленная на гарантирование достижения наиболее эффектив­ными способами поставленных целей управления путем реали­зации определенных задач контроля и применения соответству­ющих принципов, типов, методов и техники контроля. Процесс организации контрольного мероприятия можно подразделить на следующие взаимосвязанные этапы: планирование контрольно­го мероприятия; подготовка к проведению контрольного меро­приятия, включающая изучение нормативно-правовой базы в соответствии с темой проверки; составление программы (зада­ния); ориентация контрольной работы на месте (объекте) про­верки; документальная и фактическая проверка запрашиваемых материалов; систематизация материалов контрольного меро­приятия; составление акта, согласование и обсуждение материа­лов контрольного мероприятия и предложений по нему; органи­зация государственного финансового контроля за выполнением предложений по материалам контрольного мероприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: