Рассмотрим виды экспериментов.




ü
Эксперимент «до - после» без контрольной группы. Измерение показателей у каждой особи в группе первый раз проводят перед воздействием экспериментального фактора, а второй раз - после него. Для подтверждения гипотезы о влиянии экспериментального фактора сравнивают определяемые показатели до и после воздействия.

ü Эксперимент «до - после» с контрольной группой. Исходно формируют две группы примерно равные по численности и основным особенностям, одна из которых будет контрольной, и в ней экспериментальный фактор не будет действовать. В обеих группах (контрольная и опытная) измеряют интересующие показатели до и после воздействия экспериментального фактора. Гипотеза считается доказанной, если в экспериментальной группе показатели изменились больше, чем в контрольной.

ü Эксперимент «только после» с контрольной группой. Измерение показателей производят только после первого воздействия экспериментального фактора. Гипотеза проверяется при сравнении значений показателей в экспериментальной и контрольной группах. В таком случае причиной различий может быть не только экспериментальный фактор, но и другие обстоятельства, но в науке такие ситуации встречаются.
Ошибки планирования и постановки эксперимента бывают и у опытных научных сотрудников, не говоря уже о школьниках. Вот самые типичные: применение неправильных методик, неверное формирование выборок, разные условия жизни для контрольной и опытной групп, неточное проведение анализов, измерений, неверные расчеты, описки, перепутывание материалов.
В научных работах принято представлять не индивидуальные результаты, а только статистически обработанные и обобщенные - например, средние арифметические, доли в процентах и т. д. Запрещено публиковать личные данные участников эксперимента (ФИО и т. д.), они должны быть только в лабораторном журнале. В большинстве случаев результаты представляют в виде таблиц, диаграмм или графиков, которые оформляют строго в соответствии с принятыми в науке правилами.
Представляя результаты, акцентируют внимание на основных, наиболее значимых фактах и затем их обсуждают, то есть анализируют, сравнивают с результатами аналогичных исследований, которые без труда можно найти в Интернете.

 

Даже младшим школьникам совместно с руководителем надо попытаться проанализировать результаты и написать хотя бы 2-3 абзаца обсуждения. Если в работе получены результаты, не подтверждающие гипотезу или не совпадающие с результатами других исследователей, их также необходимо изложить и попытаться объяснить причину несоответствия.

 

6. Выводы работы - ответы на поставленные задачи исследования, основные результаты. Каждый вывод - это одна короткая фраза, ответ на поставленную задачу работы. В выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, собственных соображений и рекомендаций - только констатация основных результатов работы. Если получили непредвиденные результаты, то в окончательном варианте текста надо просто переформулировать задачу и не пугаться - возможно, вы открыли что-то действительно интересное.

Ирина ЛЕКАХ, кандидат биологических наук, зам. директора по НМР Обнинской свободной школы, доцент кафедры биологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», эксперт конкурсов и конференций Малой академии наук «Интеллект будущего»

 

«Учительская газета», №14 от 5 апреля 2016 года Встречают по одежке Правила оформления текста исследовательской работы и подготовки доклада на конференцию
Завершаем разговор об исследованиях, начатый в №5 «Учительской газеты» от 2 февраля 2016 года и в №9 от 1 марта 2016 года. Ирина Леках

Правильное оформление текста исследовательской работы так же важно, как и ее суть. Встречают, как известно, по одежке. Правила оформления можно найти на сайтах конференций. К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что не только школьники, но и взрослые люди этих правил не знают или не соблюдают.

Итак, внимательно прочитайте правила. Решите, на какую секцию вы подаете работу. Обратите внимание, есть ли ограничения по объему. Напоминаем, что нет взаимосвязи между объемом работы и ее оценкой. Не забудьте о корректности названия, подробном оглавлении, правильных названиях разделов.

Научный текст не беллетристика. Для него характерен особый стиль изложения - сдержанный, без эмоций, типичная лексика и устойчивые речевые конструкции. Не принято писать текст от первого лица (допустимо для младших школьников). Можно использовать выражения «мы», «в наших экспериментах», «нами установлено» или безличные обороты. Разумеется, надо использовать терминологию, но не перегружайте текст сложными и многочисленными терминами. Вся работа должна быть написана в едином стиле. Если обзор литературы полностью списан с научных источников, а представление и обсуждение результатов автор излагает детским языком, то это производит плохое впечатление.
Естественно, никто не требует, чтобы младшие школьники писали сугубо в научном стиле. Лучше, если они будут и в письменном тексте, и в докладе более естественны. Вполне допускаются фразы: «Меня заинтересовало», «Летом я был в деревне и увидел», «Я решил провести эксперимент» и т. п., но при этом структуру работы и другие правила соблюдать необходимо. Граница между детской и взрослой манерой для каждого ребенка индивидуальна, жестких норм в этом случае нет, но по мере взросления школьника стиль надо менять.
Перед отправкой обязательно надо проверить текст, найти и исправить все ошибки, опечатки. К сожалению, в некоторых работах они встречаются в огромном количестве, это говорит о безответственности школьника и руководителя, что чрезвычайно раздражает рецензента.
Надо понимать, что текст работы на заочном конкурсе и доклад для выступления на конференции оцениваются по разным критериям.

Каким же должен быть идеальный доклад? Он строится по определенной схеме. Объем зависит от того, сколько времени отведено на выступление. В большинстве случаев это 8-10 минут. Поэтому необходимо написать полностью весь текст доклада и несколько раз отрепетировать, причем вслух, а не про себя. Тогда можно будет рассчитать время.

Сейчас буквально все участники делают презентации доклада. Число слайдов примерно равно количеству минут выступления. Порядок предъявления слайдов соответствует плану доклада. Сделав правильную презентацию, вы получаете почти готовый доклад.

Примерный порядок показа слайдов
1. Титульный слайд - название работы, ФИО автора, школа, класс, ФИО научного руководителя с указанием его должности, званий, научной степени.
2. Несколько вводных фраз об актуальности работы, значимости данной проблемы (можно использовать текст из «Введения»).
3. Цель и задачи работы, гипотеза.
4. Характеристика объекта исследования, перечисление и краткое описание методов работы.
5. Слайды, представляющие результаты работы (таблицы, графики, диаграммы и т. д.).
6. Выводы.
7. Благодарности (руководителю, консультанту, всем, кто помогал в работе).

Требования к оформлению слайдов
Презентация исследовательской работы - это не зачет по информатике. Часто приходится видеть презентации невероятно ярких цветов, с огромным количеством ненужных картинок или слайдами со сплошным текстом. Главное и самое интересное в исследовании - это результаты. Они должны доминировать в презентации и докладе.
Каждый слайд должен иметь заголовок. Лучше не заполнять текстом весь слайд, а делать нумерованные или маркированные списки и не злоупотреблять подобными слайдами. Размер шрифта должен быть таким, чтобы текст, результаты могли увидеть в любой аудитории. Для смыслового выделения фрагментов, числовых данных можно использовать жирный шрифт или другой цвет. Школьники очень любят использовать яркий фон и белый шрифт, в качестве фона использовать узоры, картинки, фотографии. В такой презентации невозможно что-либо понять. Поэтому предпочтительнее темный шрифт на светлом фоне. Все слайды должны быть сделаны в одном стиле. Это касается и фона, и шрифта, и типов диаграмм и таблиц.
В презентации, как и в докладе, не должно быть текста из обзора литературы. Это типичная ошибка. Основное время и внимание уделяется результатам работы. Их надо представить так, чтобы за 20-30 секунд показа слайда все стало понятно. Поэтому если вы представляете результаты в таблицах, то они должны быть небольшими (максимум 8-10 ячеек), а все цифры набраны максимально крупным шрифтом. Не надо называть и комментировать все результаты. Наиболее значимые из них можно выделить цветом, это сразу привлекает внимание. Таблицы и рисунки должны иметь подписи, обозначения, чтобы в них можно было разобраться за время демонстрации слайда. Если нужно одновременно сравнить данные, то на одном слайде можно разместить несколько небольших графиков или диаграмм. Результаты обычно комментируют и анализируют устно.
До сих пор некоторые участники считают, что анимация - это «особый шик». Но мода на высыпающиеся буквы, выплывающие фразы и прочие эффекты закончилась. Не надо, чтобы в работе о сколиозе на каждом слайде прыгали скелеты и т. п. Без крайней необходимости не следует применять ни звук, ни анимацию. Они только мешают восприятию результатов. Чувство меры важно всегда, особенно в области науки.
В презентации не должно быть множества слайдов с фотографиями автора работы, которые у экспертов называются «семейный альбом». Покажите 2-3 фотографии, не более. А вот фотографии объекта исследований - растений, животных, иногда самих результатов - должны быть обязательно. И не надо в текстах работ и презентациях предъявлять все предыдущие дипломы автора на иных конференциях. Оценивается только конкретная работа, а не предыдущие достижения.
Рекомендуется пронумеровать все слайды презентации. В некоторых случаях полезно сделать запасные слайды с результатами, которые не вошли в доклад, но могут представлять интерес и вызвать вопросы, или с вариантами продолжения исследования. Это показывает, что автор прекрасно разбирается в теме, предугадывает вопросы, видит перспективы развития работы.
Закончив оформление презентации, надо представить себя слушателем в аудитории и оценить все со стороны. Просмотрите слайды через проектор. Хорошо ли все видно из последнего ряда? Может ли не знакомый с работой человек разобраться в сути исследования, оценить результаты и выводы за время показа слайдов? Не забывайте, что автор знает свою работу и ему все понятно, но остальные видят и слышат ее в первый раз.

На очной конференции оценивается в первую очередь сам доклад. Поэтому свободная манера намного лучше, чем чтение с листа или слайдов. У кого-то эта способность врожденная. Остальным нужно тренироваться. Докладчику следует обращаться к аудитории, а не к экспертам (не стоит по школьной привычке смотреть на учителя и ловить его реакцию). Не обязательно надевать черную юбку и белую блузку, но внешний вид и поведение должны соответствовать официальному мероприятию. Советуем прийти в аудиторию до начала заседания, оценить ее размер, освещение, проверить, открывается ли презентация на компьютере. На всякий случай лучше иметь дубликаты распечатанного текста работы и презентации на разных носителях.
Школьникам (особенно интровертам, стеснительным) надо тренироваться, чтобы отработать нужную громкость голоса, выразительные интонации, научиться акцентировать внимание слушателей на самых интересных моментах работы. Необходимо следить за чистотой речи, избегать избыточного употребления иностранных терминов, слов-паразитов, сложных по конструкции предложений или бытовых выражений.

После доклада принято задавать вопросы, и совсем не для того, чтобы завалить, как думают многие школьники, а чтобы уточнить то, что не поняли или не услышали, лучше разобраться в деталях работы, предложить возможные способы устранения недочетов или пути продолжения исследования. Поэтому руководителям надо учить своих подопечных не только делать доклады, но и отвечать на вопросы.
Если участник прекрасно доложил работу, но потом не смог ответить на вопросы, это ухудшает впечатление и снижает оценку. Одно дело - оценка текста, результатов и оформления работы, и совсем другое - устный доклад. Можно стать лауреатом заочного конкурса и потеряться на конференции. А можно и наоборот, так как на конференции оценивают и саму работу, и ее представление автором.

Критерии оценки выступлений на заседаниях секций:
- соблюдение структуры доклада и регламента;
- сложность и грамотность выполнения работы, соответствие возрасту, степень самостоятельности;
- владение знаниями по теме исследования, научной терминологией;
- грамотная речь;
- артистизм и выразительность выступления;
- высокое качество ответов на вопросы;
- грамотное выполнение презентации.
И учителям, и школьникам надо помнить, что на всероссийских конференциях эксперты оценивают не самого школьника, а конкретную работу и ее представление. Часто они советуют, как улучшить работу, в каком направлении продолжить исследование.
Конференции МАН «Интеллект будущего» существуют уже 30 лет. Мы видим, как повышается уровень работ, что говорит и о росте компетентности руководителей. Многие дети благодаря исследовательской деятельности, участию в конференциях не только повысили самооценку, научились работать, но и выбрали жизненный путь.

​Ирина ЛЕКАХ, кандидат биологических наук, зам. директора по НМР Обнинской свободной школы, доцент кафедры биологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», эксперт конкурсов и конференций Малой академии наук «Интеллект будущего»

 

 

«Учительская газета», №48 от 1 декабря 2015 года Огромный такой секрет Как вырастить таланты, знают их поклонники
На калужской земле в наукограде Обнинск создана удивительно благоприятная питательная среда для ума и сердца, очень органичная для одаренных детей и для помогающих им реализовать свой потенциал взрослых. Раз за разом наблюдаешь это действо и не устаешь удивляться энтузиазму, работоспособности, позитиву и потоку идей участников и организаторов чемпионата «Познание и творчество», который ежегодно проводят Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» и центр образования, науки и культуры «Обнинский полис» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Здесь взрослые помогают детям расширить границы мира, попробовать себя в новом деле, учат аргументированно отстаивать свое мнение, гордиться своими успехами и искренне радоваться победам соперников, которые становятся хорошими друзьями. Здесь нет формального деления на учителей и учеников: всех объединяют общий интерес, общие цели, желание удивляться, потребность задавать вопросы и искать ответы. Сюда стремятся привезти юные дарования самые преданные поклонники их талантов - учителя. «Мы очень много ездим на самые разные фестивали, олимпиады и конкурсы, но такой теплой, домашней атмосферы нет больше нигде. И такой насыщенной, сложной, интересной программы для детей и для нас тоже» - это общее мнение педагогов прозвучало в завершение турнира. Анна Еланская

Петр Гремченко с увлечением рассказывает о минералах

Чемпионат прошел в красивейшем заповедном уголке Калужской области - парк-отеле «Яхонты Таруса». Каждый день поминутно расписан с 8 утра до 8 вечера. Больше 250 участников 3-дневного интеллектуального марафона дышали одним воздухом соревновательного азарта, интереса, желания показать свои достижения и научиться новому. На равных боролись за победу ребята 5-11-х классов из Архангельска и Обнинска, Железногорска и Жукова, Казани и Санкт-Петербурга, Качканара и Улан-Удэ, Красноусольского и Самары, Новокуйбышевска и Похвистнева, Тосно, Тарко-Сале и Москвы.
В плотно сбитой деловой программе чемпионата были запланированы олимпиады, конкурсы, игры, мастер-классы и целая серия предметных турниров: математический, исторический, по русскому языку и литературе, лингвистический - по английскому языку, биологический, географический и по информационным технологиям.
Кроме этого, в регламент чудесным образом вместились интеллектуально-спортивное творческое командное многоборье «Квазар», игра «Что? Где? Когда?», научное ШОУ, дискотека, запуск светящихся воздушных шаров желаний и очень памятная творческая встреча с художником-мультипликатором, режиссером, сценаристом и актером, обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля Гарри Бардиным.
Для учителей прошел педагогический семинар на тему «Метапредметные компетенции: требования ФГОС».
А у «Учительской газеты» состоялось несколько интересных разговоров с ведущими предметных олимпиад и турниров.

Время разбрасывать камни, и время собирать камни
Бурные обсуждения, нескончаемые вопросы, восторженные глаза и, самое главное, интерес к новому делу, то есть тот самый долговременный эффект от всего одной встречи, которая способна повернуть жизнь мальчишек и девчонок в новое русло, - таковы итоги конкурса-игры «По странам и континентам» и мастер-класса «Горные породы и минералы», которые провел Петр Иванович Гремченко, преподаватель географии, член Союза краеведов России, действительный член Русского географического общества РАН.
За то время, что Гремченко работает экспертом в МАН, каких только оригинальных заданий не напридумывал он для юных исследователей. Вот только один пример (удивляйтесь!): олимпиады по кулинарной, военной и арктической географии.
Он стал школьным учителем, после того как освоил все тонкости профессии географа, геолога да и всех смежных с ними. Прошел по стране не одну тысячу километров, провел в экспедициях в общей сложности не один год, читал курсы в Высшей школе экономики, вел занятия с горными инженерами, знает ответы, кажется, на все вопросы, но продолжает учиться. И умеет учить.
В школе его жизнь приобрела совсем другой смысл. Конечно, чтобы получить «допуск к детям», пришлось пройти «перезагрузку», окончить курсы переподготовки и повышения квалификации. Когда видишь, как ребята завороженно ловят каждое его слово, понимаешь, что такой редкий путь к профессии учителя достоин огромного уважения.
Петр Иванович - профессионал очень требовательный. Рассказывает, что, когда ему приходилось проводить панорамные уроки на курсах для учителей, никому больше тройки не мог поставить. Потому что неправильное, пустое это дело - учить географию только по книжке. Катастрофически не хватает учителям практических знаний и умений, а академический учитель - это лишь носитель знаний из учебника. Что тут сказать, не поспоришь.
С ностальгией вспоминает времена, когда по всей стране по инициативе и при поддержке Министерства геологии проходили геологические олимпиады с участием одновременно до 50 команд, школьные экспедиции: «Детей учили всему, что умели сами: мыть породу, выбирать камни, читать карты, понимать и любить природу. Вот так, в живом процессе, с погружением готовились будущие кадры горняков. Многие, кстати, пошли в эту профессию и стали классными и высокооплачиваемыми специалистами».
А на вопрос о роли учителя в жизни ученика отвечает: «Если ты болен, одержим своим делом, если ты ведешь своего ученика, он и будет за тобой идти. Никаких других путей нет».
И дети ценят такое серьезное, взрослое к ним отношение, искренний интерес, желание помочь выбрать свой путь в жизни, определиться в профессии. Таким учителям всегда хочется пожелать главного: успешных и благодарных учеников. Их у Гремченко немало. К слову, учитель с улыбкой вспоминает: «Был у меня такой интересный мальчишка, в 6-м классе взялся за тему «Демография мира». А в 10-м мы с ним уже «скатились» до проекта «Демография 6-этажного дома». Это был готовый ребенок для университетской кафедры экономической географии». А сколько одаренных ребят из неблагополучных семей удалось ему увлечь своим предметом! Именно этот результат своего труда учитель Петр Иванович Гремченко ставит выше других.
Он и его коллеги делают все, что в их силах, и мечтают о том, чтобы все дети имели возможность раскрыть свои творческие и научные способности, поверить в свои силы, состояться в жизни.

Да здравствует «Эврикум»!
О стремительно набирающем популярность проекте МАН «Эврикум» рассказывает его автор Ирина Викторовна Леках, кандидат биологических наук, доцент Института атомной энергетики (ИАТЭ), зам. директора Обнинской свободной школы, лауреат президентской программы «Одаренные дети»:
- Так же, как есть талант музыкальный, художественный, есть и талант естествоиспытателей и экспериментаторов, и его так же необходимо выявить, поддержать и развить. Переставая приобщать детей к практическим научным исследованиям, мы теряем будущих биологов, биотехнологов. Конкурс «Эврикум» - это, по сути, экспериментальные олимпиады, а задания в них - биологические ситуации из реальной жизни.
Для младших школьников в конкурсе предусмотрены теоретическая часть и простые эксперименты, которые можно сделать хоть в школе, хоть дома на кухне с мамой и с папой. Это, кстати, еще одна цель организаторов конкурса: чтобы вся семья собиралась вместе и сплачивалась благодаря совместной работе над проектом.
Для более взрослых ребят конкурс составлен практически по ФГОС и состоит из трех частей: ответ на теоретические вопросы, причем все они межпредметные; описание экспериментов с объяснением и - по желанию - исследовательская работа. Из каждого такого задания можно сделать работу на школьную или городскую научную конференцию. Но можно придумать и свою тему. Недавно одна девочка прислала блестящую работу, в которой изучила дыхательную систему детей курящих и некурящих родителей. Другой юный исследователь, выполняя работу о природе мыльных пузырей, так увлекся темой, что сделал экскурс во времени и проиллюстрировал его своей подборкой из 20 репродукций картин, на которых был отражен сюжет выдувания мыльных пузырей.
А вот, пожалуй, самая «рейтинговая» тема для эксперимента - «Какие науки спрятались в борще?». Сначала надо, конечно, ответить на теоретические вопросы, провести серию опытов, а потом сварить и продегустировать борщ. Ребята с 3-го по 10-й класс уходят в выполнение этой работы с полным погружением и восторгом. И как вам такая фраза из письма юной конкурсантки: «Сегодня у моей бабушки был день рождения, я ей подарила свой первый борщ!»
На очных турах дети наперебой предлагают решения вопросов «Как без риска для здоровья измерить длину питона?», «Что можно сделать, чтобы браконьеры не отстреливали бельков?», «Как сохранить елки в лесу перед Новым годом?».
За последние полгода на конкурс пришло 400 работ, и, что самое удивительное, большинство - из далеких сел и деревень. Какие прекрасные, вдохновленные учителя у нас, какие творческие, умные, думающие дети! Ради этих детей и их будущего стоит жить и работать, это совершенно искренне, без всякого пафоса.
Следите за нашими публикациями! В одном из ближайших номеров «Учительской газеты» в рубрике «Методическая кухня» И.В.Леках поделится своим опытом, даст рекомендации и представит своего рода «дорожную карту» для организации научно-исследовательской работы с детьми.

Рефлексия
По традиции на всех мероприятиях МАН «Интеллект будущего» организаторы выделяют время для беседы с учителями о том, что получилось, а что надо скорректировать, как они оценивают результаты чемпионата, какие он оставил впечатления.
Организаторы спросили:
- Что эти проекты дают вам и вашим детям?
Ответы:
- Это мощное интеллектуальное погружение!
- Продумана смена деятельности, поэтому дети не устают, им все нравится.
- Педагогам важно посмотреть других детей. Это очень красиво, интересно, познавательно.

Уйти, чтобы вернуться
Дети увозят дипломы и подарки, учителя - сертификаты о повышении квалификации, все вместе - отличное настроение, желание работать над новыми проектами и мечту еще раз подарить себе такой праздник. В буквальном смысле, потому что самый острый и болезненный вопрос - деньги на дорогу. Из всех только одна делегация из Казани получила финансовую государственную поддержку, остальные приехали за свой счет. Московские учителя, узнав об этом, не сдержали эмоций: «Преклоняемся перед своими коллегами - это подвиг. Так далеко, так ответственно... Дети, вы очень счастливые: у вас потрясающие учителя и родители. Цените их!»

В режиме нон-стоп
«Интеллект будущего» просто не может обмануть ожидания школьников и учителей, да и статус обязывает, так что творить, созидать, думать, решать можно хоть каждый день. Планы работы сверстаны до 2017 года, причем большое количество интеллектуальных состязаний по всем предметам и по развитию творческого мышления проводится дистанционно. Заходите на сайт www.future4you.ru. Удачи!

Одаренные дети

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: