Еще одним фактором, способствующим романтизации девиантного поведения среди подростков, являются наши средства массовой информации. Те, которые должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют увеличению их численности.
В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки), "Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики), "Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих "американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками, поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей, где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС.
В августе-декабре 2001 г. Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о средствах массовой информации". В нем участвовали молодые москвичи в возрасте 14-20 лет. Выборочная совокупность составила 754 человека. Среди них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни молодежи, ответы распределились следующим образом.
|
Источники информации о жизни молодежи
(Здесь и далее в % от числа опрошенных)[4]
Из телепрограмм | 27,7 |
Из радиопрограмм | 19,1 |
Из газет | 14,3 |
Из журналов | 18,2 |
Из сети "Интернет" | 12,3 |
Из слухов | 8,1 |
Из других источников | 0,3 |
Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение. Радио в последние годы переживает период подъема, оно - на втором месте по своим информационным возможностям. В основном, это новые радиостанции, ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и отражают как музыкальные пристрастия, так и "околомузыкальную" жизнь, освещают широкий спектр молодежных проблем.
В ходе нашего исследования молодым респондентам был задан вопрос, сколько времени они уделяют тем или иным информационно-культурным источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде" оказались книги.
Сколько времени Вы уделяете: [5]
Источник информации | 1-2ч. | 3-4ч. | Более 4ч. | Не уделяю |
Чтению газет и журналов | 56,4 | 20,5 | 4,7 | 18,4 |
Прослушиванию аудио- и видеокассет | 46,8 | 22,7 | 9,3 | 21,2 |
Видеофильмам | 43,8 | 24,6 | 7,3 | 24,3 |
Телепередачам | 43,6 | 36,8 | 14,3 | 5,3 |
Изучению специальной литературы, учебников | 36,9 | 12,1 | 5,1 | 45,9 |
Радиопередачам | 35,5 | 26,9 | 14,9 | 22,7 |
Чтению художественной литературы | 34,3 | 15,7 | 7,5 | 42,5 |
К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков и молодежи можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы, диск-жокеев, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных, телевизионных и радиокомментаторов, обозревателей и ведущих программ и т. п.
|
Печатной периодике молодежь уделяет значительно меньшее внимание. Тиражи большинства современных газет и журналов невелики. По охвату аудитории они намного уступают электронным СМИ. В условиях современного мегаполиса воздействие СМИ на человека многократно возрастает, т.к. в информационный процесс включается множество дополнительных факторов, усиливающих пропагандистское воздействие.
Какие газеты и журналы читает московская молодежь? [6]
Название | % | Название | % | |
"Московский комсомолец" | 14,3 | "FUZZ" | 1,8 | |
"Аргументы и факты" | 12,8 | "Российская газета" | 1,7 | |
"Комсомольская правда" | 8,2 | "Труд" | 1,5 | |
"Афиша" | 5,4 | "Штучка" | 1,5 | |
"Коммерсант" | 5,1 | "Советская Россия" | 1,4 | |
"ОМ" | 4,6 | "Неон" | 1,4 | |
"Независимая газета" | 3,9 | "Тусовочка" | 1,3 | |
"Птюч" | 3,9 | "Российские вести" | 1,2 | |
"YES!" | 3,8 | "Студенческий меридиан" | 1,2 | |
"Молоток" | 3,6 | "Сегодня" | 1,0 | |
"Известия" | 2,7 | "КТО?" | 0,9 | |
"COOL GIRL" | 2,6 | "Завтра" | 0,8 | |
"Криминал" | 2,4 | "Башня" | 0,8 | |
"COOL" | 2,4 | "Твое время" | 0,6 | |
"Совершенно секретно" | 2,3 | "Красная звезда" | 0,4 | |
Газеты административных округов | 2,2 | "Правда" | 0,4 | |
"Вечерняя Москва" | 1,8 | "Правда Москвы" | 0,1 |
|
Пропагандистская кампания молодежных СМИ, касающаяся борьбы российских войск с бандитскими и ваххабитскими группировками в Чечне направляла свои удары на войска, находившиеся в районе боевых действий, смакуя "жестокости" российских солдат, демонстрируя их "беспомощность и непригодность", "безграмотность" руководства, одновременно компрометировались действия нового Президента России В. В. Путина, рисовался образ нового диктатора, пришедшего к власти в России, параллельно с этим обильно давалась информация негативно рисующая Российскую Армию вообще - развал, коррупция, не боеспособность, огромная численность, груды устаревшего оружия, взрывы на складах и т. п., при этом упор делался на разложение солдат и офицеров, "ужасы дедовщины", убийства и самоубийства, мародерство, чтобы вызвать у тех, кто должен призываться в армию и у родителей призывников активное неприятие службы в армии, панический страх перед ней. Дезертиры, предатели, уклонисты от службы в армии объявлялись чуть ли не героями. ОРТ, НТВ, ТВЦ, даже государственная РТР, словно соревнуясь друг с другом, клеветали на Российскую Армию, Российского Президента, искажали реальные события, превознося чеченских террористов, делая из них героев-патриотов, сражавшихся с "оккупантами". Их примеру следовало большинство печатных СМИ.
Та же картина, та же методика прослеживается на примере пропаганды наркотиков, алкоголя, преступности, сексуальной распущенности в молодежной среде. На страницах молодежных изданий можно прочитать о том, чем отличаются одни наркотики от других, каковы "достоинства" и "недостатки" слабых и сильных наркотиков, как и в каких количествах их употреблять, как обращаться со шприцем и как разводить, можно найти технологии изготовления наркотиков в домашних условиях и адреса, места их распространения в городе.
На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению молодежь, зачастую слышит горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет чувства. А после этого исполняется "хит сезона" - песня о наркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на эту тему - все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибыли наркомафии.
Во многих печатных и электронных средствах массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый, пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде.
Романтизация, героизация преступного мира вообще характерная черта социальной действительности больших городов последних 10-15 лет. Как элемент этого явления - усиленная трансляция в массы быта, нравов, "героики" уголовной среды, творческих опытов "лагерной культуры" средствами массовой информации, эстрадой, театром, кинопроизводителями и кинопрокатом, литературой и, конечно, журналистикой.
Сексуально-эротические отношения, буквально, эксплуатируются всеми подростково-молодежными СМИ - газетами, журналами, радио, телевидением. Многие из них становятся более похожими на медицинские учебники по гинекологии и урологии. Особенно отличаются в этом смысле такие издания, как "COOL", "COOL GIRL", "ОМ", "Птюч", российский вариант "Плейбоя" и целый ряд других изданий. На телевидении в реальное шоу "За стеклом", где с помощью самых совершенных телекамер, встроенных во все уголки телеквартиры, зрители всех возрастов - от мала до велика с утра и до ночи могут наблюдать за тем, как едят, пьют, говорят глупости, моются в душе, совокупляются, испражняются шестеро отобранных на основании конкурса молодых бесстыжих идиотов. Более тупого и бессмысленного зрелища, кажется, придумать трудно.
Таким образом многие современные СМИ представляют себе свои задачи по воспитанию подрастающих поколений. После сказанного выше остается только удивляться, что еще остаются молодые люди с нормальным, не девиантным поведением, с желанием быть инженерами, учителями, врачами, психологами.
Поэтому более пристальное внимание к репертуару наших СМИ, как мне кажется, также один из путей воспитания молодежи. Чтобы своим тлетворным влиянием не подталкивало «трудных» дальше по пути скатывания на социальное дно и не калечило еще не испорченных.
Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку!
В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая психология, которая в западных странах функционирует давно. Возникают многочисленные психологические службы – семейные, психолого-педагогические, медико-психологические, проф-ориентационные. Практические психологи сотрудничают с учителями, психиатрами, наркологами.
Одной из важнейших задач является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот.
Трудно себе представить то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.
Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим.
Не только родителям и учителя оказывают влияние на формирование личности ребенка, но и сам ребенок (в частности особенности его темперамента) оказывает явное влияние на формирование родительского поведения. Очень часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушенных взаимодействий в семье, виновными в которых оказываются все ее члены.
Многие родители склонны видеть только недостатки своего ребенка и не замечать ошибок в собственном поведении, да и многие учителя в классе не всегда умеют найти правильный подход к отстающему ученику.
Приведу пример. Подросток с задержкой развития попадает в новый класс. Он учится плохо. К тому же учитель записал его в разряд «неуспевающих», «махнул на него рукой» - вследствие чего ребенок оказался обойденным вниманием учителя (как положительным, так и отрицательным). В такой ситуации он стремится к компенсации доступными ему средствами. Обычный способ – это демонстративно плохое поведение. В таких случаях ребенок сам не работает в классе и мешает работать другим детям. Теперь внимание учителя пусть даже негативное, неизбежно приковано к ребенку. Таким образом он нашел путь компенсации. Это негативное внимание учителя невольно стабилизирует плохое поведение ребенок привыкает компенсировать чувство неуспеха асоциальными поступками. Для ребенка разрабатывается программа обучения, учитывающая его реальные способности. Эффективным является простой прием: перестать обращать внимание на плохие поступки и хвалить за малейшие успехи. В результате ребенок сам исправится.
Показательным, с моей точки зрения, примером удачной психотерапии, является следующий случай:
«Однажды в лагерь привезли девочку девяти лет, которая страдала клептоманией – воровала все, что могла украсть. Украденные вещи, чаще всего случайные, она раздавала другим детям.
Что же с ней делать? Объявить общий бойкот? Подговорить детей, чтобы с презрением отталкивали руку, протягивающую краденное?
Но заведующий лагерем собрал воспитателей и сказал:
Болезнь этой девочки – социальная. Возможно в детстве она получила слишком мало любви. Вот она и добывает вещи, как может, и отдает другим детям, надеясь на подарки купить их любовь. Дайте ей любовь даром, и болезнь пройдет.
Воспитатели поверили ему – девочку перестали ругать, ее кражи «не замечали», к ней относились как к самому лучшему ребенку на земле. И действительно, через несколько недель она перестала брать чужое».[7]
Основную помощь психотерапевтам должны оказывать самые близкие для подростка с девиантным поведением – семья и школа. Но с этой стороны подчас возникают серьезные проблемы.
Несколько десятилетий тому назад на учет в милицию чаще всего попадали те подростки, о которых с полным правом и уверенностью можно было сказать: «Яблоко от яблони недалеко падает.» Дети пьяниц, алкоголиков, матерей-одиночек, ведущих аморальный образ жизни, дети, родители которых побывали или находятся в заключении.
Сейчас положение изменилось. Недавние подсчеты показали, что на долю так называемых аморальных семей, где процветают пьяные скандалы и драки, запои родителей, их развратный образ жизни, т. е. полностью отсутствуют условия для воспитания, приходится всего одна четвертая часть всех стоящих на учете в милиции. Конечно, в таких семьях с детьми каждую минуту может случиться беда.
Но следует повторить, что дети из таких семей – лишь часть стоящих на учете в милиции. Основную массу составляют так называемые внешне благополучные семьи. С виду здесь все «как у людей»: родители – труженики, здоровая атмосфера, правильный образ жизни. Но просчеты и промахи в воспитании велики, управление детьми ведется по телефону.
В воспитательном арсенале таких семей господствуют крайности. Например, из-за недостатка времени на ласку и внимание родители применяют жестко авторитарный тип руководства. Ребенок подвергается тирании требований и запретов. Ему практически «все нельзя». Взрослые за него все решают. Несостоятельность такой «педагогики» обычно проявляется в подростковом возрасте. Выросший «невольник» вступает в борьбу за свои права. Родители в ответ на это еще более усиливают контроль и опеку. Не нравящихся приятелей сына или дочери могут бесцеремонно выставить за порог. Постепенно такая жизнь может стать для подростка невыносимой. Зачастую из-под гнета навалившихся проблем подросток пускается в бега.
«Из дома убежала, совершила кражу и без оглядки пустилась в дальнее путешествие десятиклассница Оля, отличница, ласковая, тихая девочка. Ходила на подготовительные курсы в университет, мечтала стать математиком …
Оля выросла в крепкой семье, родители никогда ее не баловали, воспитывали в строгости. Из боязни дурного влияния из дому никуда не пускали.
Накануне побега у Оли произошел конфликт в школе. Семиклассница пожаловалась, что Оля избила ее в туалетной комнате. Свидетелей не было. С Олиным обликом это никак не вязалось, но ее с урока вызвали к директору. Там присутствовали еще два завуча и целая группа девочек, вступившихся за семиклассницу. Олю заставили извиниться. Сказали, что за такое в милиции на учет ставят. А уж хорошей характеристики после десятого класса она теперь точно не получит. Велели, чтобы в субботу явилась в школу мать.
Короче говоря, в директорском кабинете в один миг рухнули все светлые Олины планы на дальнейшую жизнь. Дома родители добавили еще. «Я от злости себя не помнила, - рассказывала потом мать. – За голову взяла, к полу пригнула. Кричала на нее. Мол, валяйся в ногах у той девочки, но чтобы в школу меня не вызвали. Не то задушу своими руками. Вечером «выдал девочке свое» и пришедший с работы отец.
На другой день Оля написала на листке, вырванном из тетрадки: «Господи, спаси и сохрани. Господи, умоляю, сделай так, чтобы не вызывали родителей. Господи, прошу тебя, мне не на кого больше положиться, господи, пожалуйста, спаси меня, господи, я же не верю в тебя!!!»
Никому из своих близких записку эту она не адресовала.
В сложной системе воспитания рядом с любящими родителями и руководствующимися исключительно благими намерениями учителями юному человеку, кроме как на бога, положиться, оказалось, совершенно не на кого. Спасительным для неокрепшей личности в такой ситуации всеобщего отвержения является поведение по типу «чем хуже, тем лучше». Вот так девочка-отличница стала «трудным» подростком. Оля уехала из города, попала в компанию «педагогически запущенных несовершеннолетних».
Но в этом случае все закончилось хорошо. После долгих поисков ее нашли на вокзале, на другом конце страны, с высокой температурой. Олина жизнь висела на волоске. Вскоре отец с матерью увезли ее домой. При встрече никто не сказал ни слова. Все плакали. Однако не слишком ли дорогой ценой добилась она наконец родительского тепла и внимания?»[8]
И здесь же приведу другой случай:
«Молодой педагог пришел к родителям своего ученика пожаловаться на его поведение в классе и на занятиях спортивной секции. Но мать Бориса, воспользовавшись тем, что отец мальчика вышел к соседям, попросила учителя не говорить ничего плохого о мальчике, предполагая, что тот будет жестоко наказан отцом. Педагог понял ситуацию и, когда отец вернулся, похвалил мальчика за старание, успехи в учебе и спорте. Тревожное ожидание неприятностей прошло. На лице Бориса отразились изумление и радость. На следующий день это был другой человек – дисциплинированный и внимательный».[9]
Приведенные случаи ярко характеризуют, как легко можно испортить или исправить поведение «нестандартного» ребенка. И здесь главное не ошибиться, правильно выбрать решение проблемы, чтобы подросток не стал отверженным.
При нарушении поведения психотерапевт чаще всего использует следующие универсальные методы:
· метод «психотерапевтического зеркала», формирующий способность видеть свое поведение, себя самого как бы со стороны;
· метод «рассмотрения альтернатив – метод Гуру», когда подростку образно показывают результат его движения «не туда» и «не затем» и обязательно заманчивую перспективу движения по правильному пути;
Особенно эффективен «метод Гуру». Подростка, даже самого «трудного», не может оставить равнодушным перспектива его будущего, его судьба. И, по аналогии с известной сказкой, подростку предлагают: «Пойдешь налево - найдешь колонию для несовершеннолетних, пойдешь направо – найдешь бесчестье, пойдешь прямо – найдешь счастье». Сильное впечатление производит и пример преуспевающего в жизни молодого человека. Его рассказ о собственных заблуждениях в подростковом возрасте и том, как повернул на правильный путь, как добился того, что сейчас имеет производит большое впечатление.
Кроме того если подросток равнодушно относится к тому, что проживет не 90, а 70 лет, если будет пить водку и курить, но с тревогой реагирует на сообщение о том, что курение приводит – и очень рано – к импотенции и является главной причиной неприятного запаха изо рта.
Подростку говорят: «Силы и свежесть твоего возраста можно истратить на сиюминутные удовольствия. Но к чему это приведет потом, не слишком ли дорогую цену «сломанной жизни» придется заплатить в будущем?».
В «методе психотерапевтического зеркала» подростку предлагается обсудить свой неблаговидный поступок со сверстниками, но так как будто это сделал не он. То есть остальные не знают, что проступок совершил именно он. При таком раскладе подросток видит свой проступок со стороны, переживает чувство вины, стыда, поскольку проступок осужден сверстниками! Тут-то и приходит раскаяние. При анонимном обсуждении подросток может и не относить свой проступок к себе, не осознавать себя в осуждаемом. Но сам-то он в глубине себя осудит этот проступок! И вряд ли поступит подобным образом еще раз.
Психотерапия является большим подспорьем в деле решения проблемы воспитания детей с девиантным поведением, недаром говорят, что: «Психотерапевт – учитель, берущий заблудшего за руку и выводит его на дорогу жизни». Поэтому ее развитие и распространение – один из главных аспектов в решении вопроса «трудных» детей.