ВОПРОСЫУГОЛОВНОГО ПРАВА
© 2001 г. Р.В. Кравцов
ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ
C первых дней своего существования советская власть активно принялась «по-своему» регламентировать различные сферы жизнедеятельности (что, впрочем, является вполне естественным процессом при смене власти). Учитывая, что новая власть придавала огромное значение государственному регулированию экономики, указанный процесс непосредственно коснулсяи вопросов организации таможенного дела и борьбы с посягательствами на монополию молодого советского государства во внешней торговле. Борьба с контрабандой на всех этапах развития советского государства служила одним из средств обеспечения становления, укрепления и развития монополии внешней торговли.
Первым документом, регламентировавшим указанные вопросы, следует считать Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»[1].Так, ст.1 гласила: «…разрешения на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы в Россию выдаются исключительно Отделом внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности»[2]. Таким образом, данным Декретом была введена разрешительно-запретительная система во внешней торговле и, соответственно, ликвидирована система таможенного обложения как основного средства регулирования внешней торговли[3]. Кроме этого, из анализа содержания ст.2, согласно которой «Вывоз или ввоз товаров без таковых разрешений признается контрабандой и будет преследоваться по всей строгости законов Республики»[4], фактически можно констатировать, что именно в указанном акте впервые в истории советского законодательства было сформулировано и легализовано определение понятия «контрабанда». При этом в основу признания или непризнания наличия в деянии лица контрабанды законодателем был положен формальный признак – ввоз или вывоз товаров без соответствующего разрешения специально уполномоченного государством органа. Таким образом, товары, ввезенные в Россию или вывезенные с ее территориибез соблюдения установленного порядка, считались контрабандными и подлежали конфискации таможенными учреждениями. Так, советской властью организационно был подготовлен переход к государственной монополии внешней торговли.
|
22 апреля 1918 г. был подписан еще один важный нормативный документ, затронувший вопросы ответственности за контрабанду, – Декрет СНК «О национализации внешней торговли». В ст.1 указывалось, что «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются»[5]. Законодатель еще раз подтвердил установление разрешительно-запретительной системы во внешней торговле, в то же время рассматриваемый Декрет вряд ли можно назвать Декретом, содержащим уголовно-правовые нормы. Своими установлениями он окончательно оформил на законодательном уровне введение в Советской России всеобъемлющего государственного контроля над внешнеторговыми операциями.
|
Следующим нормативным актом, регламентировавшим вопросы борьбы с контрабандой, является Постановление СТО от 11 мая 1920 г. «О борьбе с контрабандной торговлей». Этот нормативный акт содержал категорический запрет всем учреждениям и организациям, а также военным и гражданским лицам производить закупку заграничных товаров в прифронтовой полосе[6]. Согласно п.2, всех лиц, пытающихся перейти линию фронта без надлежащего разрешения, следовало считать шпионами, которых необходимо задерживать и привлекать к ответственности по закону военно-революционного времени. Кроме того, здесь же устанавливалось, что как пособнические действия в организации шпионажа должны рассматриваться действия ответственных руководителей советских учреждений, выдавших разрешения на право приобретения товаров в прифронтовой полосе. Обнаруженные при задержании означенных лиц ценности, товары, деньги подлежали конфискации. Таким образом, в данном постановлении были затронуты отдельные вопросы уголовной ответственности за контрабанду, но в его тексте не содержалось описания собственно признаков самого преступления. В то же время, круг деяний, подпадающих под контрабанду, был несколько расширен.
Революционным трибуналам предписывалось рассматривать дела о контрабанде в порядке упрощенного производства, под которым понималось осуществление правосудия без участия защиты и свидетелей, если только вызов последних не был продиктован исключительной сложностью дела или противоречивостью имеющихся в деле свидетельских показаний. Кассационные жалобы и ходатайства о помиловании не допускались, а приговор приводился в исполнение в течение 24 часов после его вынесения[7]. Санкциями, которые по общему правилу применялись тогда при разрешении данной категории дел, были лишение свободы со строгой изоляцией на срок не менее трех лет (верхний предел не устанавливался) или высшая мера наказания при наличии в деянии лица отягчающих обстоятельств. Единственным отступлением от установленного законом порядка рассмотрения дел было то, что в отношении лиц пролетарского происхождения репрессии могли ослабляться.
|
В дальнейшем понятию контрабанды придается еще больший объем. Кроме вышеозначенных признаков, Декретом СНК от 03 января 1921 г. «О реквизиции и конфискации»[8] в понятие контрабанды был включен тайный провоз или попытка тайного провоза товаров[9]. Контрабандными признавались товары, деньги, всякого рода предметы, скрытые от таможенного контроля следующими за границу или из-за границы лицами путем какого-либо ухищрения или обнаруженные при личном осмотре этих лиц. В этом же Декрете приводился перечень предметов, которые приравнивались к контрабандным независимо от способа их провоза через границу (таковых предметов было немного, например, к ним относилось оружие, предметы военного снаряжения, документы вредные для Российской Республики в политическом и экономическом отношениях и т.п.). Из анализа норм Декрета от 03 января 1921 г. можно сделать вывод, что выделяется два вида контрабанды: административная и уголовно наказуемая, о чем свидетельствует указание – «дела о контрабанде разрешаются в порядке административном или судебном»[10]. Административной контрабандой признавались действия, за которые кроме конфискации товаров полагалось денежное взыскание в размере двойной стоимости товаров (данные дела рассматривались непосредственно таможенными органами в административном порядке). К уголовно наказуемой контрабанде относились все деяния, за совершение которых кроме конфискации товаров и денежного взыскания назначался еще и арест (подобные дела рассматривались в судебном порядке). В судебном порядке также рассматривались дела, разрешенные в административном порядке, если обвиняемый в предусмотренный законом срок не согласился с постановлением таможенного учреждения. Декрет предполагал существование так называемой «бесхозной» контрабанды, под которой понимались товары, задержанные без «провозителя».
Несколько позже был подписан Декрет СНК от 17 октября 1921 г. «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ»[11], который по сути не привнес никаких новшеств. Он (в ст.10), аналогично предыдущему Декрету, содержал перечень «всякого рода» предметов и товаров, признаваемых контрабандными и подлежащих конфискации таможенными органами.
Декрет СНК от 08 декабря 1921 г. «О борьбе с контрабандой» в основном был направлен на организацию системы государственных органов по борьбе с контрабандой и собственно уголовно-правовых норм практически не содержал (если не считать норму о рекомендации по применению наказания: так, революционным трибуналам рекомендовалось при вынесении приговоров по делам о контрабанде «применять, как общее правило, лишение свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3 лет и высшую меру наказания при отягчающих обстоятельствах»[12]). На основании Декрета от 08 декабря 1921 г. при ВЧК была образована Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, при особых отделах ВЧК по охране границ создавались аналогичные комиссии. Декрет устанавливал объем полномочий создаваемых органов.
С 01 июня 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., в котором содержалась статья, предусматривающая ответственность за контрабанду (ст.97). Норма о контрабанде была помещена в разделе II «О преступлениях против порядка управления» главы I «Государственные преступления» Особенной части УК. В соответствии со ст.74 УК РСФСР 1922 г. предполагалось, что контрабанда, как и всякое другое преступление против порядка управления, направлена «к нарушению правильного функционирования подчиненных органов управления или народного хозяйства», сопряжена «с сопротивлением или неповиновением законам советской власти, с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти». В ч.1 ст.97 было закреплено определение контрабанды. Под контрабандой понималось «нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе за границу или провозе за границу товаров». В целом, в статье 97 упоминается о нескольких видах контрабанды: в ч.1 речь идет о простой контрабанде, ч.2 формулирует квалифицированный состав контрабанды (контрабанда, совершенная в виде промысла или должностными лицами, или лицами, которые были вооружены, или провозились предметы, указанные в ст.10 Декрета СНК от 17 октября 1921 г.). Простая контрабанда каралась «принудительными работами на срок до трех месяцев, соединенными с конфискацией целиком или части этих товаров или штрафом до 300 руб. золотом», квалифицированная – лишением свободы на срок не менее трех лет со строгой изоляцией или высшей мерой наказания. Примечание к ст.97 УК гласило: «Статья эта не распространяется на нарушения таможенных правил, за которые законом установлены административные взыскания»[13]. Следовательно, можно сделать вывод, что выделялся третий вид контрабанды – административная контрабанда.
Диспозиция указанной нормы была бланкетной и отсылала к законам о ввозе товаров за границу и вывозе их из-за границы. Но, принимая во внимание, что к тому времени подобных законов накопилась достаточно много, и при этом зачастую они находились в коллизии друг с другом, применение положений указанных законов было сопряжено с серьезными трудностями.
Статья 97 УК РСФСР 1922 г. в течение небольшого промежутка времени неоднократно подвергалась разного рода изменениям. В частности, изменения вносились постановлением 4-ой сессии ВЦИК IX созыва от 02 ноября 1922 г., постановлением 2-ой сессии ВЦИК X созыва от 10 июля 1923 г., декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 01 марта 1926 г.
Постановлением 4-ой сессии ВЦИК IX созыва от 02 ноября 1922 г. слова «или провозе за границу» были заменены словами «или провозе из-за границы». Указанное редакционное уточнение не затронуло сущности уголовно-правового запрета. В соответствии с постановлением 2-ой сессии ВЦИК X созыва от 10 июля 1923 г. диспозиция ст.97 УК была несколько изменена и выглядела следующим образом: «Нарушение законов и обязательных постановлений о вывозе за границу и ввозе из-за границы товаров и валютных ценностей». Таким образом, законодателем был расширен перечень предметов основного состава контрабанды: наряду с «товарами» указывались и «валютные ценности». Кроме того, санкция ч.1 ст.97 предусмотрела штраф в размере 1000 руб. золотом, а санкция ч.2 – полную или частичную конфискацию имущества.
Если изменения, содержащиеся в двух первых постановлениях, можно оценить как изменения, носившие скорее характер редакционной правки, то Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 01 марта 1926 г. значительно реконструировал ч.1 ст.97 и предложил развернутое определение контрабанды – «…контрабанда, т.е. перемещение через государственную пограничную черту товаров, ценностей, имущества и всякого рода предметов помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля»[14]. Благодаря данному Декрету, в советском уголовном законодательстве впервые появилось определение понятия «контрабанда». Кроме этого, в части квалифицирующих признаков контрабанды была сделана отсылка к ст.261 Таможенного устава СССР от 12 декабря 1924 г., а также было несколько уточнено наказание за квалифицированную контрабанду. С момента появления указанной нормы в УК можно утверждать о преемственности определения контрабанды в дореволюционном и советском законодательстве[15].
01 сентября 1922 г. был принят Декрет СНК «О таможенной охране»[16], который внес определенную ясность в правоприменительную практику. В частности, в ст.1 было сформулировано определение контрабанды как перемещения или покушения на перемещение какого-либо имущества через государственную пограничную полосу с сокрытием от таможенного контроля. Тем самым контрабандой впервые признавались хранение и транспортировка товаров и предметов. Кроме того, указанный Декрет определил и квалифицированные виды контрабанды. В качестве квалифицирующих признаков контрабанды были названы: водворение предметов и товаров в СССР в нарушение ст.7; осуществление указанных выше деяний в пределах 21-верстной пограничной полосы, независимо от назначения товаров и предметов (для личного употребления, для продажи и т.д.); хранение и транспортировка товаров за пределами 21-верстной пограничной полосы, если предметы и товары предназначались для продажи[17]. Аналогично Декрету от 03 января 1921 г., проводилось различие между административной и уголовно наказуемой контрабандой. Рассматриваемым Декретом определялся круг лиц, которые могли быть привлечены к ответственности за контрабанду. Так, ответственными за контрабанду признавались лица, фактически владеющие контрабандными предметами при их обнаружении, а также те, по поручению которых эти предметы хранились или транспортировались. При обнаружении контрабандных товаров в промышленных и торговых заведениях к ответственности привлекался владелец заведения. В случаях, когда контрабанда обнаруживалась в государственных или общественных предприятиях, ответственности подлежали только те лица, которые непосредственно участвовали в контрабанде. Однако лицо освобождалось от ответственности, если было установлено, что контрабандное происхождение товара ему было неизвестно и найден настоящий владелец этих товаров.
Постановлением Президиума ЦИК СССР от 12 декабря 1924 г. был введен в действие Таможенный устав Союза ССР. В соответствии со ст.259 под контрабанду подпадали деяния, состоящие в хранении, складировании, передвижении в пределах пятидесятиметровой полосы всякого рода иностранных товаров, подлежащих таможенному клеймению; хранении, даже и за пределами пятидесятиметровой линии пограничной полосы, иностранных товаров, подлежащих клеймению, но обнаруженных без клейм в торговых заведениях, а в неторговых заведениях в случаях, если они хранились в количестве, превышающем обычную норму для личного потребления[18]; сбыте на сторону за плату предметов, пропускаемых беспошлинно или с пониженной пошлиной без цели сбыта. Уставу также было известно деление контрабанды на несколько видов: простую, повторную и квалифицированную. Определение простой контрабанды в Таможенном уставе не давалось, но из анализа норм можно сделать вывод, что под таковой понималась контрабанда, совершенная без квалифицирующих признаков. О квалифицированной контрабанде речь шла в ст.261 Таможенного устава, однако все ее признаки с небольшими изменениями и редакционными правками были заимствованы из Декрета от 01 сентября 1922 г.
За простую контрабанду предусматривалось наложение административных взысканий. За совершение квалифицированной контрабанды лицу могло быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года со строгой изоляцией и обязательной конфискацией контрабандных товаров, специальных орудий контрабанды, транспортных средств и части имущества. В качестве наказания за совершение квалифицированной контрабанды предусматривалась и высшая мера наказания.
30 апреля 1926 г. было принято постановление ЦИК и СНК, которое изложило ст.260 Таможенного устава СССР в новой редакции. Круг деяний, подпадающих под контрабанду, был вновь расширен. Так, понятие контрабанды охватывало теперь и такие деяния, как сбыт на сторону за плату предметов, которые провозились пассажирами беспошлинно, а даже если и с уплатой пошлины, но без соответствующей лицензии; продажа предметов, пропускаемых без лицензии в почтовых посылках; сбыт на сторону за плату предметов, запрещенных к сбыту, хотя и с оплатой пошлины и при наличии лицензий; продажа товаров, полученных организациями и предприятиями по лицензиям не для сбыта. Указанные изменения были продиктованы в первую очередь необходимостью пресечь неправомерное использование организациями и отдельными лицами социальных льгот, предоставляемых им в определенных случаях для облегчения получения из-за границы предметов для собственных нужд и потребления. Перепродажа предприятиями товаров, закупленных за границей для собственных производственных целей, внутри СССР влекла за собой либо административную ответственность по ст.262 Таможенного устава СССР, либо (при обнаружении соответствующих признаков) уголовную ответственность по ст.97 УК РСФСР 1922 г.
В УК РСФСР 1926 г. содержалось две статьи о контрабанде (ст.59-9 и ст.83). Обе статьи были расположены в главе II «Преступления против порядка управления» Особенной части УК. В ст.59-9 были описаны признаки квалифицированной контрабанды[19], а в ст.83 – признаки простой контрабанды (административной)[20]. Такой подход законодателя вряд ли можно признать удовлетворительным (кстати, в последующем норма о контрабанде не знала такого деления), так как он значительно усложнял правоприменительную практику. С содержательной стороны нормы, закрепленные в соответствующих статьях УК РСФСР 1926 г., кардинально ничем не отличались от норм об ответственности за контрабанду, содержащихся в УК РСФСР 1922 г. (в ред. декрета от 01 марта 1926 г.).
25 февраля 1927 г. постановлением ЦИК СССР было утверждено Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления). Данный документ послужил основой для формирования общесоюзного уголовного законодательства о контрабанде. В ст.24 Положения устанавливалась уголовная ответственность за совершение квалифицированной контрабанды, которая была отнесена к категории государственных преступлений, посягающих на порядок управления.
Постановлением ВЦИК и СНК от 06 июня 1927 г. «Об изменении Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года» была изменена ст.83 УК РСФСР 1926 г. Новелла (и надо заметить весьма неудачная) состояла в том, что определение контрабанды было изъято из текста статьи[21], и, следовательно, диспозиция указанной нормы из описательной перешла в разряд простых или назывных. Таким образом, законодатель посчитал возможным и, вероятно, более приемлемым не раскрывать в уголовном законе признаки, составляющие контрабанду. Данное законодательное решение еще более усложнило и без того нелегкий процесс толкования и применения норм, устанавливающих ответственность за контрабанду.
С принятием Таможенного кодекса СССР от 19 декабря 1928 г., а именно только из его норм стало возможно уяснение признаков контрабанды, диспозиция ст.83 УК РСФР 1926 г. из простой (назывной) превратилась в бланкетную. В то же время контрабанда получила достаточно подробную регламентацию в ст.ст.164-170, 175 раздела III «О контрабанде, взысканиях за нее и о производстве дел о контрабанде» ТК СССР. Так, простой контрабандой признавалось всякое перемещение через границу грузов, «помимо таможенных учреждений или через эти учреждения, но с сокрытием от таможенного контроля», а равно всякие действия, направленные на это: приготовление к совершению контрабанды, хранение контрабандных товаров, их перепродажа и т.д. (стст.164 и 164), а в ст.166 содержался перечень признаков квалифицированной контрабанды. Совершение контрабанды при наличии хотя бы одного из таких признаков, образовывало с объективной стороны состав преступления, предусмотренный ст.59-9 УК РСФСР 1926 г. Одной из трудностей практического применения нормы ТК СССР об административной контрабанде являлось то, что введение в действие в 1929 г. ТК СССР не сопровождалось отменой соответствующих статей уголовных кодексов союзных республик, предусматривавших аналогичные с ТК административные правонарушения.
С 1928 года советское законодательство, устанавливающее ответственность за контрабанду, не претерпевало никаких изменений и действовало на протяжении тридцати лет, вплоть до принятия в 1958 г. Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления».
Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. серьезно изменил определение понятия «контрабанда». Ст.15 Закона понимала под контрабандой незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения»[22]. В Законе традиционно не раскрывалось понятие «незаконного перемещения», при этом разными авторами оно понималось по-разному. Одна группа ученых придерживалась мнения, согласно которому под «незаконным перемещением» следует понимать всякое перемещение через границу СССР товаров или иных ценностей (валюты, валютных ценностей и др.) помимо таможенных учреждений или через эти учреждения, но с сокрытием от таможенного контроля»; позиция других состояла в том, под незаконным перемещением товаров, ценностей и других предметов понимался ввоз их в СССР или вывоз их за границу без установленного разрешения и без установленной оплаты за их провоз»[23]. Таким образом, контрабандой признается не всякое «незаконное перемещение товаров и ценностей через государственную границу СССР», а только то, которое отягчено перечисленными в этой статье признаками. Закон от 25 декабря 1958 г. более не предусматривал деления контрабанды на простую и квалифицированную, чем внес долгожданную ясность в вопрос разграничения административной и уголовно наказуемой контрабанды, в связи с чем термины «простая контрабанда» и «квалифицированная контрабанда» перестали употребляться. Новое уголовное законодательство союзных республик положительно восприняло данные изменения и правильно пошло по пути исключения из составов новых уголовных кодексов статей об административной контрабанде. Контрабанда была отнесена к иным государственным преступлениям. Ряд квалифицирующих признаков уголовно наказуемой контрабанды был изъят: использование специальных перевозочных средств; совершение контрабанды вооруженными лицами; неоднократная контрабанда; контрабанда аннулированных ценных бумаг и некоторых иных видов имущества. В то же время статья была дополнена несколькими новыми признаками. Что касается санкции представленной нормы, то она также претерпела некоторые изменения: отныне контрабанда наказывалась лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества, а смертная казнь за совершение контрабанды была исключена. Определение контрабанды, содержащееся в ст.15 Закона, значительно отличалось от определения, содержащегося в Таможенном кодексе РСФСР 1928 г., в частности тем, что круг деяний, подпадающих под уголовно наказуемую контрабанду был уголовным законом значительно сужен.
В УК РСФСР 1960 г. также содержалась соответствующая статья о контрабанде. В первоначальной редакции ст.78 полностью воспроизводила ст.15 Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. Как явствует из законодательной формулировки, ответственность за контрабанду была фактически дифференцирована в зависимости от предмета преступления. Все предметы контрабанды подразделялись на две группы: 1) предметы, незаконное перемещение которых через государственную границу образует преступление независимо от других обстоятельств, предусмотренных ст.78 (размер, способ, специальный субъект и т.д.), – взрывчатые, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, оружие и военное снаряжение; 2) предметы, незаконное перемещение которых образует состав контрабанды лишь при наличии обстоятельств, специально указанных в законе (например, крупный размер), при этом для квалификации не имеет значения, запрещен ли вообще провоз этих предметов или нет. Таким образом, вновь в законодательстве содержалось два определения контрабанды: одно в УК, а другое в ТК, причем последний трактовал контрабанду гораздо шире, относя к ней как перемещение грузов, товаров, ценностей или иных предметов помимо таможенных учреждений, но с сокрытием от таможенного контроля, так и приготовительные действия и различные операции с перемещаемыми товарами. Подобные действия не были названы в уголовном законе, а потому не образовывали оконченного состава контрабанды, а при наличии соответствующих условий могли свидетельствовать о приготовлении к контрабанде, ее сокрытии и т.д. В дальнейшем ст.78 УК РСФСР 1960 г. не раз изменялась (в 1962 г., 1984 г.[24], 1993 г., 1994 г.), но наиболее заметным следует признать изменение, имевшее место в 1994 г.
В 1961 г. УК РСФСР 1960 г. был дополнен статьей 88-2, предусматривающей уголовную ответственность за заранее не обещанное укрывательство контрабанды в виде лишения свободы на срок от одного года до пяти лет или ссылки на срок до пяти лет.
Таможенный кодекс СССР 1964 г. предусматривал ответственность и за нарушение таможенных правил, и за контрабанду. Ст.100 определяла признаки административной контрабанды, а ст.102 устанавливала ответственность за совершение уголовно наказуемой контрабанды (последняя полностью воспроизводила содержание ст.15 Закона о государственных преступлениях).
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что большая часть советского периода становления и развития законодательства об ответственности за контрабанду харак-
теризуется тем, что уже с первых лет своего существования и вплоть до приятия Закона от 25 декабря 1958 г. оно предусматривало деление контрабанды на уголовно наказуемую и контрабанду, преследуемую в административном порядке. В этой связи нормы об административной контрабанде и нормы об уголовно наказуемой контрабанде закреплялись одновременно и в таможенном, и в уголовном законодательстве (например, в ст.ст.164, 166 ТК РФ 1928 г. и в ст.ст.59-9, 83 УК РСФСР 1926 г.). При этом, как правило, таможенное законодательство определяло понятие контрабанды шире, нежели уголовное. Такое положение вещей, безусловно, вызывало серьезную путаницу в толковании и применении указанных норм. И только в начале 90-х годов законодатель предпринял попытки радикального пересмотра ст.78 УК РСФСР 1960 г. с тем, чтобы сблизить характеристики контрабанды, данные в УК и в ТК РФ 1993 г.
ð ð ð ð ð
[1] Иногда данный нормативный акт в юридической и исторической литературе именуется как Постановление по комиссариату торговли и промышленности от 29 декабря 1917 г. «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров» или Постановление СНК от 29 декабря 1917 г. «О порядке выдачи разрешений на ввоз и вывоз товаров».
[2] Декреты советской власти. Т.1. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М., 1957. С.300.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Декреты советской власти. Т.2. 17 марта – 10 июля 1918 г. М., 1959. С.158.
[6] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / Под ред. проф. И.Т. Голякова. М., 1953. С.74.
[7] Колдаев В.М. Из истории организации борьбы с контрабандой в СССР (1917-1930 гг.) // Правоведение. 1970. № 6. С. 105.
[8] Полное наименование – Декрет (Постановление) СНК от 03 января 1921 г. «О реквизиции и конфискации ценностей, хранящихся у частных лиц и обществ, медицинского и фармацевтического имущества, об осуществлении права реквизиции и конфискации Народным комиссариатом просвещения, таможенными учреждениями, Военным, Морским и Почтово-телеграфным ведомствами».
[9] Декреты советской власти. Т.XII. Декабрь 1920 г. – январь 1921 г. М., 1986. С.131.
[10] Там же.
[11] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / Под ред. проф. И.Т. Голякова. М., 1953. С.107.
[12] Там же. С.113.
[13] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг./ Под ред. проф. И.Т. Голякова. М., 1953. С.128.
[14] Там же. С. 251.
[15] Грязнов А.В. Контрабанда (ст.188 УК РФ) (историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование) // Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2000. С. 12.
[16] Колдаев В.М. Развитие советского законодательства о борьбе с контрабандой // Вестник Ленинградского ун-та. Серия «Экономика, философия, право». Выпуск 4. 1971. №23. С. 143.
[17] Если предметы и товары предназначались для личного употребления, владелец привлекался к ответственности только в том случае, когда ему было известно о контрабандном происхождении товаров и предметов.
[18] Понятие «обычная норма для личного потребления» относилось к категории оценочных и в законе не разъяснялось.
[19] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / Под ред. проф. И.Т. Голякова. М., 1953. С.271.
[20] Там же. С.274.
[21] Вероятнее всего, отказ от дефиниции контрабанды в советском уголовном законодательстве во многом был обусловлен принятием Таможенного кодекса СССР 1928 г.
[22] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1953-1991 гг.). Часть I. Законодательство СССР / Научный редактор проф. В.П.Малков. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992. С. 55.
[23] Федосеев А.А. Понятие контрабанды по советскому таможенному и уголовному праву // Правоведение. 1962. №1. С. 85.
[24] Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1984 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР об уголовной ответственности и уголовном судопроизводстве» статья 15 Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. после слова «оружия» была дополнена словом «боеприпасов».