Глава 4. ВЛАДИМИР ШАНДРИКОВ
Глава 5. УПОМИНАНИЯ О ПОДДЕЛКАХ
Глава 6. «ПОДДЕЛКИ», С КОТОРЫМИ Я ВСТРЕТИЛСЯ СРАЗУ
Глава 7. АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ
Глава 8. АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ
Глава 9. КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ
Глава 10. НИКИТА ДЖИГУРДА
Глава 11. ЧУЖИЕ ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО
Глава 12. ТРАВЛЯ
Глава 13. ПОДЧИСТКА ЗАПИСЕЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Глава 14. О КНИГАХ ФЁДОРА РАЗЗАКОВА
Глава 15. РУССКИЕ И ЕВРЕИ В ПЕСНЯХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Часть вторая
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ или МАТРИЦА ВЫСОЦКОГО
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ или МАТРИЦА ВЫСОЦКОГО (ВСТУПЛЕНИЕ)
Глава 1. АНТИСОВЕТЧИНА
Глава 2. БЛАТНЫЕ ПЕСНИ
Глава 3. ПИРАТЫ
Глава 4. АНТИАЛКОГОЛЬНЫЕ ПЕСНИ?
Глава 5. ГУМАНИЗМ
Глава 6. И НИ ЦЕРКОВЬ, НИ КАБАК - НИЧЕГО НЕ СВЯТО!
Глава 7. СТУКАЧЕСТВО
Глава 8. ОХОТА НА ВОЛКОВ
Глава 9. ВОЕННАЯ ТЕМА
Глава 10. ПЕССИМИЗМ
Глава 11. ВЫВОДЫ
Часть третья
И СНОВА О ПОДДЕЛКАХ
Глава 1. И СНОВА УПОМИНАНИЯ О «ПОДДЕЛКАХ»
Глава 2. АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ
Глава 3. ПРИЧИНЫ, ЗАСТАВИВШИЕ ВЫСОЦКОГО ГОВОРИТЬ О «ПОДДЕЛКАХ»
Глава 4. ПОЯВИВШИЕСЯ ПОСЛЕ ВЫСОЦКОГО «ПОДРАЖАТЕЛИ»
Глава 5. МОЖНО ЛИ ДРУГИМ ПЕВЦАМ ПЕТЬ ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО?
Глава 6. ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Глава 7. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГЛАВА
ВЫПАВШИЕ ГЛАВЫ
Или
Часть четвёртая
Глава 1. ПЕСЕННЫЕ ПРИЗНАНИЯ, ПРЕДСКАЗАНИЯ И ПРОЗРЕНИЕ
Глава 2. О «ЗАГАДКЕ» ВЫСОЦКОГО
Глава 3. ЛИКВИДАЦИЯ ОБЪЕКТА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. ЛИКВИДАЦИЯ СССР
Приложение 2. ЧИСЛО ЗВЕРЯ
Приложение 3. РОССИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
[1] «В год московской Олимпиады ему запретили появляться в олимпийской деревне. Володя был очень сильно обижен: «За что меня так? Почему мне нельзя туда ходить?» Тогда же его запросили на прямую связь космонавты. Он ответил отказом, сославшись на болезнь. Настроение было на нуле.» (Борис Кудрявов. «Страсти по Высоцкому». Москва, Алгоритм, 2008 г. Стр. 196).
[2] «В самом конце января 1979 года бард вернулся на родину (…). И тут же на него вышел КГБ. Артисту позвонили с Лубянки и попросили приехать в гостиницу «Белград» для конфиденциальной встречи …» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 313).
[3] «В номере Высоцкого встретили двое сотрудников «пятёрки» (5-го Управления КГБ, курировавшего идеологию). Первое о чём спросили артиста: как он решился без официального разрешения вылететь в США. Ответ последовал хорошо нам известный: дескать, жена там лечилась, а я её сопровождал. А когда этот ответ чекистов не удовлетворил и они попытались приструнить артиста, тот неожиданно резко сказал: «Я сам знаю, что мне можно и что нельзя. И что вы можете мне сделать? Я всего достиг сам».
Здесь наш герой прав, но только на половину: большую помощь в его становлении как певца сыграл тот же КГБ, который на протяжении долгих лет негласно опекал его, помогая лепить из него того певца-протеста, который, собственно, и получился. В противном случае Высоцкого ожидала бы судьба Александра Галича.
Следующей темой, которой коснулись чекисты, было участие Высокого в альманахе «Метрополь». Но гость и здесь нашёл что ответить: сказал, что готов обсуждать эту тему только в присутствии остальных участников альманаха. Тогда чекисты задали ему следующий вопрос, ради которого, как понял артист, его сюда и позвали: дескать, не он ли переправил оригинал альманаха в Америку? Уж больно, мол, подозрительное совпадение: Высоцкий приезжает в Штаты, и тут же издатель Карл Проффер заявляет о том, что у него имеется оригинал сборника и что он немедленно готов приступить к изданию альманаха.
|
Высоцкий ответил честно: «Нет не я. Это простое совпадение». И так уверенно это произнёс, что чекисты не решились его опровергать. Тогда последовал ещё один вопрос: где деньги за американские концерты (Высоцкий заработал 34 тысячи долларов)? Артист ответил вопросом на вопрос: «А вы знаете сколько стоит лечение в Америке?» Больше вопросов ему не задавали. Вернее, автор этой книги о них ничего не знает.» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 313-314).
[4] «Свой первый серенький «жигулёнок» - ВАЗ-2101 Высоцкий купил и разбил ещё в 71-м году. В 1972-м Марина привезла «Рено-16TS», который после нескольких аварий жил не долго. На одном из двух «БМВ» Владимир перевернулся в 74-м году, а потом разбил два «мерседеса»: первый – серо-голубой «Мерседес-280SE» попал в аварию летом 79-го года, второй – спортивная машина золотисто-коричневого цвета «Мерседес – 450» - разбил 1 января 1980 года.» (Борис Кудрявов. «Страсти по Высоцкому». Москва, Алгоритм, 2008 г. Стр. 202).
[5] Из воспоминаний Людмилы Абрамовой: «…В те годы часто возникали слухи жуткие, что Володя насмерть разбился на своём «мерседесе», что покончил с собой, что его уволили из театра, а чаще всего, что он решил стать эмигрантом…» (В. Перевозчиков. «Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й». Санкт-Петербург, Амфора, 2013 г. Стр. 272-273).
|
[6] «А. Федотов: «В свидетельстве о смерти потом мы записали: «Смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности, которая развилась на фоне абстинентного синдрома…» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 356).
[7] «Обратим внимание на последнюю фразу Золотухина: «Какая может быть речь о том, чтоб он остался здесь?». Значит, в среде таганковцев ходили разговоры о том, что Высоцкий в ближайшем будущем собирается переехать во Францию и жить на две страны.» (Ф. Раззаков. «Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард». Москва, Алгоритм, 2015 г. Стр. 240).
[8] «… - о желании Высоцкого в последние годы жизни покинуть СССР. Об этом, как мы помним, он говорил Павлу Леонидову в январе 1979 года и, судя по всему, и другим людям из своего ближайшего окружения. Но все они до поры до времени об этом помалкивали, дабы не разрушить миф о Высоцком – патриоте своей родины.» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 377).
[9] «После одного из представлений в варшавском Театре оперетты с ним встретился журналист польской газеты «Штандарт молодых» В. Сверч. Он попросил у Высоцкого интервью, но тот отказался из-за плохого самочувствия. А в конце беседы сказал фразу, которая станет для него роковой: «Приезжай в Москву! Сделаем такое интервью, что и Польша, и весь мир вздрогнут…». Спустя какое-то время перипетии этого разговора станут известны в КГБ – видимо, от варшавских коллег. Ведь дело касалось большой политики: журналист-то был польский, а Польша в те дни была самым взрывоопасным местом в социалистической системе.» (Фёдор Раззаков. «Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард». Москва, Алгоритм, 2015 г. Стр. 327-328).
«Последняя фраза потом будет долго смущать высоцковедов: дескать, что имел в виду Высоцкий под словом «вздрогнут»? Судя по всему, события в Афганистане, которые всё сильнее распаляли Высоцкого в плане открытой конфронтации с советскими властями.» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 349).
[10] «Как расскажет позже М. Шемякин, увидев фотографию афганской девочки, обожжённой советским напалмом, Высоцкий закрыл лицо руками и почти закричал: «Я не могу после этого жить там! Не могу больше!» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 350).
[11] «Только одно странно: почему власть, часто не дававшая продыху другим, к Высоцкому была в основном благосклонна (особенно во второй половине 70-х), разрешая ему не только концертировать по стране, да ещё в многотысячных дворцах спорта, но и концерты его записывать на магнитофонные ленты, чтобы они потом распространялись по стране со скоростью пожара?» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 320).
[12] «…, один из администраторов тех концертов, М. Абаев, со скамьи подсудимых кричал Тамразову: «Передайте Высоцкому, что бы башли привёз сюда. А то я выйду и взорву его вместе с его «Мерседесом»!» Понять кричавшего было можно, поскольку действительно складывалось впечатление, что Высоцкого «крышуют» власти, а в суде отдуваются «стрелочники» - козлы отпущения.» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 345 – 346).
[13] «Читаем в дневнике работника Международного отдела ЦК КПСС А. Черняева от 9 марта 1975 года:
«Недавно мне Шахназаров (помощник Андропова – Ф.Р.) сказал «по секрету», что ему достоверно известно, из интимных источников, что изначальная мечта и ставка «председателя» (Андропова – Ф.Р.) – стать генеральным после Брежнева…» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 327).
[14] «Под его песни шефу КГБ было гораздо легче прийти к власти в «запутавшемся государстве». (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм, 2011 г. Стр. 339).
«Диски с песнями нашего героя были и у Андропова. Впрочем, не только диски - иногда его подчиненные приносили ему и концертные выступления Высоцкого, где звучали песни, интересные шефу КГБ с точки зрения текущей политики. Так что поэтическое творчество барда председателю КГБ было хорошо известно, что вполне объяснимо: артист, который так виртуозно манипулировал миллионами людей с помощью в общем-то нехитрых приемов в виде поэтических откровений под гитару, был достоин того, чтобы им заинтересовался главный чекист страны. Андропов, будучи человеком умным и любящим поэзию, легко разгадывал большинство подтекстовых намеков в поэзии Высоцкого.» (Фёдор Раззаков. «Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард». Москва, Алгоритм, 2015 г. Стр. 169-170).
[15] «…, при чём тут КГБ?! И зачем Комитету нужен был скандал и народные волнения во время Олимпиады?! Полная глупость!» - мнение, высказанное контрразведчиком Игорем Атаманенко («Комсомольская правда». 22-29 июля 2010 года).
[16] «Д. Чижков в своей книге «Отражение» пишет о том, что Андропов каким-то образом помог в организации похорон Высоцкого… (Организовал заслоны и приказал перекрыть доступ в театр в два часа. – В.П.) Ю. Андропов тогда был председателем КГБ.» (В. Перевозчиков. «Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й». Санкт-Петербург, Амфора, 2013 г. Стр. 266).
[17] «Никогда бы Андропов не отдал приказ убить Высоцкого, поскольку не для этого он его спас от выдворения из страны, чтобы потом отправить на тот свет.» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм. 2011 г. Стр. 402).
[18] «(У Высоцкого была американская виза с 5 августа, он, возможно, и собирался лететь прямо в Нью-Йорк. Но действие разрешения заканчивалось 1 августа, наверное, поэтому он решил лететь в Париж. – В.П.)» (В. Перевозчиков. «Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й». Санкт-Петербург, Амфора, 2013 г. Стр. 220).
[19] «В. Янклович: «22-го ему позвонили из ОВИРа: «Владимир Семёнович, зайдите за паспортом».
Перед ОВИРом он заехал к сёстрам в аптеку и умолял их дать «лекарство» …Потом поехал в ОВИР, получил паспорт и купил билет в Париж на 29 июля.» (В. Перевозчиков. «Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й». Санкт-Петербург, Амфора, 2013 г. Стр. 224).
«Эта история немедленно была доведена до начальника ОВИРа, который в свою очередь доложил о ней «наверх». И там, видимо, была дана команда: документы Высоцкому оформить. Там поняли, что его ни в коем случае нельзя вспугнуть, а оформление документов усыпит его бдительность. Так, собственно, и произойдет.» (Фёдор Раззаков. «Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард». Москва, Алгоритм, 2015 г. Стр. 336).
[20] «Одну из ведущих скрипок в этом процессе играл КГБ во главе с Юрием Андроповым. Это ведь он на официальных мероприятиях громил с трибуны загнивающий капитализм, а в тишине лубянских кабинетов разрабатывал замысловатые операции, целью которых было наведение мостов с западной корпоратократией. В конце 60-х его люди установили связи с рядом учреждений, влияющих на мировую расстановку сил: Римским клубом и Международным институтом прикладных системных исследований. Оба этих учреждения появились на свет во второй половине 60-х при активном участии американцев.» (Фёдор Раззаков. «Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард». Москва, Алгоритм, 2015 г. Стр. 52).
[21] «…, Куняев оказался первым советским интеллигентом, кто публично высказал не только сомнения по адресу отдельных сторон творчества Высоцкого, но, главное, обратил внимание общественности на то, что «культ Высоцкого» способен стать мощным манипулятивным средством в руках тех, кто им управляет. Однако, советское общество было настолько наивно и податливо на любые манипуляции, что его не трудно было обмануть профессиональным шулерам…» (Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм. 2011 г. Стр. 364).
[22] «То, что Федотов появился рядом с Высоцким не случайно, будто он работает от органов, я слышал не однократно. Знавшие этого врача люди отзываются о нём без особых восторгов.» (Борис Кудрявов. «Страсти по Высоцкому». Москва, Алгоритм, 2008 г. Стр. 213).
[23] «Оксана: «Вскрытия не было … Я думаю, что друзья и убедили отца, чтобы не делать вскрытия. Хотя я думаю, что ни для кого не было секретом, что Володя был наркоман…» (В. Перевозчиков. «Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й». Санкт-Петербург, Амфора, 2013 г. Стр. 264).
[24] «А в это время по Москве распространяются самые невероятные слухи, от чего умер Высоцкий: «Умер на сцене, во время спектакля «Гамлет» …»; «Был дома один, сердечный приступ… Не дотянулся до телефона, так и нашли утром у телефона…»; «Первого января на машине сбил насмерть женщину – умер от переживаний…» (В. Перевозчиков. «Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й». Санкт-Петербург, Амфора, 2013 г. Стр. 283).
[25] Из программы Леонида Филатова «Чтобы помнили»: «Есть артисты более любимые, есть менее любимые… есть знаменитые. И есть – их очень мало, которые являются для миллионов некой духовной гарантией. Вот такими артистами были Шукшин и Высоцкий. Это не важно было, что они играют, кого изображают на экране… Важен сам облик этого человека, важно понимание, что этот человек жив, и пока он жив – всё в этом мире идёт более-менее нормально.» (Виктор Бакин. «Владимир Высоцкий без мифов и легенд». Москва, Алгоритм, Эксмо. 2010 г. Стр. 432).
[26] Приход к власти в 1982 году Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем.
В начале 1983 года Андропов поручил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам» перестройки – М.С. Горбачеву и Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных предложений по экономической реформе. Речь шла о возможном введении хозрасчета и предоставлении самостоятельности предприятиям, создании концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Черненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновление экономических преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового главы советского государства М.С. Горбачева связана политика перестройки как попытки обновления социализма (Информация из интернета).
[27] «Комсомольская правда». 22-29 июля 2010 года.
[28] Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва, Алгоритм. 2011 г. Стр. 402.
[29] «Никто не ожидал, что похороны выльются в такое!» (В. Нисанов). (Борис Кудрявов. «Страсти по Высоцкому». Москва, Алгоритм, 2008 г. Стр. 197).
[30] Например, друг Поэта Эдуард Володарский говорит: «Лично я ничего не знал, даже не предполагал подобное. В голову не приходило, что он на игле сидит.» (Борис Кудрявов. «Страсти по Высоцкому». Москва, Алгоритм, 2008 г. Стр. 129).
[31] 11 ноября, 13-16 ноября 1979 года прошла премьера фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» по центральному телевидению СССР.
[32] Читаем в книге Бориса Соколова: «Говорухин не подозревал, что Глеба Жеглова сыграл законченный наркоман.» (Борис Соколов. «Самоубийство Владимира Высоцкого». Москва. Эксмо, Яуза. 2012 г. Стр. 117).
[33] Фёдор Раззаков. «Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард». Москва, Алгоритм, 2015 г. Стр. 277.
[34] В. Перевозчиков. «Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й». Санкт-Петербург, Амфора, 2013 г. Стр. 224.
[35] «Аркадий Высоцкий: «К концу жизни рядом с отцом было мало хороших людей. Много – корыстных, которые крутились вокруг, таких, как, например, Янклович, который теперь делает деньги на этом знакомстве.» (Виктор Бакин. «Владимир Высоцкий без мифов и легенд». Москва, Алгоритм, Эксмо. 2010 г. Стр. 630).
[36] Борис Кудрявов. «Страсти по Высоцкому». Москва, Алгоритм, 2008 г. Стр. 195.
[37] «Как мне потом рассказали, Федотов положил какую-то таблетку в это шампанское.
- Что за таблетка?
- По признанию самого Федотова, якобы успокоительное - бром. Что там было на самом деле, никто не знает.» (Борис Кудрявов. «Страсти по Высоцкому». Москва, Алгоритм, 2008 г. Стр. 195-196).
[38] «Позже я узнал, что Федотов и Янклович вскоре после смерти Высоцкого уезжали из страны. Один - в Израиль, другой - в США.» Это слова Павла Павловича Николаева - милиционера, проводившего расследование смерти Высоцкого летом-осенью 1980 года, с которым побеседовал журналист Борис Кудрявов (информация найдена мною в Интернете).
[39] Фёдор Раззаков. «Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии великого барда». Москва. Алгоритм, 2011 г. Стр. 314.