Тема 3. Стресс в профессиональной деятельности (2 часа).




Понятие «стресс». Общий адаптационный синдром и его стадии. Виды стресса. Субсиндромы стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Психологические защиты и копинг стратегии.

Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса у специалистов экстремального профиля. Негативные последствия профессионального стресса: в профессиональной, личностной и семейной сферах.

Механизмы адаптации к экстремальной ситуации. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности и их последствия.

Синдром профессионального выгорания: объективные, социально-психологические и личностные факторы риска развития. Фазы развития и симптомы профессионального выгорания.

Травматический стресс и динамика переживания травматической ситуации, симптомы посттравматических стрессовых нарушений.

Методы и приемы психологической саморегуляции как средство профилактики нарушений профессионального здоровья. Система методов и приемов психологической саморегуляции.

Тема 4. Профилактика негативных последствий профессионального стресса (2 часа).

Виды дыхания, дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Управление тонусом скелетных мышц: нервно-мышечная релаксация, психогимнастика. Визуализация. Самовнушение. Комплексное использование приемов саморегуляции.

Аппаратные методы формирования навыков произвольного управления психическим состоянием.

Тема 5. Межличностные конфликты в профессиональной деятельности (2 часа).

Понятие конфликта, виды конфликтов и уровни проявления. Причины возникновения, функции и динамика межличностных конфликтов. Конфликт в коллективе. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Особенности межличностных конфликтов в чрезвычайных ситуациях.

Тема 6. Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях (2 часа).

Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях, в том числе на пожарах. Основные группы психогенных реакций и расстройств у пострадавших в чрезвычайных ситуациях: острые реакции на стресс, психотические реакции и расстройства. Динамика психического состояния и поведения пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях: определение. Цели и задачи оказания пожарными допсихологической помощи пострадавшим. Особенности общения с пострадавшими и оказания допсихологической помощи при чрезвычайных ситуациях различного характера. Группы пострадавших: особенности оказания помощи каждой группе.

Практическое занятие.

Общие принципы общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях. Компоненты общения: вербальное, паравербальное, невербальное.

Общение с пострадавшим: основные цели, задачи. Поиск ресурса, как важная составляющая конструктивного общения с пострадавшим. Частные случаи общения с пострадавшими в условиях чрезвычайных ситуаций. Анализ ошибок в общении с пострадавшими. Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.

Острые реакции на стресс: определение, динамика, формы и типы. Основные принципы и алгоритм оказания самопомощи и помощи при острых реакциях на стресс. Оказание допсихологической помощи пострадавшим с острыми реакциями на стресс.

Особенности работы с острыми стрессовыми реакциями при большом скоплении людей.

Тема 7. Психологические аспекты работы пожарных при большом скоплении людей (2 часа).

Специфика работы пожарных при большом скоплении людей. Понятие толпы, виды толпы. Особенности психического состояния людей в толпе. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение и слухи. Превращение пассивной толпы в действующую: признаки и правила безопасного поведения. Паника: индивидуальная, групповая, массовая. Приемы профилактики превращения толпы в действующую.

Слухи как один из механизмов образования толпы: определение, факторы, способствующие возникновению и распространению слухов. Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими как профилактика образования толпы. Принципы общения с представителями средств массовой информации.

 

Промежуточная аттестация (зачет) 4 часа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: