Физические и химические процессы в организме человека. Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, электрохимическая природа нервных импульсов. Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.
Наследственные закономерности. Геном человека. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения. Природа вирусных заболеваний. Принцип действия некоторых лекарственных веществ. Проблемы рационального питания. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей. Безопасное использование веществ бытовой химии. Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.
Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактики и лечения инфекционных заболеваний, защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбора диеты и режима питания, экономии энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой химии; личных действий по охране окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать • смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, Большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера;
|
• вклад великих ученых в формирование современной естественно
научной картины мира;
Уметь
• приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновы
вающих, атомно-молекулярное строение вещества, существование
электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнит
ного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необра
тимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость
свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости хи
мической реакции от температуры и катализаторов, клеточное
строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследст
венной информации, эволюцию живой природы, превращения
энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой
природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятель
ности человека на экосистемы;
• объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
• выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
• работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
|
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
• энергосбережения;
• безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
• профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
• осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ