Для лыжников-гонщиков массовых разрядов нагрузки распределяются в годичном цикле по трём периодам: подготовительный, соревновательный и переходный. В нашем исследовании была выбрана двойная периодизация с большим количеством этапов с целью конкретизации задач для достижения необходимого уровня подготовленности.
Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовительном периоде в экспериментальной группе велось на основе выявленных особенностей применения средств, методов, объёмов, интенсивности нагрузок, направленных на развитие физических качеств. В тренировочном процессе контрольной группы ориентировались на общепринятую методику.
В экспериментальной группе распределение нагрузок по этапам подготовительного периода осуществлялась на основе выявленных взаимосвязей физических, технико-тактических показателей с результативностью соревновательной деятельности в спринте. Распределение нагрузок в мезоциклах весенне-летнего и летне-осеннего этапов решали поставленные нами задачи: создать хорошую общую базу подготовки и сохранить ранее достигнутый уровень тренированности; удержать средний уровень нагрузок с использованием сбалансированного соотношения средств ОФП и СФП; создать «фундамент» специальной физической подготовки, повысить уровень общей и силовой выносливости; повысить уровень специальной физической и функциональной подготовленности, совершенствовать технику имитации лыжных ходов и на лыжероллерах; повысить уровень развития специальной выносливости, скоростно-силовых способностей; совершенствовать технику движений в соответствии с более высоким уровнем СФП; удержать достигнутый уровень специальной физической подготовки с совершенствованием техники передвижения и тактики прохождения соревновательных дистанций.
|
На весенне-летнем этапе подготовки лыжников-гонщиков экспериментальной группы тренировочные нагрузки существенно отличались от предлагаемых в контрольной по объемам и интенсивности (табл. 5).
Основными задачами осенне-зимнего этапа явились: восстановить технику передвижения на лыжах, адаптировать лыжников-гонщиков к выполнению нагрузок в зимних условиях с последующим приближением функционирования систем организма спортсмена близким к соревновательным условиям; достигнуть наивысшей работоспособности к основным соревнованиям.
Нагрузки, выполненные на осенне-зимнем этапе экспериментальной группой, характеризовались обязательным удержанием скорости на отрезках протяжённостью 1000-1300 м при относительно сниженном объёме общей циклической нагрузки. Продолжали применять специальные тренажёры в режиме круговой тренировки по сериям.
Таблица 5. Объёмы выполненной нагрузки экспериментальной группой в подготовительном периоде
Средства, месяцы, периоды | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | подг. период | ||||
Кол-во тренировочных дней | |||||||||||||
Количество тренировок | |||||||||||||
Контрольные тренировки и соревнования | |||||||||||||
Бег (км) | Слабой интенсивности, чсс 145±10 уд/мин | ||||||||||||
Средней интенсивности чсс 165±10 уд/мин | |||||||||||||
Сильной интенсивности чсс 185±10 уд/мин | |||||||||||||
Всего (км) | |||||||||||||
Ходьба темповая (км) | |||||||||||||
Имитация попеременного 2-х шажного хода (км) | Слабой интенсивности | ||||||||||||
Средней интенсивности | |||||||||||||
Сильной интенсивности | |||||||||||||
Всего (км) | |||||||||||||
Лыжероллеры (км) | Слабой интенсивности | ||||||||||||
Средней интенсивности | |||||||||||||
Сильной интенсивности | |||||||||||||
Всего (км) | |||||||||||||
Лыжи (км) | Слабой интенсивности | ||||||||||||
Средней интенсивности | |||||||||||||
Сильной интенсивности | |||||||||||||
Всего (км) | |||||||||||||
Всего циклической работы (км) | |||||||||||||
ОФП, ОРУ. (час) | 9,5 | 6,5 | 6,5 | 63,5 | |||||||||
Спортивные игры (час) | 1,5 | 7,5 | |||||||||||
|
Реализация учебно-тренировочных планов проходила в группе физкультурно-спортивного совершенствования в рамках специализации «Теория и методика лыжного спорта». В качестве критериев эффективности выполнения тренировочных нагрузок были приняты следующие:
|
спортивно-технические результаты при прохождении спринтерских дистанций лыжниками-гонщиками контрольной и экспериментальной групп, до и после окончания эксперимента;
изменение показателей скоростно-силовых и специальных двигательных качеств по результатам тестирования, проводимого на разных этапах подготовки;
динамика функционального состояния лыжников-гонщиков обеих групп в течение всего периода педагогического эксперимента.
Сравнительный анализ в начале педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах не выявил достоверных различий по уровню результативности применяемых двигательных тестов, определяющих успех соревновательной деятельности в спринте (р>0,05). Достоверные и наибольшие улучшения результатов к концу исследования наблюдались в экспериментальной группе. Так, в экспериментальной группе время пробегания кроссовой дистанции 5000 м за период исследования улучшилось на 60 с (5% относительно исходных результатов, р<0,05), средний прирост в тесте «30-ти скок» составил 136 см, (р<0,05). Улучшение среднегрупповых результатов в беге 1500 м по стадиону составило 6 с (р<0,05). Достоверные изменения физической работоспособности лыжников-гонщиков отмечены за период исследования в экспериментальной группе по результатам теста PWC170, (р<0,05). (14)
Сравнительный анализ результатов в начале и в конце эксперимента показал существенный прирост в показателях, характеризующих проявление физической подготовленности. Так в экспериментальной группе среднегрупповой результат в кроссе на 5000 м составлял 1223±30,30 с, а к концу исследования - 1163±29,91 с. В контрольной группе в начале эксперимента - 1258±22,71 с, а к концу - 1194±20,02 с (р>0,1). При этом среднегрупповой результат в 30-скоке в экспериментальной группе в начале исследования был на уровне 75,3±1,28 м, а к концу стал 76,7±1,07 м. В контрольной группе -73,49±1,33 м и 74,06±1,32 м соответственно. Разница составила 2,64 м (р<0,05). При анализе результатов прохождения 1500 м отрезка дистанции в начале эксперимента среднегрупповое время в экспериментальной группе составляло 326±4,53 с, при повторном тестировании 320±5,71 с. В контрольной группе - 339±6,11 с и 332±5,50 с соответственно (р<0,05).
Проведённый эксперимент позволил существенно улучшить спортивные результаты спортсменов экспериментальной группы. Так, среднее время прохождения спринтерской дистанции в конце эксперимента экспериментальной группой составило 261±7,3 с в контрольной - 292±7,3 с. Отличия в группах достоверны при р<0,05.
Установлено, что использование в тренировочном процессе лыжников-гонщиков упражнений скоростно-силового характера разнонаправлено влияет на рост результатов на длинные и короткие дистанции. Исследования показали, что лыжники-гонщики экспериментальной группы значительно превосходят результаты контрольной в соревнованиях на 5 и 10 км, а при увеличении длины дистанции, наоборот, лучшие результаты демонстрируют спортсмены контрольной группы. Превышение оптимального уровня развития силы мышц отрицательно сказывается на росте результатов, прежде всего в гонках на длинные дистанции, а в дальнейшем может привести и к ухудшению результатов в спринте.
Заключение
В курсовой работе было показана значимость спринта в лыжных гонках, а также и примерную подготовку к этой дисциплине. Ведь подготовка спортсменов представляет собой многокомпонентную систему, все части которой находятся в строгом взаимодействии, в то же время каждый из компонентов решает свой определенный круг задач. Результативность соревновательной деятельности в лыжном спринте во многом зависит от физической, технической, тактической и психологической подготовленности, при этом система такой подготовки формируется до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-практического обоснования.
Анализ литературных источников и обобщение практического опыта подготовки лыжников-гонщиков массовых разрядов позволили выявить отсутствие научных разработок, касающихся путей и методов подготовки спортсменов данной специализации к соревнованиям на спринтерских дистанциях. Недостаточно исследований, основанных на учёте закономерностей формирования основных сторон подготовленности лыжников-спринтеров, особенно при воспитании физических качеств силы и быстроты.
Одной из главных задач необходимо было показать разносторонность тренировочного процесса и его важность в спортивной деятельности. Именно поиск оптимального сочетания тренировочных занятий на различных этапах подготовительного периода позволит достигнуть высоких результатов в спринтерской гонке, что является весьма важной и актуальной проблемой, которая определяется практическими запросами лыжного спорта.
Список литературы
1. Каунсилмен Д. Наука о плавании. - М.: 1972
2. Каунсилмен Д. Спортивное плавание. - М.: ФиС, 1982, с. 12
3. Вайдер Д. Система строительства тела. - М.: ФиС, 1991, с - 62
4. Учебник для институтов и техникумов физической культуры «Лыжный спорт». - М.: ФиС, 1989, с 152 - 153
5. Огольцов И. Тренировка лыжника - гонщика. - М.: ФиС, 1971, с 89 - 90. - 6. Якимов А.М. О кризисе «официальной» методики тренировки в циклических видах спорта. // Теория и практика физической культуры, 1990, №2, с 43 -52
7. Якимов А.М., Хломенок П.Н., Хломенок А.П. Современная тренировка бегунов на средние и длинные дистанции (методическое пособие) - М.: Всероссийский методический кабинет, 1987, с. -55
8. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. М.: Терра - спорт, 2003, с. - 29 - 30.
. Авдеев, А.А. Характеристика техники лыжников-гонщиков I и II разрядов, при прохождении спринтерских дистанций / А.А. Авдеев // Человек и вселенная. - СПб., 2006. - №4 (57). - С. 6-9.
. Авдеев, А.А. Морфологические особенности лыжников-гонщиков спринтеров, младших разрядов / А.А. Авдеев // Человек и вселенная. - Санкт-Петербург, 2006. - №4 (57). - С. 10-13.
. Авдеев, А.А. Планирование нагрузок у лыжников-гонщиков старших разрядов с учётом подготовки к спринтерским дистанциям: учеб. пособие. - Великие Луки, 2006. - 57 с.
. Авдеев, А.А. Подготовка лыжников-гонщиков к спринтерским дистанциям в подготовительном периоде / А.А. Авдеев // Совершенствование методики обучения и тренировки лыжников-гонщиков: метод. рек. / отв. ред. Н.А. Багин. - Великие Луки, 2005. - Ч.IV. - С. 3-7.
. Авдеев, А.А. Исследование двигательных способностей лыжников-гонщиков при подготовке к спринтерским дистанциям / А.А. Авдеев, Ю.А. Поварещенкова // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №11. - С. 35-36.
. Авдеев, А.А. Морфологические особенности лыжников-гонщиков I, II спортивных разрядов / А.А. Авдеев // Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - Москва, 2006. - №3 (20). - С. 12-13.
. Avdeev, A.A. Research of ski-racers motor skills during sprint distances training / A.A. Avdeev, U.A. Povareschenkova // Proceedings of International scientific and practical conference of students and young scientists «HIGHER SCHOOL as the center of integration of science, sports, education and culture». - Moscow, 2007. - P. 4-5.
. С.И. Семёнов, 2003; Г.Г. Хохлов, 2003; Н.П. Лопухов, 2005; T. Stoggl, S. Lindinger, E. Muller, 2006
. В.Л. Сыч, 1995; Л.П. Матвеев, 1997; В.Н. Платонов, 2004
. М.А. Аграновский, 1980; В.Д. Евстратов с соавт., 1988; И.М. Бутин, 2000
лыжник спринтер дистанция тренировочный