Центры психологической реабилитации




 

Сложная социально-экономическая ситуация последних лет в России вызвала увеличение количества безнадзорных детей. По данным МВД в 1997 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 67,6 тысяч безнадзорных несовершеннолетних, число лиц, лишенных родительских прав, возросло за последние 5 лет в три раза.[10]

Растущий человек оказывается в асоциальной, подчас криминальной среде, где действуют чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые нормы (клички, “общий котел”, клятвы, ритуалы, “прописка”, татуировки, уголовный жаргон и пр.).

Для спасения детей от поднимающейся волны бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения стало создание Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям на всей территории Российской Федерации от Архангельска до Таганрога, от Калининграда и Пскова до Хабаровска.

Основное назначение Центров - оказание конкретной помощи ребенку в обретении им смысла жизни через обращение педагогов к его внутреннему миру, его природной активности, через изучение, понимание и реализацию его внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации, саморазвитию, самоопределению.

В условиях Центров воспитываются несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, получившие отсрочку исполнения приговора или осужденные условно (В большинстве случаев только благодаря вмешательству Центра в судьбу ребенка. В случае вынесения приговора с лишением свободы Центр содействует обжалованию приговора в более высокой судебной инстанции, и из следственного изолятора ребенок помещается в приют Центра). Существующая система “борьбы” с подростковой преступностью определяет помещение таких детей только в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа или в воспитательно-трудовые колонии системы МВД.

Большинство воспитанников Центра проживает дома, в целях преодоления дезадаптации детей в открытых и закрытых учебно-воспитательных учреждениях. После выпуска из учреждения, где несовершеннолетний проживал круглосуточно (спецшкола, спецПТУ, ВТК) он, как правило, не выдерживает натиска прежнего асоциального окружения и совершает более тяжкие правонарушения и преступления.

Реальным примером такого островка помощи стал «Экспериментальный Центр педагогической реабилитации детей г. Хабаровска», созданный в 1992 году с целью реабилитации и социальной поддержки несовершеннолетних с девиантным поведением. Наряду с решением задач ранней профилактики и предупреждения правонарушений, преступлений Центр реализует функции адаптации подростков, находившихся в закрытых специальных учебно-воспитательных учреждениях.

В Центре воспитывались выпускники спецшкол и спецПТУ Иркутска, Красного Бора (Ярославская обл.), Кривого Рога (Украина), Шушталепа (Кемеровская обл.), Каргата (Новосибирская обл.), Бикина (Хабаровский край). Часть воспитанников длительное время находились в следственных изоляторах.

В последние годы отмечается высокий уровень девиантного поведения принимаемых в Центр детей. При анализе в 1998 году зафиксировано следующее:

Состояли на учете в ОПППН или имели судимость 88%

Употребляли алкоголь 98%

Употребляли наркотические или токсические вещества 78%

Сексуально-девиантное поведение с половой распущенностью 38%

Участвовали в грабежах и вымогательствах 26%

Участвовали в кражах 75%

Склонность к бродяжничеству, уходам из дома 64%

Практически каждый второй подросток - второгодник, либо не обучался в школе в течение 2-3 лет и более. В Центре воспитываются дети от 10 до 18 лет, по возрастному составу свыше 50% - подростки старше 15 лет.

Шесть лет деятельности экспериментального Центра педагогической реабилитации детей доказали его эффективность. Ребятам, которым не верили ни родители, ни учителя, ни милиция в Центре поверили и помогли взглянуть на самих себя с уважением и верой.

В Центре реализуется попытка создания для ребенка с трудной судьбой специального жизненного пространства, защищающего его и формирующего культуру отношений цивилизованного человека.

При этом подросток с девиантным поведением не отрывается от привычного для него окружения: создается ситуация выбора, меняются ценностные установки. Клептоман перестает воровать не потому что “нельзя”, а потому что “стыдно”.

Ребенок, совершавший ранее общественно-опасные деяния уже не просто выбирает взрослого, которому можно открыть свои уже возникшие проблемы, он способен попросить помощи, чтобы предотвратить конфликтную ситуацию, не совершить противоправный поступок.

На вопрос анкеты, определяющей отношение к Центру, воспитанники пишут:

– “Здесь меня любят и понимают все мои проблемы”, “Здесь всегда помогут”, “Центр - мой второй дом, здесь меня уважают”, “Это единственное место, куда я могу приходить во время беды”; “Если бы не было Центра, меня давно не было в живых”.

За пять учебных лет из Центра вышло 283 воспитанника. Рецидив (направления в места лишения свободы) составляет лишь 2-3%.

 

Еще одним примером реальной помощи может стать клуб для «трудных» подростков в г. Ростове «ЭТО» - «Эстетика, творчество, общение».

Руководитель этого клуба помогает «вылечить» свою жизнь несколько неожиданным способом при помощи карнавализации. Что же это такое?

В разные эпохи в разных странах существовал – да и сейчас существует – интереснейший праздник: карнавал. Где-то он длится три дня, где-то- две недели. И на весь этот срок обычные законы поведения уступают место законам карнавальным. Что весь год нельзя – в дни карнавала можно. Все в масках, все на «ты». Знакомиться на улицах, танцевать на площадях, горланить песни и ходить обнявшись не только прилично, но и прекрасно. Люди раскованны, свободны, каждый в городе – хозяин.

Собственно карнавал – это всеобщая разрядка, после которой легче вновь поднять на плечи многочисленные обязанности будней.

Карнавал – это раскрепощенность, игра, стопроцентная самодеятельность. На худой конец – когда можно то, что нельзя. Не имея возможности или просто не умея проявить себя иначе, подростки часто цепляются за этот худой конец.

Тайное курение, матерщина, выпивка, мелкое шкодничество, бессмысленные драки улица на улицу, двор на двор – вот типовые формы примитивного, но все-таки карнавала.

Но есть и иные формы.

Не психолог, не педагог, а просто писатель бросил когда-то в мир поразительную идею, в которой слились высокая гуманность и детская игра, общественная польза и тайна. Это был карнавал в самом благородном смысле слова – то, чем занималась компания ребят, известная всем с детства, как команда Тимура.

Однако ее поспешили повсеместно внедрить и организовать. Общественная польза осталась, тайна ушла, карнавал кончился. Увы, благородство по приказу и по плану не живет…

В клубе вся жизнь пронизана художественным творчеством. Причем творчеством в его необычных, игровых, карнавальных видах.

Летом весь клуб выезжает в колхоз, в трудовой лагерь. Днем работают, вечера свободны. И почти у каждого вечера своя идея и душа.

Вот, например, день Греции. Накануне вечером собирается ареопаг – верховная власть праздника. Заседают по возвышенным и строгим законам античности: пародия в точных рамках истории. Назавтра – праздничное шествие и театральный фестиваль. Творческие группы успевают за какой-нибудь час сочинить пьесу на античный манер, разучить роли, создать костюмы и декорации… И живет все действо один день. Сейчас сыграют – и все. Больше не повторится.

А тогда стоило ли стараться ради одного вечера? Стоило!

Ибо спектакль этот учит ценить неповторимость дня. Самодеятельное творчество окупает себя не тиражами, а радостью, которую дает…

В клубе отмечаются все дни рождения, причем подарки стараются делать, такие чтобы праздник запомнился надолго. Вот например, парень бредил живописью. Родился зимой. Зима и дала идею подарка. В тот самый день весь клуб высыпал на улицу и стал прямоугольником: живая рама, а внутри чистейший снежный холст десять метров на пятнадцать. Кисти и бутылки с краской приготовили заранее. Именинника привели к рабочему месту: рисуй! Такой подарок никогда не забудешь.[11]

В клубе никого не поучают, не воспитывают, не указывают как себя вести. Просто, попав в его атмосферу, само собой пропадает желание бить стекла у соседей или подкарауливать на улице одиноких прохожих с целью обокрасть, избить. Да и дополнительные допинги в виде наркотиков и алкоголя уже не к чему – впечатлений и так хватает. Но главное в этом клубе решается одна из актуальных для «трудной» молодежи - проблема общения.

А может быть все гораздо проще? Просто в этом клубе маленькие неудачники становятся счастливыми своей нежностью. А хоть кто-нибудь видел счастливого алкоголика, наркомана или проститутку? Вот в этом, как мне кажется, и кроется основная удача этого клуба, в котором создано «тайное общество счастливых людей».

 


Заключение

Подводя итоги, вышеизложенного остается констатировать одни: девиантное поведение – это не приговор на всю жизнь, не клеймо. Просто вовремя не нашелся человек, который бы смог остановить подростка, вставшего на «тропу войны» с общепринятыми нормами поведения. Случаи из жизни, рассказанные выше, наглядно показывают, что для этого чаще всего не требуется особых усилий.

Как бы хотелось, чтобы всегда в трудные минуты для каждого «нестандартного ребенка» находилась надежная поддержка – любящие родители, понимающие воспитатели. Только так бывает очень редко.

Те, кто изначально успешно, главным образом при поддержке и содействии семьи, включился в систему под названием жизнь, открывающую светлые перспективы для каждого, имеют шанс жить как все окружающие. А кто не включился, не потянул? Увы, со временем окажется у обочины жизни. Но ведь именно с этого места так хочется подложить гвоздь под мчащиеся мимо блестящие иномарки.

Пока кипит в них энергия, никак не хотят они оказаться «не у дел». В поисках ярких, сильных впечатлений они будут не только вредить «проезжающему транспорту», враждовать с окружающими и задирать случайно попавших им навстречу прохожих. Вот и подрастают «трудные» дети. Драчливые со сверстниками, вспыльчивые, как порох, и неуживчивые дома, непоседливые и невнимательные на уроках. Их либо не принимают, либо наоборот, затаскивают, а они убегают, прячутся.

Как тяжело им бывает вписаться в систему цивилизованной жизни, суровой и враждебной к их многочисленным импульсивным срывам. Разнообразные социальные нормы не укладываются у них в голове. Окружающие отчаиваются ждать, когда «безобразники», наконец, поумнеют, уймутся. Самые «боевые» переступают барьер противоправного, вступают в тяжелый и затяжной конфликт и со своими близкими и с обществом. Да, со многими детьми нелегко. Но ведь это всего лишь обычные «трудные» дети. Они требуют, а лучше сказать, так нуждаются в особенном отношении, в особом педагогическом подходе.

Неудобный, «тяжелый» подросток, конечно, не умрет, отрекись от него и семья, и школа, и все остальные. Опасность кроется в другом – в гибели человеческого в человеке. Поступая с детьми таким образом, близкие люди и должностные лица обрекают их на не менее страшную социальную смерть.

Наркомания, токсикомания, проституция, алкоголизм, утрата жизненной перспективы – вот и открыта дорога бывшему человеку на свалку, иногда не в переносном, а в прямом смысле. Сколько маленьких бомжей живут на вокзалах и городских свалках? Помочь им стать равноправными членами общества – вот задача, достойная любого общества, считающего себя цивилизованным.


Литература

1. Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989.

2. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

3. Михайловская И. Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990.

4. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – Санкт-Петербург: АО “Сфера”, 1994.

5. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. / Социологические исследования. № 10, 2002.

6. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Научное издание. – СПб.: Алетейя, 2000.

7. Раттер м. Помощь трудным детям. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987.

8. Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей. / Педагогика. №1, 2000.

9. «Количественное измерение динамики и структурных характеристик процесса распространения наркотиков». http: // narkotiki.ru.

10. «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы».

http: // www.mos.ru

 


 


[1] Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. – Спб, 2000. Стр. 3.

[2]«Количественное измерение динамики и структурных характеристик процесса распространения наркотиков». http: // narkotiki.ru

[3] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989.Стр. 15.

 

[4] «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: // www.mos.ru

 

[5] «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: // www.mos.ru.

[6] Там же.

[7] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989.Стр. 104.

[8] Михайловская И. Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990.Стр. 47.

 

[9] Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей. / Педагогика. №1, 2000. Стр. 49.

 

[10] Материалы коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г.

 

[11] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989. Стр. 77.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: