Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения РФ
Утверждаю
зав. кафедрой
госпитальной терапии
А.В. Ягода
«28» августа 2015
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
5 курса специальности «лечебное дело»
по учебной дисциплине «госпитальная терапия, эндокринология»
ТЕМА №2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ СУСТАВНЫМ СИНДРОМОМ
ЗАНЯТИЕ № 2 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СУСТАВНОГО СИНДРОМА ПРИ СРОНЕГАТИВНЫХ СПОНДИЛИТАХ И СПОНДИЛОАРТРОПАТИЯХ
Обсуждена на заседании
кафедры госпитальной терапии
«28» августа 2015
Протокол № 1
Методическая разработка составлена
Лучкиной О. Е.
г. Ставрополь, 2015
Тема №2. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, сопровождающихся суставным синдромом
Занятие № 2. Клиника, диагностика и лечение суставного синдрома при серонегативных спондилитах и спондилоартропатиях.
Учебные вопросы занятия:
- эпидемиология, этиология, патогенез и классификация анкилозирующего спондилита;
- клиника, диагностика, диагностические критерии анкилозирующего спондилита. Дифференциальный диагноз. Лечение анкилозирующего спондилита. Прогноз и профилактика;
- эпидемиология, этиология, патогенез и классификация реактивных артритов;
- клиника, диагностика, диагностические критерии реактивных артритов. Дифференциальный диагноз. Лечение реактивных артритов. Прогноз и профилактика.
- клиника, диагностика, диагностические критерии, лечение болезни Рейтера;
- клиника, диагностика, диагностические критерии псориатического артрита.
Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:
- эпидемиология, этиология, патогенез и классификация анкилозирующего спондилоартрита;
- клиника, диагностика, диагностические критерии анкилозирующего спондилоартрита. Дифференциальный диагноз. Лечение анкилозирующего спондилоартрита. Прогноз и профилактика;
- эпидемиология, этиология, патогенез и классификация реактивных артритов;
- клиника, диагностика, диагностические критерии реактивных артритов. Дифференциальный диагноз. Лечение реактивных артритов. Прогноз и профилактика.
- клиника, диагностика, диагностические критерии, лечение болезни Рейтера;
- клиника, диагностика, диагностические критерии псориатического артрита.
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
- Бактериальный артрит и инфекции протезированного сустава.
- Болезнь Форестье.
Перечень изучаемых заболеваний и состояний:
- анкилозирующий спондилит;
- реактивные артриты;
- болезнь рейтера;
- псориатический артрит.
Место проведения занятия: клиническая база кафедры госпитальной терапии – ревматологическое отделение ГБУЗ СКСККБ.
Материально-лабораторное обеспечение:
- учебные таблицы;
- наборы рентгенограмм суставов;
- наборы тестовых заданий;
- наборы ситуационных задач.
Учебные и воспитательные цели:
А) общая цель – студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся суставным синдромом, изучить дифференциально-диагностические признаки нозологических единиц, проявляющихся суставным синдромом, и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.
Б) частные цели – в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен
ЗНАТЬ:
- причины и механизм возникновения анкилозирующего спондилоартрита,
реактивных артритов;
- алгоритм дифференциальной диагностики анкилозирующего спондилоартрита,
реактивных артритов;
- дифференциально-диагностические признаки анкилозирующего спондилоартрита,
реактивных артритов;
- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования (рентгенография суставов, пункция суставов с исследованием синовиальной жидкости, КТ и МРТ суставов, артроскопия) при наличии суставного синдрома;
- принципы современной терапии и профилактических мероприятий при анкилозирующем спондилоартрите, реактивных артритах.
УМЕТЬ:
- выявить наличие суставного синдрома;
-провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, измерение окружности суставов, определение силы и объёма активных и пассивных движений в суставах, выявить наличие симптомов на сакроилиит и ограничение движений в позвоночнике при анкилозирующем спондилоартрите), выявить основные признаки заболевания, сопровождающегося появлением суставного синдрома;
- установить и обосновать клинический диагноз анкилозирующего спондилоартрита, реактивных артритов;.
- чтение рентгенограмм больных анкилозирующим спондилоартритом, реактивными артритами;
- оценить результаты биохимического анализа крови (С-реактивный белок, ревматоидный фактор, сиаловые кислоты, уровень мочевой кислоты, кальций сыворотки крови) у больных с наличием суставного синдрома;
- составить план обследования больного с с анкилозирующим спондилоартритом, реактивными артритами;
- составить план лечения больных с анкилозирующим спондилоартритом, реактивными артритами.
ВЛАДЕТЬ:
- методами физикального обследования больных при наличии с анкилозирующего спондилоартрита, реактивного артрита;
- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного с с анкилозирующим спондилоартритом, реактивными артритами;
- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) у больных с анкилозирующим спондилоартритом, реактивными артритами;
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
- способностью и готовностью к осуществлению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение обострений анкилозирующего спондилоартрита,
реактивных артритов;
- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больного с наличием суставного синдрома с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;
- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;
- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления анкилозирующего спондилоартрита, реактивных на ранних стадиях, типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;
способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;
- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения.
- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики обострений больных с с анкилозирующим спондилоартритом, реактивными артритами, анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;
- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;
- способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания врачебной помощи при наличии у пациента анкилозирующего спондилоартрита, реактивных артритов;
- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;
- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;
- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: О бактериальном артрите и инфекции протезированного сустава.
- Болезнь Форестье.
Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):
- нормальная анатомия: строение сустава
- нормальная физиология: движения в суставах
- патологическая физиология: движения в суставах при патологии
- пропедевтика внутренних болезней: методы исследования суставов
Рекомендуемая литература:
основная: Основная:
1. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 1. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 672 с.
2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 2. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 592 с.
3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 1. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 672 с.
4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 2. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 592 с.
5. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.1. - 960 с.:ил.
6. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.2. - 896 с.: ил.
7. Внутренние болезни: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. / Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Сулимов В.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 с.: ил.
8. Внутренние болезни: учебник. Стрюк Р.И., Маев И.В. 2-е изд., испр. и доп. 2013. - 544 с.: ил.
Дополнительная:
1. Внутренние болезни: рук-во к практическим занятиям по госпитальной терапии / под ред. Л. И. Дворецкого. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 451 с.
2. Внутренние болезни. Тесты и ситуационные задачи: учебное пособие. Маколкин В.И., Сулимов В.А., Овчаренко С.И. и др. 2012. - 304 с.:ил.
3. Внутренние болезни. Руководство к практическим занятиям по госпитальной терапии: учебное пособие. Ананченко В.Г. и др. / Под ред. Л.И. Дворецкого. 2010. - 456 с.: ил.
4. Тестовые задания по дисциплине «внутренние болезни» для студентов 5-го курса лечебного факультета СтГМА / сост.: А.В. Ягода, П.В. Корой, Н.Н. Гладких, А.В. Рыбас, Е.А. Кощеева. – Ставрополь, изд-во СтГМА, 2009. – 94 с.
5. Под ред. Шостак Н.А. Ревматология: учебное пособие / Под ред. Н.А. Шостак. 2012. – 448 с.
6. Филоненко С.П., Якушин С.С. Боль в суставах. Дифференциальная диагностика: руководство. Филоненко С.П., Якушин С.С. 2010. (Серия «Библиотека врача-специалиста»).
7. Под ред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. Антибактериальные препараты в клинической практике: руководство. Андреев И.В., Белькова Ю.А., Веселов А.В. и др. / Под. ред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. 2009. – 232 (Серия «Библиотека врача-специалиста»).
8.Петрова В.И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике. Мастер – класс: учебник. Петрова В.И. 2011. – 380 с.: ил.