АНТРОПОЛОГИЯ
Введение. Антропология – anqrwpoj антхропос (человек) и логия logia (учение). Учение о человеке – понимание его природы и предназначения в контексте всего творения.
Что есть человек? Какова его природа?
· Просто молекулы?
· Комбинация химических соединений и реакций, которые определяют его жизнь?
· Всего лишь высшее животное?
После раскрытия генетического кода и выявления электрической основы деятельности головного мозга, ответ на этот вопрос стал еще труднее для человека, который не имеет в своей основе откровения Божия.
Даже христианам сложно до конца разобраться и понять человеческую природу. Здесь многое пока на уровне интуиции:
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь » (1 Кор. 13:12-13).
Но ответ на этот вопрос (знаем мы его или нет) – оказывает огромное влияние на наше мышление, взгляды, нашу деятельность, на всю нашу жизнь.
Для христианина самое важное – это понимание истины:
ТО, ЧТО ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ БИБЛИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ЯКОРЕМ В МОРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ИСКАНИЙ В ЭТОМ (КАК И В ЛЮБОМ ДРУГОМ) ВОПРОСЕ.
Наш предмет, по сути, это тематическое изучение Библии – изучаем Библейскую доктрину о человеке.
Замысел Бога о человеке (нетронутый, первозданный человек – до грехопадения)
Сотворение человека – его природа
Центральное значение для христианского понимания человеческой природы имеет текст Быт. 1:27: «И сотворил Бог человека (Адама) по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их »
Адам – происходит от слова, которое на иврите имеет значение «человек» или «человечество». Часто оно так и используется в Библии, как и в данном отрывке. Например, в Быт. 2:7,8,15,16,18,19,20,21,22,23,25.
|
1- СОТВОРЕН. Ни человек, ни природа в целом, не являются плодами игры слепого случая. Человек является результатом заботливого, целенаправленного и сознательного замысла Триединого Бога.
2- По ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ. Образ – не значит видимое физическое подобие. Бог есть Дух (Ин. 4:24), и Его невозможно описать и вместить в материальную Вселенную (3 Цар. 8:27; 2 Пар. 6:18). Поэтому и образ/подобие духовное. Человек наделен уникальной способностью отражать и отображать свойства Бога. Несмотря на то, что человек ограничен, а Бог бесконечен, человек обладает элементами БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.
Личность:
· Разум (творческое мышление)
· Чувства (в том числе мораль, эстетика, совесть)
· Воля
Божественная личность:
· Мудрость
ü Интеллект. Он обладал незамутненным и блаженным познанием Божиим, а также интуитивным познанием творений Божиих (умение, научное знание) – таким познанием, которого не удалось достичь ни одному ученому, жившему после грехопадения (Быт.2:19-20,23,24).
ü (целомудренность, целостность – совершенно честен и не развращен во всех своих дарованиях, силах и свойствах – в своем разуме, воле, телесных привязанностях Еккл. 7:29)
· Праведность
ü правильный склад ума и воли. Адам и Ева находились в согласии с заповедями Божиими (Быт.2:19 и далее; 3:2,3). В Новом Завете образ Божий описан в Кол.3:10 (" в познании "), а также в Ефес.4:24 (" в праведности и святости истины "). Изначально человеческая воля пребывала в полной гармонии со святою волей Божией.
|
ü Нравственность, ощущение гармонии – красоты, эстетики, порядка чистоты…
· Святость – принадлежность Богу и единение с Ним (одной природы). Полная гармония с Божественной святостью, и абсолютная чистота его желаний и устремлений.
· Управление земным творением (Быт.1:26-31; 2:16-23)
· Бессмертие (Быт. 2:17; Рим. 5:12; 6:23).
Конечная цель образа Божия в человеке
По Своей бесконечной благодати Бог даровал Свой Божественный образ человеку:
1. Для общения с Ним. Как искупление человека после его грехопадения было вызвано Божественной любовью (Ин. 3:16), так и сотворение человека по образу Божьему до грехопадения было обусловлено тою же причиною (Пс. 103:23-24; 135:1-9)
· Чтобы он мог знать Его
· Служить Ему
· Испытывать совершенную радость от общения с Ним
2. Чтобы он был Божьим представителем, управляющим землею (Быт. 1:27-28)
ЧЕЛОВЕК ТАК ЖЕ СОСТАВЛЯЕТ ТРИЕДИНСТВО (1 Фес. 5:23)
ТЕЛО – физическое начало (молекулы – молекулярная основа): «И создал Господь Бог человека из праха земного » (Быт. 2:7) – мы созданы из материи. При помощи тела мы познаем этот физический мир и являемся его участниками (5 органов чувств). Само по себе тело – это сгусток материи (по сути, глина и вода), и не может существовать само по себе, без воздействия на него силы и энергии извне (Иак. 2:26).
Тело является неотъемлемой частью человека. Человек является телесным существом. Это отличает его от ангелов. Необходимо отметить, что в теле нет ничего унизительного. Не следует именно тело считать виновником нашей греховности. Как мы знаем, проблема греха – это проблема, коренящаяся в глубине человеческой личности. Христос сказал: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, богохульство, гордость, безумство. Все это извнутрь исходит, и оскверняет человека» (Мк. 7:21-23). Термин же «плоть», часто использующийся в посланиях апостола Павла в негативном смысле, обычно означает не тело, а греховную природу человека, которая выражается, в том числе и в теле.
|
ДУША.
V;p;n – жизнь – сила/энергия, дающая жизнь телу (животное начало),
yuch – жизнь, психическое начало – сознание (разум, чувства, воля) – центр принятия решений – благодаря душе человек способен познавать самого себя и этот мир.
«И создал Бог человека из праха земного (материи), и вдунул в лицо (в ноздри) его дыхание жизни, и стал человек душою живою (живущею)» (Быт. 2:7). Душа – это дыхание жизни (божественного происхождения).
Душа управляет телом и дает ему жизнь. Душа руководит процессами (запускает механизмы), которые дают жизнь телу – она управляет телом – не мозг (молекулы) управляют телом, а нечто извне тела. Мозг не дает энергию телу и жизнь (он сам-то зависит от энергии извне), а лишь передает команды. Работа мозга – электрическая основа; водянка – мозг не передатчик, а приемник – он перерабатывает информацию и адаптирует ее в физические реалии – передает телу соответствующие команды не только животные – дыхание, электричество…, но и психические – думать, читать, исследовать, реализовывать планы… И вот эта нематериальная основа, которая управляет телом и есть душа.
Разделение души и тела – физическая смерть (останавливаются все химические реакции, перестают работать различные жизнь дающие системы и механизмы). Это разделение можно произвести искусственно, воздействием на тело – убийство. Хотя любая смерть – насильственная. Болезни (дисфункции) – это неестественное состояние тела, а результат смерти духовной – разделения с Богом (источником жизни).
В Новом Завете "душа" (yuch ) иногда означает просто "человек" (Деян 2:41, 27:37; Рим. 13:1); но иногда между "душой" и "телом" проводится различие: " ...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить " (Мф. 10:28). Иногда "душа" - значит "человек между смертью и воскресением" (От. 6:9).
Другими словами (или, по сути), душа – и есть сам настоящий человек (личность) – жизнь человека – вечная нематериальная составляющая его сущности (Пр. 19:2,8,15; Еккл. 2:24; 4:8; 6:2,3,7). А тело – это только жилище для души (2 Кор. 5:1-9) или воплощение жизни (жизни нужен выход – реализация, которая возможна в теле). Сама по себе она хоть и жива (существует, не пропадает, сознание остается), но бездейственна (нет тела для ее жизни, реализации, активности)
Именно с душой связаны понятия искупления и духовного роста. Бог спас человека – означает, что Он спас его душу – в первую очередь это относится именно к душе (1 Пет. 1:9; Евр. 10:39; Иез. 14:20).
«Каковы мысли в душе его, таков и он; `ешь и пей', говорит он тебе, а сердце его не с тобою » (Пр. 23:7).
ДУХ – это духовное начало – более высокая (глубокая) часть человеческой природы (более сложная организация для нашего понимания) – высшая сущность человека, поэтому и говорить о нем придется больше.
Именно духовная составляющая человеческой природы отличает человека от остального животного творения.
Несмотря на то, что слова "дух и душа" очень взаимосвязанные понятия, относящиеся к нематериальной части человеческого существа (например, Быт. 7:22; Иов. 7:11;1 Цар. 1:15; 1 Кор. 5:5 ср. с Евр. 10:39), тем не менее, между ними очевидна разница (Евр. 4:12; 1 Кор. 2:13-15; 1 Фес. 5:23).
Нельзя сказать, что человек есть дух, но можно сказать, что человек имеет дух. В то время, как человек и душа – часто взаимозаменяемые понятия.
«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным » (Гал. 6:1). Недуховный человек имеет душу, но может быть недуховным – духовная часть человека особо отличается – есть отличие между душей и духом.
Согласно учению апостола Павла, дух занимает главное место в духовной жизни верующего.
Петр тоже учит, чтобы мы воздействовали на свою душу посредством духа (1 Пет. 1:22).
Именно дух управляет человеческой жизнью (душой). От него зависит, какой образ мыслей и линию поведения будет иметь душа – см. Чис. 14:24; И. Нав. 5:1; Мф. 10:20; Мк. 1:12,23; Лук. 1:47; 9:55; Ин. 4:23-24; Деян. 6:10; 19:21; 20:22; 1 Пет. 3:4; Рим. 1:9; 2:29; 7:6; 12:11; 2 Кор. 7:13; 12:18; Еф. 4:3,23; 1 Тим. 4:12.
Поэтому к духу относятся такие понятия, как
· образ мышления (см. Ин. 6:63) – восприятие действительности – чувствительность к истине – вера (логика) – откуда у человека разногласия? – разная логика (1 Кор. 2:13-16)
· Склонности, предпочтения, мотивы. От того, что человек предпочитает, к чему склонен, говорит о его духовном состоянии – кому или чему он поклоняется – кто или что является его б/Богом
· Совесть
Именно от состояния духа зависит наша жизнь (и вечность). Духовное возрождение влияет на все эти сферы: образ мыслей, склонности/предпочтения, совесть.
От духа зависит состояние души (Ис 29:24; Пс 76:6); духу может быть свойственно возмущение (Ин 13:21; Деян. 17:16), смирение (Пс. 33:19; Пр. 16:19; 29:23; Ис. 57:15; 66:2; Мф 5:3), скорбь (1 Цар. 1:15; Ис. 54:6; Ин. 11:33), тревога (Иез. 3:14), восторг (Пс 34:18), утешение (Флп. 2:19). Если дух ослабевает, человек не способен на продуктивные решения и действия (1 Цар. 17:32; 2 Цар. 17:10; Иов 4:5; Пр. 25:28; 18:15).
Дух может иметь неправильное состояние и воздействие на него злых сил, поэтому необходимо быть внимательным к своему духу (к духовной жизни) – за ним нужно следить, ухаживать (Пр. 25:28; Мал. 2:16; Лук. 1:80; 2:40; Рим. 12:11; 1 Кор. 7:34; 2 Кор 7:1). Начинается все с духовного возрождения, а затем духовный рост.
Дух может быть поражен скверной (2 Кор 7:1) и нуждаться в очищении (Пс. 50:12). Ап. Павел желает верующим, чтобы с их духом был Христос (2 Тим. 4:22; Флм. 1:25).
Давид молится, чтобы Бог обновил в нем правый дух (Пс. 50:12). Потому, что какой дух, таково состояние и статус (положение) души.