Время управляет не только движением планет, но и циклами человеческой жизни. В жизни человека, движение времени связано с циклом вата-питта-капха.
Аюрведа учит, что есть три важных стадии в человеческой жизни: детство, зрелость и старость. Детство — это время капха, и дети могут страдать многими капха нарушениями, такими как закупорка легких, кашель, простуда и слизистые выделения.
Если ребенок питается только исключительно молоком (материнским или коровьим), это может вызвать обострение капха. Период времени капха продолжается с рождения до шестнадцати лет.
Зрелость человека продолжается от шестнадцати до пятидесяти лет. Это период времени питта, когда человек активен и полон жизни. В это время обычны питта нарушения.
Старый возраст — это время вата. В старости болезни будут заключаться в вата нарушениях, таких как дрожь, истощение, отдышка, артриты, потеря памяти, образование морщин.
Глава 12. Долголетие
С момента физического рождения и до физической смерти тело ведет продолжительную борьбу против процесса старения. Поскольку происходит непрерывное разрушение тканей и органов тела на клеточном уровне, создавая упадок и дегенерацию, то на клеточном уровне должно происходить и восстановление организма.
Тридоша играет очень важную роль в поддержании здоровья клеток и в долголетии. Каждая доша жизненно важна в поддержании миллиардов клеток, составляющих человеческий организм.
Капха поддерживает долголетие на клеточном уровне. Питта управляет питанием и пищеварением. Вата, будучи тесно связанной с практической жизненной энергией, управляет всеми жизненными функциями.
На глубинном уровне, чтобы сражаться со старением, необходимы баланс трех тонких основ в организме: праны, оджаса и теджаса. Функции праны, оджаса и теджаса соответствуют на тонком уровне творения функциям вата, капха и питта.
|
Надлежащая диета, упражнения и стиль жизни могут обеспечить баланс в этих трех тонких основах и гарантировать долголетие.
Прана — это жизненная энергия, которая осуществляет дыхание, снабжение кислородом и циркуляцию крови. Прана также управляет моторными и сенсорными функциями. Жизненная праническая сила воспламеняет основной огонь тела (агни).
Естественный разум тела выражается спонтанно через прану. Например, если у ребенка недостаток железа или кальция, естественный разум тела, управляемый праной, побудит его есть грязь, которая является источником этих элементов.
Местоположение праны — голова; прана управляет всей высшей деятельностью мозга. Функции ума, памяти, мышления и эмоций находятся под контролем праны.
Физиологические функции сердца также управляются праной. Из сердца прана входит в кровь, управляя, таким образом, кислородным питанием всех дхату и всех жизненно важных органов.
Прана управляет биологическими функциями двух других тонких основ: оджаса и теджаса. Во время беременности пупок плода является дверью, через которую прана входит в лоно и в тело плода.
Эта прана также регулирует циркуляцию оджаса в плоде. Таким образом, у всех людей (и у еще неродившихся) нарушение праны может создать дисбаланс оджаса и теджаса, а нарушение оджаса и теджаса могут вызвать нарушение праны.
Оджас является основой семи тканей тела — дхату. Он является жизненно важной энергией, управляющей гормональным балансом. Основа всех дхату — сверхтонкий элемент шукралартава — находится в сердце.
|
Оджас — это жизненная энергия, контролирующая с помощью праны жизненные функции. Оджас содержит в себе все пять основных элементов и все жизненно важные субстанции телесных тканей, и он ответственен за самоиммунную систему и за разум.
Поскольку оджас связан с капха, усугубление капха вытесняет оджас и наоборот. Вытеснение оджаса создает нарушения, связанные с капха: диабет, слабость костей и суставов и окоченение конечностей.
Уменьшение оджаса создаст реакции, связанные с вата: страх, общую слабость, неспособность чувств к восприятию, потерю сознания и смерть. Баланс оджаса необходим для биологической крепости и для иммунитета.
Гхи помогает увеличить оджас. Материнское молоко содействует развитию оджаса в теле ребенка, поэтому важно, чтобы ребенок получал материнское молоко для развития биологической крепости.
В течение восьмого месяца беременности оджас переносится в плод из тела матери. Если роды будут преждевременные, до такого перенесения оджаса, ребенку будет трудно выжить.
Этот феномен демонстрирует важность оджаса в поддержании жизненных функции. Оджас необходим, как в начале жизни, так и в долголетии.
На психологическом уровне, оджас ответственен за проявление сострадания, любви, мира и творческой энергии. Посредством пранаямы, духовной дисциплины и тантрической техники можно трансформировать оджас в духовную силу.
Мощь духовной энергии создает ауру или сияние вокруг головной чакры. Человек с сильным оджасом обладает привлекательностью, сияющими глазами и спонтанной спокойной улыбкой. Такие личности наполнены духовной энергией и мощью.
|
Духовная практика и целибат увеличивают эти качества. Те, кто потворствует излишествам в сексе и мастурбации, рассеивают энергию оджас в момент оргазма.
Результатом этого становится слабый оджас, который непосредственно влияет на иммунную систему; такие личности становятся восприимчивыми к психосоматическим заболеваниям. Смотрите раздел Рецепты, Приложение 3 — миндальный напиток.
Теджас — это основной и очень тонкий огонь, который управляет обменом веществ через ферментную систему. Агни — центральный огонь в теле, способствующий пищеварению, перевариванию и усвоению пищи.
Дальнейшая трансформация ингредиентов веществ в тонкие ткани управляется тонким уровнем энергии агни, называемой теджас. Теджас необходим для питания и трансформации каждой дхату. Любая дхату имеет свой собственный теджас или дхату-агни. Это является основой для функционирования тонких тканей.
Когда теджас отягощен, он сжигает оджас, уменьшая иммунитет, чрезмерно стимулируя деятельность праны. Увеличенная прана создает дегенеративные нарушения в дхату. Недостаток теджаса приводит к повышенному созданию нездоровых тканей, способствует росту опухолей и препятствует течению пранической энергии.
Неправильная диета, вредные привычки, злоупотребление наркотиками — всё это будет причиной дисбаланса в теджас. Горячие, острые и проникающие вещества увеличивают теджас.
Также, как для здоровья важно обеспечить баланс тридоша, дхату и трёх мала (отходов тела), также важно для долголетия, чтобы прана, оджас и теджас оставались в равновесии.
Для создания такого равновесия процесс омолаживания организма, которому учит Аюрведа, наиболее эффективен.
Омоложение должно происходить на физическом, ментальном и духовном уровнях. Перед тем, как начать программу физического омоложения, тело должно быть очищено. Запыленная одежда не имеет истинного цвета, в который она окрашена, также и тело не пригодно для омоложения до тех пор, пока оно не очищено изнутри.
Восстанавливающая трава принимается внутрь, проходит через желудок, тонкую и толстую кишки до того, как войти в систему кровообращения. Все эти физиологические пути должны быть очищены, чтобы трава достигла глубоких тканей тела, где начинается процесс омолаживания.
Очищение тела осуществляется совершением пяти процедур панчакарма: терапевтической рвотой, приемом слабительного, медицинской клизмой, очищением носа травами и очищением крови. (Детальное описание этого лечения смотрите в главе 7).
Рвота очищает желудок, который является местом капха; слабительные очищают тонкую кишку — место питта; лечебная клизма очищает толстую кишку, место вата; травное лечение носа очищает ум и сознание.
Для очищения крови необходимо кровопускание, это настолько очистит кровь, что плазма крови сможет перенести восстанавливающие питательные ингредиенты трав в глубокие ткани.
Ментальное омоложение приводит к спокойствию ума. Спокойный, размышляющий ум также может помочь поддержать долголетие. Поэтому человек должен учиться наблюдать свою умственную деятельность, мышление, эмоции, оставаясь в стороне от переживаний.
Чтобы способствовать ментальному миру, человек, по рекомендациям Аюрведы, должен изолироваться от мира и избегать общества и мирских связей. Однако для большинства людей такой подход неприемлем. Поэтому Аюрведа рекомендует второй метод ментального восстановления, при котором личность учится быть в миру, но не от мира.
При этом подходе, человек наблюдает свои привязанности, чтобы определить, какие из них создают стресс. Без привязанностей и стрессов жизнь человека становится самой счастливой, самой здоровой и самой умиротворенной. Такая жизнь создает естественное долголетие.
Целибат и духовная дисциплина, наряду с йогической практикой, также способствуют восстановлению организма. Эти вещи приводят к духовному постижению и оздоравливающим переменам на жизненном пути, что способствует долголетию.
Современная медицина обладает развитой технологией для поддержания функционирования организма даже после того, как связи тела с эмоциями и духом прекращаются.
Хотя Аюрведа помогает продлению жизни, насколько это возможно, она также учит, что могут быть кармические ограничения срока жизни отдельной индивидуальности. Аюрведа уважает жизнь и смерть, и их сокровенную связь.
Наука жизни также предусматривает пути, на которых индивидуальность может встретить смерть умиротворенно. Согласно Аюрведе смерть — друг человека. Тело умирает, но индивидуальное сознание (душа) не умирает — она вечна.
Для достижения освобождения требуется дисциплина. Аюрведические основы дисциплины — это тщательно подобранная диета и уравновешенность бытия.
Дисциплина тела, ума и духа должна достигаться через такую традиционную практику, как йога, пранаяма и тантра. Эта практика принесет человеку духовное и физическое освобождение.
Йога
Согласно Аюрведе, практика йоги является духовной наукой, и она есть важное естественное предупреждающее средство, гарантирующее долголетие. Аюрведа и йога — науки-сестры.
В Индии существует традиция изучать Аюрведу перед принятием практики йоги, поскольку Аюрведа — это наука о теле, и только тогда, когда тело становится пригодным, считается, что человек готов изучать духовную науку йоги.
Йогическая практика описана отцом йоги — Патанджали. Она весьма способствует поддержанию хорошего здоровья, благополучия и долголетия.
Патанджали описал восемь разделов йоги и йогической практики: естественное регулирование нервной системы, руководство к очищению, позы тела, концентрация, созерцание, пробуждение сознания и стадия совершенного равновесия.
Йога приводит человека к естественной позиции спокойствия и уравновешенности. Йогические упражнения имеют, как предохранительное, так и целебное значение.
Йогическая практика помогает достичь естественного порядка и баланса на обменном и нейрогормональном уровнях, усовершенствовать эндокринный обмен, создавая, таким образом, заслон против стресса.
В лечении стрессов и связанных с ним заболеваний (гипертония, диабет, астма, ожирение) Йогическая практика дает замечательный эффект.
Йога — это наука о союзе с Изначальным Существом. Аюрведа — это наука о существовании, о повседневной жизни. Когда йоги делают обычные позы и следуют обычным предписаниям, они открывают энергии, которые скапливаются и застаиваются в энергетических центрах, и дают им движение.
При застое, эти энергии создают различные болезни. Йог может временно страдать от физических и психологических нарушений, поскольку в системе йогического очищения ума, тела и сознания происходит выход болезнетворных токсинов.
Используя аюрведическую диагностику и лечение, йоги эффективно борются с этими нарушениями.
Аюрведа указывает, какой тип йоги подходит для каждой личности, согласно индивидуальной конституции (сопровождающая диаграмма указывает, какие позы хороши для каждого типа конституции, также указываются позы для особых заболеваний).
Например, человек питта конституции не должен делать стойку на плечах более одной минуты, иначе могут произойти ментальные нарушения.
Аналогично, люди вата конституции не должны долгое время делать стойку на плечах, поскольку эта поза создает слишком большую нагрузку на седьмой шейный позвонок.
Этот позвонок очень чувствителен, и при тонкой костной структуре вата конституции, нагрузка на него может привести к смещению в позвоночном столбе. Подавленный гнев будет смещать шейный позвонок вправо, а подавленный страх сместит позвонок влево.
Люди капха конституции не должны делать позу скрытого лотоса продолжительное время, ибо эта поза создает прямое давление на надпочечную железу.