Глава 3. Строение человека





Основные элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле, как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по санскритски — вата доша).

Огонь вместе с водой проявляются в теле, как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены, как вода тела, известная, как капха.

Эти три элемента — вата, питта, капха — ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические (болезнетворные) функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.

Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. (см. главу 8, описание этих склонностей).

Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций — понимание, сочувствие и любовь.

Таким образом, тридоша — основа психосоматического существования человека.

Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом — яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума, путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.

Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1) вата, 2) питта, 3) капха, 4) вата-питта, 5) питта-капха, 6) вата-капха, и 7) питта-капха. Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.

Конституция по санскритски называется пракрити. Этот термин означает — «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией.

Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако, комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются, в зависимости от изменений внешней среды.


 

Карта 2. Функции тридоша

ВАТА (Эфир + Воздух) ПИТТА (Огонь + Вода) КАПХА (Вода + Земля)
Движение Телесное тепло Стабильность
Дыхание Температура Энергия
Естественные нужды Пищеварение Смазка
Трансформация тканей Восприятие Маслянистость
Моторные функции Понимание Прощение
Сенсорные функции Голод Жадность
Беспочвенность Жажда Привязанность
Выделения Интеллект Накопление
Выведение Гнев Владение
Страх Ненависть Обладание
Пустота Зависть  
Беспокойство    

 


В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние силы (микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха.

По Аюрведе, основной принцип оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.

Понятие тридоши

Согласно Аюрведе, первым условием оздоровления себя и других является понимание трёх доша. Концепция вата-питта-капха уникальна в Аюрведе, она содержит потенциал для революции в оздоровительной системе Запада. Однако, концепцию трех принципов и санскритские слова вата, питта, капха очень трудно перевести в западные понятия.

Вата является принципом движения. То, что двигается, называется вата. Поэтому, слово «вата» может быть переведено, как телесный воздух. Однако, элемент воздух во внешней атмосфере не такой, как воздух в теле.

Телесный воздух-вата можно охарактеризовать, как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Этот биологический принцип движения вызывает все тонкие изменения в обмене веществ. Вата сформирована из двух элементов — эфира и воздуха.

Вата управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток.

Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра — местоположения вата. Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях.

Слово «питта » переводится, как «огонь», хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия питта-доша, проявленная, как процесс обмена веществ, невидима.

Питта управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием.

Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа — это места питта. Питта формируется из огня и воды.

Капха переводится, как биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов — земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры.

Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Вода — основная составляющая капха. Эта телесная вода физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела.

Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет.

Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких, как слизь. В сфере психики, капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти, она выражена в стремлении к спокойствию, прощению и любви. Грудная клетка — местонахождение капха.

Равновесие тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух — возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжёт ткани. Вата двигает капху и питту, ибо капха и питта сами неподвижны.

Вся тридоша в целом руководит деятельностью обмена веществ: анаболизм (ассимиляция) — капха, катаболизм (диссимиляция) — вата и метаболизм (обмен) — питта. Когда вата выходит из равновесия, метаболизм будет нарушен, что приведет к излишку катаболизма, который является процессом порчи или разрушения в теле.

Когда анаболизм больше, чем катаболизм — возрастает норма роста и восстановления органов и тканей. Излишек питта нарушает метаболизм, при излишке капха возрастает уровень анаболизма, а излишек вата создает истощение (катаболизм).

В детстве преобладают анаболизм и элемент капха, так как это время интенсивного физического роста. Для зрелости наиболее характерны метаболизм и элемент питта, ибо на этой стадии тело стабильное и зрелое. В старости преобладают катаболизм и вата, ибо тело начинает разрушаться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: