Естественные науки и развитие техники и технологий




ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ в старшей школе

Базовый уровень

Изучение естествознания на базовом уровне среднего {полного) об­щего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяю­щее влияние на представления человека о природе, развитие тех­ники и технологий;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использова­ния естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ре­сурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критиче­ского мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонауч­ной информации;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития циви­лизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; осознан­ного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здо­ровья, окружающей среды, энергосбережения.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Современные естественнонаучные знания о мире

Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной картины мирах. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: на­блюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория. Един­ство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир,

макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики. Системный подход в естествознании.

Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, опреде­ляющие современные знания о мире.

Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементарные частицы). Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испускание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок и необрати­мый характер тепловых процессов (второе начало термодинамики, энтропия, информация). Эволюция Вселенной (Большой взрыв, разбе-гание галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система).

Периодический закон и периодическая система химических эле­ментов. Связь между структурой молекул и свойствами веществ; не­органические и органические вещества. Природа химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химиче­ское равновесие).

Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотЕюрение). ДНК— носитель наследственной информа­ции (структура молекулы ДНК, ген, генетический код, мутация, матрич­ное воспроизводство белков). Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхожде­ния жизни, происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни (клетка, организм, популяция, экосистема).

Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой приро­де. Случайные процессы

и вероятностные закономерности. Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации. Биосфера, роль человека в биосфере. Гло­бальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития.

Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных явлений, волно­вых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов пе­рехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера, изменений свойств вещества при изменении структуры молекул, зависимости скорости химической реакции от различных факторов (температуры, катализа­тора), клетки (под микроскопом), денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях).

Естественные науки и развитие техники и технологий

Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий. Различные способы получения электроэнергии и пробле­мы энергосбережения. Использование электромагнитных волн различ­ного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении

свойств вещества. Принцип действия и использование лазера. Современные способы передачи и хранения информации. Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы и синтетические по­лимерные материалы. Жидкие кристаллы. Биотехнологии (микробиоло­гический синтез, клеточная и генная инженерия). Клонирование.

Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Этические проблемы, связанные с разви­тием биотехнологий.

Проведение простых исследований и/или наблюдений (в том числе с использованием мультимедиа): работы электрогенератора, излуче­ния лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа; свойств полимерных материалов, каталитической активнос­ти ферментов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: