Вопрос 23. Особенности организации муниципальных финансов




Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Формирование стабильной финансовой базы органов местного самоуправления является важнейшим направлением проводимой в Российской Федерации реформы местного самоуправления.

Зарубежный опыт свидетельствует о многообразии подходов к определению территориальной организации местного самоуправления, когда правами местного самоуправления наделяются различные территориальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты, общины и т. п.; районы, округа, кантоны и др.).

В России многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ).

Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества.

Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов.

Налоговые доходы местных бюджетов образуют: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также решениями органов местного самоуправления; региональные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с региональным законодательством и решениями органов местного самоуправления; местные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным законодательством и решениями органов местного самоуправления; денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащие зачислению в местный бюджет; средства самообложения граждан.

В качестве неналоговых доходов в местные бюджеты зачисляются: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности или от деятельности муниципальных организаций (дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и др.); доходы от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; доходы от оказания услуг или компенсации затрат муниципального образования; платежи от муниципальных организаций; средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход муниципального образования; административные платежи и сборы; штрафные санкции и возмещение ущерба муниципальным образованиям.

Безвозмездные перечисления в местные бюджеты осуществляются в виде финансовой помощи федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; финансовой помощи бюджетов других муниципальных образований; прочих безвозмездных перечислений.

К другим доходам местных бюджетов относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно основному назначению муниципальных финансов — финансовому обеспечению полномочий органов местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления.

Первая группа расходов — по удовлетворению основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципального образования, включает расходы по:

· реализации конституционных прав граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в муниципальной собственности либо в ведении органов местного самоуправления;

· обеспечению условий жизнедеятельности муниципального образования в целом (на охрану общественного порядка, благоустройство и озеленение территорий, вывоз и переработку бытовых отходов и мусора и т.п.);

· осуществлению местного самоуправления (на проведение муниципальных выборов и местных референдумов, на содержание органов местного самоуправления);

· обслуживанию муниципального долга. Финансирование расходов данной группы осуществляется исключительно за счет средств местных бюджетов.

Вторая группа включает расходы по финансовому обеспечению полномочий, составляющих компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ и переданных ими органам местного самоуправления единовременно, на определенный срок либо бессрочно.

Выделение третьей группы расходов обусловлено правом органов местного самоуправления муниципальных районов на делегирование части своих полномочий органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав данного муниципального района, и напротив — передачей органами местного самоуправления конкретных поселений части своих полномочий в пользу муниципальных районов.

Органы местного самоуправления могут инвестировать средства местных бюджетов в уставный капитал организаций, передавать бюджетные средства в управление, предоставлять бюджетные ссуды на покрытие кассовых разрывов других бюджетов. Между тем размещение бюджетных средств на банковских депозитах Бюджетным кодексом РФ не допускается (ст. 237 БК РФ).

Наряду с местным бюджетом экономическую основу местного самоуправления могут составлять муниципальные внебюджетные фонды, являющиеся самостоятельным звеном муниципальных финансов.

Муниципальные внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджетов муниципальных образований и предназначенные для реализации отдельных потребностей местного сообщества (обеспечение природоохранных мероприятий, охраны памятников истории и культуры и др.). За счет средств муниципальных внебюджетных фондов могут финансироваться расходы по удовлетворению различных потребностей местных сообществ с учетом необходимости закрепления данных расходов за определенными видами доходов (например, расходы на природоохранные мероприятия, муниципальное жилищное строительство, строительство и ремонт дорог муниципального значения, поддержку малого предпринимательства и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: