Механический детерминизм, его философская и научная несостоятельность.
Случайные процессы и вероятностные закономерности в природе. Броуновское движение. Мутации. Кроссинговер; комбинативная изменчивость. Понятие флуктуации. Беспорядочное тепловое движе-
ние молекул. Диффузия. Представление о распределении молекул по скоростям. Давление газа. Рассеяние планетных атмосфер.
Квантовая неопределенность. Соотношения неопределенностей. Проблема измерения. Проблема полноты квантовой механики. Принцип дополнительности.
Самоорганизация в природных, технических и социальных системах: ячейки Бенара и солнечная грануляция; лазер; автоколебательные химические реакции и естественные биологические циклы; морфогенез; возникновение городов и государств. Ключевые понятия теории самоорганизации: хаос, флуктуации, диссипативная структура, энергия, энтропия, информация.
Термодинамические закономерности самоорганизации. Количество энергии. Первый закон термодинамики. Работа. Качество энергии. Теплота как наименее качественная форма энергии. Энтропия. Второй закон термодинамики. Необратимость природных процессов. Энтропия как мера беспорядка. Энтропия и информация. Информационная сторона природных и социальных процессов. Необходимые условия самоорганизации. Понятие о термодинамическом равновесии. Основной признак неравновесности: потоки вещества, энергии, заряда и т. д. Понятие о линейных и нелинейных системах. Основные закономерности самоорганизации: внезапность, точки бифуркации (кризиса), поведение и роль флуктуации (порядок из хаоса), диссипа-тивный характер самоорганизованных структур.
Лабораторные работы {проводятся в формате компьютерного практикума)
|
Наблюдение броуновского движения, диффузии газов.
Наблюдение ячеек Бенара.
«Конструирование» вечных и даровых двигателей.
8. Пути ПОЗНаНИЯ (8 часов)
Виды знания: научное, религиозное, гуманитарно-художественное, обыденное. Научное знание. Характерные признаки научного знания. Ценность научного знания. Естественнонаучный метод познания. Наблюдение, измерение, обобщение, гипотеза, модель, теория, эксперимент. Анализ и синтез. Результат научного исследования: теория, ее практическая применимость.
Наука и общество. Наука, наукоемкие технологии и экология. Проявления антинаучных настроений в обществе. Научная истина и этические нормы в познании природы. Псевдонаука: сущность, отличительные признаки, корни и социальные функции псевдонауки.
Различия и дополнительность естественнонаучного и гуманитарного методов познания. Наука и искусство. Наука и религия. Неполнота знаний о природе и бесконечность познания.
Обобщающее занятие на тему «Единство законов природы и естественнонаучная картина мира».
XI класс
(3 часа в неделю, 3 часа — резервные, 105 часов)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов |
Естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные технологии | ||
Космические технологии | ||
Радиационные технологии | ||
Лазерные технологии | ||
Микро- и нанотехнологии | ||
Химия и новые материалы | ||
Биотехнология и биоинженерия | ||
Природные и технические системы | ||
Биосфера и человек | ||
Глобальный кризис современности | ||
Социальная экология и устойчивое развитие | ||
Заключение | ||
Всего: | 102 часа |
1. Естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные технологии (20 часов)
|
Важнейшие открытия XX столетия: естественная и искусственная радиоактивность; ядерные и термоядерные реакции; сверхпроводимость и сверхтекучесть; высокотемпературная сверхпроводимость; когерентное излучение; ДНК и репликация наследственной информации; динамический хаос и самоорганизация; выяснение природы гена и механизма экспрессии генов; динамика генофонда в популяции.
Трансформация энергии в природных и технических системах. Превращения энергии в химических реакциях. Химические источники тока. Энергетика живой клетки. Электрохимические процессы в организме. Принципы работы электростанций. Физические проблемы альтернативной энергетики.
Информационные процессы в природных и технических системах. Понятие информации. Количество информации. Материальные носители информации. Информационные взаимодействия. Передача
информации: пропускная способность каналов связи. Информационный характер современной цивилизации.
Практикум решения нестандартных технических и технологических задач.
2. Космические технологии (8 часов)
Физические проблемы космонавтики. Основные типы космических летательных аппаратов. Физические проблемы дальних космических полетов. Особенности космоса как технологической среды. Получение неорганических, органических и биологических материалов с особыми свойствами. Особенности функционирования и развития организмов в космосе.
|
Информационно-телекоммуникационные космические системы. Связь. Космические навигационные системы. Картографирование. Геологическая, биологическая, экологическая и военная разведка из космоса. Космическая метеорология.
Лабораторная работа (проводится в формате компьютерного практикума)
Моделирование запуска космического аппарата на околоземную орбиту.
3. Радиационные технологии (8 часов)
Естественные источники радиации. Космические лучи. Земная радиация. Источники ионизирующих излучений, созданные человеком, и их применение в медицине и технике. Радиометрия. Атомная энергетика. Принципы работы ядерных реакторов. Реакторы на тепловых и быстрых нейтронах. Переработка отработанного ядерного топлива. Проблема радиоактивных отходов. Радиационный контроль.
Воздействие радиации на человека. Процессы, происходящие в тканях организма под влиянием ионизирующего излучения: физико-химические, химические изменения, биологические эффекты. Генетические последствия облучения.
Лабораторная работа (проводится в формате компьютерного практикума)
Управление работой ядерного реактора.
4. Лазерные технологии (4 часа)
Принципы работы лазера. Отличительные особенности лазерного излучения. Основные типы лазерных систем. Лазерные технологии в медицине, электронике, в системах связи и коммуникации, в компьютерных системах, в металлургии.
Лабораторная работа
Оптические эксперименты с лазерной указкой.
5. Микро- и нанотехнологии (ю часов)
Принципы микротехнологии. Интегральные схемы (ИС). Элементная база ИС и технологии их создания. Основные характеристики микросхем. Чипы. Микропроцессоры. Закон Мура. ИС в ЭВМ, системах управления и бытовой электронике.
Наноматериалы. Принципы нанотехнологии. Синтез, сборка (самосборка) и обработка наноструктур. Наноустройства, наноэлектро-ника и наносенсоры. Нанотехнологии в медицине, биологии. Нанотехнологии в энергетике. Охрана окружающей среды.
Лабораторная работа (проводится в формате компьютерного практикума)
Исследование наноструктур в твердых телах туннельным и атом-но-силовым микроскопами.
6. Химия и новые материалы (8 часов)
Новые материалы и экономическое развитие. Материалы для систем связи и телекоммуникации, аэрокосмической техники, наземного транспорта, энергетики, электроники, медицины. Керамические материалы, полимеры, композиционные материалы. Основные технологии производства новых материалов.
7. Биотехнология и биоинженерия (ю часов)
Генетическая инженерия. Конструирование рекомбинантных ДНК, выделение генов. Введение генов в клетки растений и животных. Получение трансгенных растений, устойчивых к насекомым-вредителям, инфекционным заболеваниям, гербицидам. Клеточная инженерия в животноводстве, клонирование, стволовые клетки и перспективы их использования в медицине. Получение кормовых белков, витаминов, жиров и ферментных препаратов.
8. Природные и технические системы (8 часов)
Понятие системы. Системный подход. Технические системы. Экологические системы и их составляющие. Законы сложения систем; эмерджентность. Иерархия подсистем. Развивающиеся системы: баланс консерватизма и изменчивости, необратимость эволюции. Параллели в развитии экологических, технических и социальных систем.
Экосистемные законы. Потоки вещества, энергии и информации сквозь экосистему как основной способ взаимодействия между ее составляющими. Пищевые цепочки и трофические уровни. Экологиче-
екая пирамида. Устойчивость природных систем. Понятие о гомео-стазе. Правило экологического дублирования. Сукцессия.
9. Биосфера и человек (8 часов)
Биосфера как экосистема. Основные типы веществ в биосфере. Свойства живого вещества. Законы биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Сохранение биомассы и структуры биосферы. Гомеоста-тический механизм поддержания глобальной среды обитания.
Человек как открытая самоорганизующаяся биологическая система. Солнечно-земные связи. Влияние Солнца на Землю и человека. Преломление космических воздействий в биосфере. Законы системы «человек — природа». Экологические законы Б. Коммонера.
Обобщающее занятие на тему «Цивилизация как открытая самоорганизующаяся социальная система».
10. Глобальный кризис современности (ю часов)
Индикаторы глобального экологического кризиса. Индикаторы глобального социального кризиса. Взаимосвязь социальных и экологических процессов. Техносфера. Стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Экологические ограничения технологической деятельности.
Демографический кризис современного мира. Демографические проблемы России. Основные характеристики населения Российской Федерации. Депопуляция. Внешняя и внутренняя миграция как проявление общемировых тенденций. Принцип толерантности.
Энергетический кризис современности. Традиционная и альтернативная энергетика, их вклад в мировое энергопотребление. Экологические проблемы энергетики. Проблемы развития традиционной, атомной и альтернативной энергетики.
Продовольственный кризис современности. Понятие продовольственной безопасности. Экологические проблемы сельского хозяйства. «Зеленая революция», ее ограничения.
11. Социальная экология и устойчивое развитие (6 часов)
Коэволюция природы и цивилизации как путь разрешения глобальных экологических и этических проблем. Правила рационального природопользования. Предпочтение управляемых природных систем перед искусственными. Интеграция аграрного комплекса в естественные экосистемы. Стратегия устойчивого развития. Нравственный императив. Ноосфера.
12. Заключение (2 часа)
Обобщающее занятие на тему «Современное естествознание и будущее человека».
В качестве дополнительного обучающего материала к курсу предложена серия обучающих, интерактивных программ на информационно-системных носителях (CD) с методическими разработками по следующим темам курса:
• Золотое сечение;
• Наука и искусство;
• Пространственно-временные структуры Метагалактики;
• Симметрия и гармония мира;
• Динамические, самоорганизующиеся структуры;
• Самоорганизация белковых молекул;
• Красота и многообразие фракталов.
Литература
1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. М, 1999.
2.Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник. Новосибирск, 1997.
3. Захаров В. Б., Мамонтове. Г., СонинН.И. Общая биология: Учебник для средних общеобразовательных учреждений. 7-е изд. М., 2004.
4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Учебник для небиологических факультетов вузов. М., 2004.
5. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М, 1986.
6. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М., 1999.
7. Свиридов В. В. Введение в естествознание. Воронеж, 1996.
8. Свиридов В. В. Концепции современного естествознания. Эволюционная концепция. Воронеж, 1999.
9. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М., 1998.