Общая характеристика программы
1.1. Цель реализации программы: приобретение профессиональных компетенций, знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по профессии «Пожарный».
Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации.
а) Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ на пожарах, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного и аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
б) Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;
население, находящееся в опасных зонах пожара;
объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;
технологические процессы пожароопасных производств;
материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;
технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;
процесс управления и организация труда на уровне пожарно-спасательного подразделения;
первичные трудовые коллективы;
технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
пожарный инструмент и оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
огнетушащие вещества;
аварийно-спасательное оборудование и техника;
системы и оборудование противопожарной защиты;
системы и устройства специальной связи и управления;
инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;
иные средства, вспомогательная и специальная техника.
в) Виды и задачи профессиональной деятельности:
пожаротушение и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
оказание первой помощи;
содержание в исправном состоянии пожарной техники, осуществление её технического обслуживания, испытания и устранения неисправностей, не требующих специальной подготовки.
Требования к результатам освоения программы.
Слушатели за время обучения на данных курсах приобретают профессиональные компетенции, знания и навыки, необходимые для выполнения обязанностей по профессии «Пожарный».
В результате освоения образовательной программы слушатели должны обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, гражданами.
В результате освоения образовательной программы слушатели должны обладать профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1. Нести службу в пожарных подразделениях.
ПК 2. Выполнять действия по сосредоточению сил и средств на пожаре.
ПК 3. Выполнять работы по локализации и ликвидации пожара.
ПК 4. Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества.
ПК 5. Выполнять аварийно-спасательные работы.
ПК 6. Применять средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения при ведении действий в непригодной для дыхания среде, в том числе с использованием спасательных устройств.
ПК 7. Вести действия по тушению пожаров в составе звена газодымозащитной службы.
ПК 8. Проводить аварийно-спасательные работы в составе звена газодымозащитной службы.
ПК 9. Содержать в исправном состоянии пожарную технику, осуществлять её техническое обслуживание, испытание и устранение неисправностей, не требующих специальной подготовки.
ПК 10. Хранить пожарное оборудование, пожарную и аварийно-спасательную технику.
ПК 11. Осуществлять контроль соблюдения противопожарного режима на охраняемых объектах.
ПК 12. Осуществлять контроль систем противопожарного водоснабжения на охраняемых объектах и в районе выезда.
ПК 13. Знать порядок и осуществлять приведение в действие систем противопожарной автоматики.
ПК 14. Уметь оказывать первую помощь.
1.4. Категория слушателей: сотрудники (работники), принятые на должность пожарного, имеющие общее среднее образование.
1.5. Трудоемкость обучения: 484 часа, при 5-дневной учебной неделе – 68 учебных дней, при 6-дневной учебной неделе – 81 учебный день.
1.6. Форма обучения: очная с отрывом от работы.
Режим занятий: 6–8 часов в день.
Формы и методы проведения занятий определяются с учетом наличия учебно-материальной базы. Следует использовать активные формы и методы обучения, в том числе решение ситуационных задач, деловые игры, дискуссии, участие в пожарно-тактических учениях пожарно-спасательных гарнизонов и др.
При проведении практических занятий и деловых игр учебная группа может быть поделена на две подгруппы.
Для качественного усвоения теоретического материала целесообразно практические занятия по пожарной тактике, ПСП, ГДЗС и пожарной технике проводить комплексно, развивая междисциплинарные связи.
Для закрепления и углубления знаний программного материала рекомендуется проводить разборы крупных пожаров и аварийно-спасательных работ, демонстрировать учебные фильмы.
Совершенствование строевой выучки слушателей должно проводиться на всех занятиях, а также при повседневных построениях, передвижениях.
Физическая подготовка проводится в часы самоподготовки.
В выходные и предпраздничные дни самоподготовка не проводится.
По окончании изучения дисциплин слушатели проходят промежуточные аттестации (зачеты и экзамены).
По окончании обучения по образовательной программе слушатели проходят итоговую аттестацию (квалификационный экзамен). Оценочный материал для итоговой аттестации разрабатывается в соответствии с квалификационными требованиями, задачами и функциями по профессии «Пожарный».
В случае успешного прохождения итоговой аттестации слушателям присваивается квалификация «Пожарный» с выдачей соответствующего документа.
Учебная практика
№ п/п | Наименование должности | Кол-во дежурств | Примечание: |
1. | Пожарный | не менее 7 | Учебная практика проводится по графику с обязательным посещением учебных занятий |
Содержание программы
2.1. Учебный план
№ п/п | Наименование дисциплин | Всего часов | Количество часов по видам занятий | Форма промежуточной и итоговой аттестации | |||
теоретические занятия | практические занятия | подготовка к экзамену | зачет | экзамен | |||
1. | Входной контроль | - | - | - | - | ||
2. | Охрана труда и электробезопасность в электроустановках | - | |||||
3. | Психологическая подготовка | - | - | ||||
4. | Организация деятельности ГПС | - | - | - | |||
5. | Пожарная профилактика | - | - | - | |||
6. | Пожарная тактика | - | |||||
7. | Пожарная техника | - | - | ||||
8. | Газодымозащитная служба | - | |||||
9. | Пожарно-строевая подготовка | - | - | ||||
10. | Первая помощь | - | - | ||||
11. | Безопасность жизнедеятельности | - | - | - | |||
12. | Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | - | - | - | |||
Итого: |