Система органов финансового контроля РФ




 

Органы государственного финансового контроля с точки зре­ния их организации включают полномочные органы государст­венного финансового контроля, органы государственного фи­нансового контроля федеральных органов государственной влас­ти, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельными функциями государственного финансо­вого контроля, соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти с отдельными контрольными полномочиями.

Органы финансового контроля классифицируются по:

· принадлежности к ветвям власти - контрольные органы исполнительной власти (административный контроль), органы
парламентского контроля, независимые органы финансовогоконтроля;

· вертикальному уровню власти - федеральные контрольные
органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации;

· характеру функций и объему компетенции - общефункциональные, специализированные обшей компетенции и ограни­ченной компетенции, внутриведомственные;

· способу образования - избираемые или утверждаемые кол­легиально путем голосования, назначаемые в административном
порядке.

Правовую базу органов государственного финансового кон­троля составляют соответствующие части ст. 101 и 114 Консти­туции Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Фе­дерации, федеральные законы «О Правительстве Российской Феде­рации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФЗ, «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ, «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Российской Федерации на федеральном уровне органы го­сударственного финансового контроля представлены Счетной палатой Российской Федерации, Министерством финансов Рос­сийской Федерации (Главным управлением федерального казна­чейства и его органами в субъектах Российской Федерации, Де­партаментом государственного финансового контроля и аудита и контрольно-ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации), Федеральной налоговой службой, Центральным банком Россий­ской Федерации, Федеральной таможенной службой Рос­сийской Федерации, а также контрольно-ревизионными служба­ми федеральных органов исполнительной власти и иными орга­нами, осуществляющими контроль за поступлением и расходова­нием средств федерального бюджета, федеральных внебюджет­ных фондов, а также эффективным использованием федеральной собственности.

Помимо органов, осуществляющих контрольно-ревизион­ную работу в финансовой сфере, имеются органы, выполняющие специализированные функции контроля. К ним следует отнести Контрольное управление при Президенте Российской Федерации, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юс должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Фе­дерации, подготовка на основе проведенных проверок инфор­мации для Президента Российской Федерации о предупрежде­нии нарушений.

Контрольное управление при Президенте Российской Федерации вправе направлять предписания об устранении фи­нансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соот­ветствующими должностными лицами в течение 10 дней. В то же время оно не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

Счетная палата Российской Федерации — конституционный орган, создаваемый Государственной Думой и Советом Федера­ции Федерального Собрания Российской Федерации с целью осу­ществления независимого контроля за исполнением средств фе­дерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации является единствен­ным органом государственного финансового контроля, задачи и порядок деятельности которого определены федеральным зако­нодательством - Конституцией Российской Федерации, Бюджет­ным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязаннос­ти составляют ее компетенцию. Это означает, что право осуще­ствления контроля за исполнением федерального бюджета, пре­доставленное только Счетной палате, одновременно является и ее обязанностью.

По своему правовому статусу Счетная палата является неза­висимым органом государственного финансового контроля. Она самостоятельно формирует свой план работы и графики контро­ля, в обязательном порядке представляет Федеральному Собранию Российской Федерации заключение о проверке исполнения бюджета за отчетный финансовый год.

Основными задачами Счетной палаты Российской Федера­ции являются:

1)организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюдже­та и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и ис­пользования федеральной собственности;

2)оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

3)финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4)анализ выявленных отклонений от утвержденных показа­телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом;

5)контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учрежде­ниях Российской Федерации;

6) регулярное предоставление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюд­жета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Центральное место среди органов государственного финан­сового контроля исполнительной власти занимает Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения, наделенные контрольными полномочиями.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечива­ет финансовый контроль за соблюдением всеми участниками бю­джетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования.

Минфин России организует контрольные мероприятия по проверке юридических лиц - получателей гарантий Правитель­ства Российской Федерации, бюджетных ссуд, бюджетных инве­стиций, бюджетных кредитов. Оно располагает широкими пол­номочиями в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, смет расходов главных и нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов, аккумуляции доходов в бюджет и финансирования расходов, а также в осуществлении контрольно-ревизионной ра­боты в организациях, учреждениях различных форм собственно­сти — пользователей бюджетных средств. В круг обязанностей Минфина России вошел и контроль за соблюдением бюджетного законодательства кредитными организациями. Эта функция имеет важное значение, поскольку в последние годы бесконт­рольная деятельность коммерческих банков и иных частных кре­дитных организаций наносила значительный ущерб не только го­сударству, но и отдельным экономическим субъектам, а также гражданам.

Широкими контрольными полномочиями наделены Главное управление федерального казначейства Минфина России и его территориальные органы. Основными задачами его в сфере фи­нансового контроля являются организация и осуществление кон­троля за исполнением бюджета и федеральных внебюджетных фондов. На него возложена функция перераспределения посту­пивших налогов между бюджетами разных уровней в соответст­вии с установленными законодательством нормами. В целях ук­репления финансовой дисциплины федеральное казначейство Минфина России производит проверки, связанные с зачислени­ем, перечислением и использованием бюджетных средств любо­го уровня, в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в уч­реждениях и организациях, в банках и иных кредитных учрежде­ниях любой формы собственности.

 

Вопрос 21. Содержание государственных и муниципальных финансов

Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам, что обусловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи.

В свою очередь, для муниципальных образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено: концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования — далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными условиями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение полномочий органов местного самоуправления по мобилизации финансовых ресурсов. Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов, зачисляемых в бюджеты ЗАТО, установления права органов местного самоуправления ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов государственной власти.

 

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемыхпо целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.

Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др.

В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: