Построение тренировочного процесса лыжников-спринтеров в подготовительном периоде годичного цикла
Современное состояние проблемы спортивной подготовки лыжников-спринтеров
Здесьрассматривается аналитический материал, характеризующий состояние теории и методики построения тренировочного процесса лыжников-гонщиков в подготовительном периоде, проанализированы основные средства и методы, применяемые в тренировочном процессе для развития физических качеств. В современной научно-методической литературе по лыжному спорту в основном изучается аэробная система энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов, тренирующихся в видах на выносливость, а анаэробная система, как фактор, определяющий результат в спринтерских лыжных гонках рассматривается недостаточно.
В научно-методической литературе имеются данные по структуре развития двигательных качеств лыжников-гонщиков старших разрядов, выступающих на длинных дистанциях. Рекомендаций по организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков массовых разрядов с преимущественной направленностью на спринтерские гонки нами не обнаружено. В связи с этим изучение структуры подготовительного периода лыжников-гонщиков и распределение в нём нагрузок является актуальным, так как от их выполнения зависит результат соревновательного периода. Совершенствование методики тренировки за счёт интенсификации нагрузок в микро- и мезоциклах, позволит улучшить результаты в соревновательном периоде лыжников-спринтеров.
Анализ теоретических и научных исследований, обобщение опыта практики, касающиеся подготовки спортсменов-спринтеров, показали отсутствие разработок, рассматривающих процесс формирования и совершенствования таких двигательных качеств, как скорость, сила и выносливость, проявляемых в соревновательной деятельности на коротких дистанциях. Исследование различных сторон подготовки лыжников-спринтеров, является новым аспектом в отечественной и зарубежной науке.
|
Выявленная проблема определила направление исследований в поиске наиболее эффективных средств и методов совершенствования физических качеств, необходимых при выполнении соревновательной деятельности лыжников-спринтеров, что является важным вопросом теории и практики лыжного спорта.
Используя различные методы и средства спортивной подготовки в лыжном спорте, тренер может направить тренировочный процесс на подготовку или лыжников - универсалов, или лыжников - специалистов. Лыжники - универсалы стартуют и завоевывают медали как на спринтерских так и на длинных дистанциях, лыжники - специалисты выступают и становятся призерами только на одной дистанции (короткой или длинной).
Анализ выступлений спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в циклических видах спорта (коньки, гребля, лыжи, бег на выносливость, велосипед, плавание), связанных с проявлением выносливости свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев выдающихся успехов добивались спортсмены - универсалы. Ярчайший пример такого выступления Э. Хайден (США), который выиграл на олимпийских играх все дистанции (500, 1000, 1500, 5000, 10000 м) в коньках. Нельзя не отметить, что особенно в этом вопросе преуспели зарубежные пловцы (М. Спитц (США), Д. Шолландер (США), М. Фелпс (США), Г. Хэккетт (Австралия), Й. Торп (Австралия) и др.), а также бегуны - среднегорцы (Н. Морсели (Алжир), С. Аоиута (Марокко), Х. Гебресилассие (Эфиопия), П. Тергат (Кения), М. Киптануи (Кения), Д. Комен (Кения), К. Бекеле (Эфиопия), И. Эль Герруж (Марокко) и др. Аналогичная картина характерна и для других циклических видов спорта на выносливость. Иными словами, сегодня тон в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости задают спортсмены - универсалы. Сразу отмечу, что в подготовке спортсменов - универсалов пальма первенства принадлежит зарубежным специалистам. (6)
|
Ввиду того, что направленность тренировки выражает закономерность, согласно которой характер адаптационных перестроек в организме спортсмена полностью зависит от характера тренировочных нагрузок то очевидно, что методика подготовки спортсменов - универсалов должна отличаться от методики спортсменов - специалистов. Такая проблема в циклических видах спорта
Сергей Долидович возникла не сегодня, а существует уже давно, но отечественная спортивная наука обходит ее стороной, так как нет даже элементарных научных рекомендаций для тренеров по этому вопросу.
Применяемая отечественными тренерами традиционная система тренировки (с ее идеей периодизации) вот уже более трех десятков лет в циклических видах спорта предусматривает в основном в течение года, но особенно в так называемом подготовительном периоде в отдельном тренировочном занятии развивать одно основное физическое качество у спортсмена (имеется в виду быстрота или выносливость или сила и т.д.). (8) Однако зарубежные специалисты уже давно отказались от такой технологии тренировки и развивают в отдельном занятии как в подготовительном периоде, так и в течение года все ведущие физические качества спортсмена. В подтверждение данного факта приведу несколько примеров. Выдающийся американский ученый и тренер по плаванию Д. Каунсилмен еще в конце 60- х годов писал: «Сочетая различные методы тренировки в программе одного занятия, пловец может развивать скорость в одной фазе тренировки, а выносливость в другой. Основой системы тренировки Индианского университета является сочетание различных
|
методов, применяемых в отдельном занятии». Известный английский тренер по бегу Д. Андерсон пишет: «Я верю, что скорость, силу и выносливость можно развивать одновременно, и этим моя программа отличается от той, которую применяют многие тренеры. Не думаю, что тренировку нужно разбивать на фазы для отдельного совершенствования каждого из этих качеств.» (7) Другими словами, Д. Каунсилмен и Д. Андерсон одновременно сочетают аэробные и анаэробные режимы тренировочных нагрузок в отдельном тренировочном занятии, а также в тренировочном дне (при двух разовых тренировках), когда одна из них носит в основном аэробный характер, а другая - анаэробный.
С этой целью рассмотрим механизм энергообеспечения в лыжных гонках. В лыжных гонках в большинстве соревновательных дистанций активно функционируют по крайней мере два энергетических механизма, а в некоторых случаях (например, во время прохождения дистанций 300 м и короче) и все три механизма энергообеспечения. (см. табл. 1.)
Таблица 1.Механизмы энергообеспечения
Механизм энергообеспечения | Источник АТФ | Характер ресинтеза АТФ | Дистанция и скорость |
Креатинфосфатный | Запасы АТФ и Кр Ф в мышцах | Анаэробный | 50-60 м - скорость максимальная |
Гликолитический | Расщепление глюкозы и гликогена (сопровождается накоплением молочной кислоты и образованием кислородного долга) | Анаэробный | 300-500-800-1000 м скорость максимальная |
Аэробный | Окисление глюкозы (накопление молочной кислоты и образованием кислородного долга отсутствуют) | Аэробный | 1500-2000-3000 - 5000 м, 10 км, 15 км, 30 км, 50 км и более - скорость умеренная |
В соревнованиях продолжительностью до 2 минут (бег на лыжах на дистанции примерно до 800 м) работа спортсмена носит преимущественно анаэробный характер. По мере увеличения длины дистанции аэробный характер мышечной деятельности становится все более очевидным.
Хотя между бегом и плаванием имеются существенные различия, «развитие методов тренировки в беге и в плавании происходит параллельно, что является результатом их сходства и дает возможность применять многие общие принципы тренировки в обоих видах спорта», - утверждает известный тренер по плаванию Д. Каунсилмен. (1). Подобная картина наблюдается во всех циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости.
Как известно, изменения, наступающие в организме спортсмена при тренировке, направленной на развитие выносливости, носят совершенно иной характер, чем изменения, возникающие под воздействием тренировки, совершенствующей скоростные качества.
Во время тренировки в воде на скорость, считает Д. Каунсилмен, «спортсмен нагружает мышцы интенсивной силовой работой, до некоторой степени сходной с деятельностью человека, тренирующегося в поднятии тяжестей». Это положение было экспериментально проверено Д. Каунсилменом летом 1974 года, когда он готовил к летнему чемпионату США группу - спринтеров. В программе их подготовки были использованы дистанционный, интервальный и повторный методы тренировки, но совершенно отсутствовала спринтерская тренировка (плавание в полную силу на 25 и 50 м), спринтерское плавание было заменено изокинетическими силовыми упражнениями, выполняемыми с высокой скоростью или почти с максимальной величиной отягощения. Пройдя такую подготовку, спортсмены успешно выступили на летнем чемпионате страны, заняв на дистанции 100 м вольным стилем 1, 2 и 7 - е места и показав свои лучшие результаты - соответственно 51,1; 51,7 и 52,6.
Приведя данный пример, Д. Каунсилмен не склонен утверждать, что это единственно правильная методика подготовки спринтеров. Но она была проверена на практике и может быть хорошо обоснована результатами фундаментальных научных исследований, излагаемых ниже.
Группа специалистов под руководством доктора К. Гордона провела лабораторные исследования по экспериментальной тренировке животных с применением дозированных нагрузок различной направленности. Было установлено, что структурные и функциональные элементы мышцы могут быть увеличены избирательно в зависимости от направленности упражнений на развитие выносливости и силы. Как известно, ферменты, составляющие часть белков саркоплазмы мышечного волокна и активно участвующие в выделении энергии для мышечного сокращения, обуславливают уровень выносливости мышц. Вместе с тем актомиозин, который является основой сократительных белков мышечных нитей, определяет силу мышц.
Рабочая гипотеза исследователей предполагала, что в процессе экспериментальной тренировки животных продолжительные «забеги» и «заплывы» должны повысить содержание белков саркоплазмы, в то время как силовые упражнения с отягощениями - увеличить количество сократительного белка мышц. Эксперимент длился несколько недель и был построен следующим образом. Среди животных (использовались крысы), запрограммированных на развитие выносливости, одна группа выполняла беговую нагрузку, преодолевая ежедневно на тредбане до 5 миль; другая выполняла нагрузку в виде 30 - минутного непрерывного плавания. Животные, запрограммированные на развитие силы, должны были ежедневно 50 раз взбираться по шесту высотой 40 см, поднимая отягощения весом 100г. По окончании экспериментальной тренировки были исследованы четырехглавая и икроножная мышцы животных. Было выявлено, что в мышцах «бегунов» и «пловцов» содержание белка саркоплазмы увеличивалось, а количество сократительного белка уменьшилось. В группе животных, тренировавшихся с отягощениями, отмечалось обратная картина. Закономерен вопрос: как трактовать результаты рассмотренных выше исследований применительно к тренировке лыжников - гонщиков?
Если тренироваться только на выносливость (метод непрерывно длительных нагрузок и интервальный), уровень мышечной выносливости повысится, а сила мышц, вероятно, понизится (на это указывает уменьшение содержания сократительного белка актомиозина в мышечной ткани экспериментальных животных, выполнявших работу на выносливость). Такие изменения в организме отрицательно скажутся на скорости лыжника во время участия в соревнованиях на спринтерских дистанциях 800 - 1600 м, а более правильнее надо сказать на средних. Вместе с тем одна только спринтерская тренировка или тренировка с отягощениями будет совершенствовать силу мышц и скоростные качества, но отрицательно скажется на развитии выносливости лыжника, его аэробных возможностях (на это указывает уменьшение содержания богатых энергией ферментов саркоплазмы мышечных волокон). Все это говорит о том, что, если лыжник - гонщик рассчитывает на высокие результаты на дистанциях 50 км, 30 км, 15 км, 10 км, 5 км, 3 км, 1500 м (а иногда и на более короткие дистанции), он должен в отдельной тренировке или в тренировочном дне (при двухразовых тренировках в день) сочетать несколько различных методов тренировки. Иными словами, по этой причине лыжникам - гонщикам надо тренировать многие функции организма, аэробные и анаэробные одновременно.
И хотя авторы не всегда указывают название методов тренировки или режимов тренировочной работы (аэробной и анаэробной) определить их в приведенных микроциклах специалистам не составит труда. В одном тренировочном занятии авторы рекомендуют использовать в основном один метод тренировки или только аэробные режимы тренировочных нагрузок или только анаэробные. А как известно, именно адаптация организма, проявляющаяся в его ответной реакции на неоднократно применяемый раздражитель, играет ведущую роль в развитии двигательных качеств. Приспособившись к определенному раздражителю, к определенной мышечной работе, организм лыжника - гонщика отвечает в дальнейшем на данный раздражитель строго определенной реакцией, т.е. дальнейшего развития необходимого двигательного качества не происходит. Иными словами, чем однообразнее тренировочная лыжная нагрузка, чем она монотоннее, чем чаще применяется, тем быстрее организм привыкает к ней и тем меньше эффект в развитии функциональных систем спортсмена. Все это говорит о том, что с точки зрения современных научных знаний схема построения отдельного тренировочного занятия в приведенных микроциклах нерациональна.
В развитии темы скажу, что, когда лыжники применяют в отдельном тренировочном занятии одновременно тренировочные нагрузки, направленные на совершенствование или поддержание аэробного или анаэробного энергообеспечения, такое занятие представляет собой не что иное, как многонаправленную (интегральную) тренировку. Ее суть заключается в том, что она может в одном случае иметь аэробную направленность, а в другом анаэробную. В основном это зависит от того, какие компоненты тренировочной нагрузки преобладают в данной тренировке - аэробные или анаэробные. Вот, например, как может выглядеть интегральная тренировка аэробного характера лыжника - универсала. Разминка 15 - 20 мин. Ускорение 150 м Х3. Тренировочная работа: 1. 5 Х 1 мин. (стиль классический, в 1/2 силы отдых до пульсового режима 130 - 140 уд./мин., последний раз максимально на результат. Отдых 6 - 7 мин. 2. 10000 м (стиль свободный, в пульсовом режиме 160 - 170 уд./мин. Отдых до пульсового режима 130 - 140 уд./мин. 3. 5 Х 1 мин. (стиль свободный, в 1/2 силы, отдых до 140 - 150 уд./мин. Заминка 2 - 3 км.
А вот пример интегральной тренировки анаэробного характера лыжника - универсала. Разминка 15 - 20 мин. Ускорение 200 м Х3. Тренировочная работа: 1. 5 Х 1 мин. (стиль свободный, в 3/4 силы., отдых до пульсового режима 120 - 130 уд./мин., последний раз максимально на результат. Отдых 6 - 7 мин. 2. 10000 м (стиль классический, в пульсовом режиме 160 -170 уд./мин. Отдых до пульсового режима 100 - 110 уд./мин. 3. 1 мин. 40 сек (бег на лыжах, стиль свободный) максимально на результат. 4. Заминка 2 - 3 км.
Таким образом, можно сказать, что отдельные интегральные тренировки состоят из аэробных и анаэробных лыжных нагрузок, но точная граница между тем, какую направленную (аэробную или анаэробную) имеет данное занятие в основном зависит от интерпретации тренера. Следует отметить, что интегральные тренировки способствуют увеличению доли специфической нагрузки у лыжников в недельном, месячном циклах. Применять интегральные тренировки в недельном цикле следует от 2 до 3 раз и более раз. Они только тогда окажут наибольший тренировочный эффект, когда будут строиться по определенным правилам. Например, нельзя после разминки ставить первым короткий отрезок (400 или 600 м) с заданием пробежать его максимально на результат. Это приведет к тому, что у лыжников образуется очень большой кислородный долг, а ведь им еще предстоит выполнять другую нагрузку, что может привести к сильному перенапряжению. Более правильным будет, если тренер в данном случае предложит лыжникам пробежать эти отрезки в самом конце интегральной тренировки, т.е. в последнем варианте они получат гораздо больше времени на восстановление после анаэробной работы по сравнению с первым. Кроме того, лыжники, специализирующиеся в классическом и свободном стиле, постоянно решают одну и ту же проблему - бегать на лыжах им на одной тренировке классическим, на другой свободным. На мой взгляд, недельный или месячный план их подготовки должен предусматривать в принципе равное распределение тренировочного времени на эти два стиля. Но в каждом тренировочном занятии к такому равенству стремиться не следует. Желательно по меньшей мере хотя бы одна тренировка в неделю целиком должна быть отведена тому стилю, который тренер или лыжник считают в данное время по слабее.
И еще о методике тренировке. Как известно, спортивный результат в лыжных гонках складывается из работы ног и рук. Но ведь можно получить спортивный результат за счет работы только ног или за счет работы только рук. Этот способ можно назвать раздельный. Иными словами, используя раздельный способ тренировки, тренер может его направить только на развитие или поддержания нижней части тела (т.е. ног) или на развитие или поддержания верхней части тела (т.е. рук). Кстати, раздельные тренировки с успехом используют в своей подготовке культуристы. (3) Поделив тело лыжника примерно на две равные половины (ноги и руки), можно прорабатывать ноги в понедельник, среду, пятницу, а руки - во вторник и субботу. Такой подход к тренировкам можно использовать как в летние месяцы так и в зимние. Как нетрудно понять, таких вариантов тренеры и лыжники - гонщики могут создать практически бесчисленное множество.