Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) – выдающийся австрийский композитор, представитель венской классической школы. Хотя его часто относят к просветительскому классицизму с его культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом, можно говорить и о сентименталистских тенденциях в его творчестве, в частности, культе сердца, лирико-драматической напряженности и утверждении прав личности (среди великих музыкантов прошлого Моцарт был первым, кто предпочел необеспеченную жизнь свободного художника полукрепостной службе у владетельного вельможи). Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира – таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в музыке. Русский музыкант А.Г.Рубинштейн так сказал о нем: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт».
Важнейшей особенностью художественного облика Моцарта является широта его национально-культурных связей. При прочной и ясной австрийской музыкальной основе в его творчестве присутствуют отголоски немецкой песенности, к которой он приобщился, живя в Зальцбурге. Учась в Болонье у Дж.Б.Мартини, 14-летний Моцарт усваивал традиции итальянской музыки. Глубокий отпечаток на творчество Моцарта наложило и то, что с раннего детства он начал гастролировать в различных европейских странах (Италия, Англия, Голландия, Франция, Германия), знакомясь с культурой и музыкальными особенностями этих стран.
Творчество Моцарта велико и многогранно: оперы, симфонии, концерты почти для всех инструментов оркестра, клавесина, инструментальные ансамбли, кантаты. Он был не только великим мелодистом, но и реформатором музыкальной драматургии. Как известно, в основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе действия и противодействия, определенная последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Все эти особенности легко можно проследить в опере или кантате, где наряду с музыкой в создании художественного образа участвует слово. Труднее проследить основы драматургии в произведениях чисто инструментальных, например в симфонии, которая как специфический жанр созревала по мере отмежевания от прочих жанров музыки, в частности, театральной, обретения самостоятельности в содержании, форме, разработке тем.
|
Моцарт, наряду с другим представителем венской классической школы Й.Гайдном, создал классический тип симфонии. В творчестве Гайдна симфония из развлекательной бытовой музыки превратилась в главенствующий жанр серьезной инструментальной музыки. Моцарт утвердил основные черты ее структуры, внеся в симфонию драматическую напряженность и страстный лиризм, величие и изящество, придал ей стилевое единство. Симфония № 40, принадлежащая к наиболее популярным произведениям Моцарта, написана в 1788 г. В ней ярко выражены основные драматургические принципы, воплощенные Моцартом. Драматургия симфонии как циклического произведения, состоящего из 4-х частей, заключается, в первую очередь, в том, что каждая ее часть несет свою смысловую нагрузку, так же как мизансцена в театре, каждая либо противопоставлена, либо оттеняет другую. Первая часть – это образно-художественный центр симфонии, ей всегда присуща активность, действенность. Вторая часть – медленная, созерцательная, обычно это лирический центр, средоточие внутренних переживаний, выразительности, напевного мелодизма. Третья часть переключает внимание на образы внешнего мира, быта, это – стихия танца. Финал возвращает характер музыки 1-й части и часто воспроизводит его в более обобщенном, народно-жанровом аспекте.
|
Наиболее значимой из всех частей цикла является первая часть, выраженное в ней общее настроение определяет эмоциональный строй всей симфонии. Важнейшая для симфонии сонатная форма применяется, прежде всего, в 1-й части. Сонатная форма – это три четко разграниченных раздела – экспозиция, разработка, реприза. Здесь мы видим вторую грань симфонической драматургии – противопоставление и сопоставление не только частей единого цикла, но и основных партий внутри одной части.
1-я часть моцартовской симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением главной партии лирико-драматического характера, которая создает начальный импульс и в значительной степени определяет характер и направленность дальнейшего развития. Эта тема отличается певучестью и лирической наполненностью и носит взволнованный характер, что решительно выводит ее за рамки классицизма и сближает с романтическими образами глубокой личной неудовлетворенности. Связующая партия, которая обычно становится постепенной подготовкой побочной партии, у Моцарта тематически самостоятельна, отличается волевой активностью и получает широкое развитие в репризе. Побочная партия, которая обычно контрастирует с главной, у Моцарта носит более изящный и спокойный характер, что, скорее, ставит ее не в положение противопоставленности, а в сопоставление по степени эмоциональной напряженности. Заключительная партия призвана привести развитие всех предшествующих тем к относительному равновесию. Она строится на вычлененном первом мотиве главной партии.
|
Вторая часть сонатной формы уже по своему называнию говорит о функции, выполняемой в этой части симфонии, это – активное развитие тематического материала экспозиции – любой из ее тем, любого тематического оборота. В симфонии № 40 разработка строится только на развитии главной партии. Однако он использует разработочное начало и в репризе. Моцарт, будучи новатором в области формы, дополняет смысл самого понятия «разработка», когда вместо целой темы автор развивает только ее отдельный элемент или оборот (мотив). Такая разработка в искусствознании получила название мотивной разработки. В результате такого развития тема может изменить не только эмоциональную окраску, но и свою значимость в драматургии части. Так, например, связующая партия, не играющая особой роли в экспозиции и являясь лишь связующим звеном между основными двумя темами, в репризе получает активное развитие и самостоятельное значение. Помимо мелодической драматургии симфонии существует также тембровая, когда тема передается от одного инструмента другому, поочередно звучит то в верхнем, то в нижнем регистре.
2-я часть моцартовской симфонии также создана в сонатной форме, что нетипично для классического сонатно-симфонического цикла. Однако она написана в традиционных для 2-й части лирических тонах и контрастирует с лирико-драматической 1-й частью симфонии. Здесь ярко выражено новаторство Моцарта: если основной драматургический смысл сонатной формы заключается в конфликте главной и побочной тем, то в моцартовской 2-й части мы видим не противопоставленность, а сопоставленность 2-х лирических образов. Таким образом, в этой части драматический конфликт снят.
3-я часть симфонии – менуэт. Однако у Моцарта произошло перерождение традиционного танца в драматическую миниатюру, в которой жанровая окраска сохраняется только в среднем разделе. Впоследствии такой прием Моцарта стал нормой. Интересен и тот факт, что мотивную разработку Моцарт использует не только в рамках 1-й части, но распространяет ее на весь сонатно-симфонический цикл. Так, интонационно Финал (он также написан в сонатной форме) вырастает из темы менуэта, а в конструктивном отношении имеет много общего с первой частью, от которой как бы перекидывается «арка» к Финалу.
Таким образом, Моцарт возвысил идейно-образное содержание симфонии, усилил ее стилевое единство, при этом придав ей большую драматическую напряженность за счет углубления контрастов между частями сонатного цикла, между партиями сонатной формы, а также внутри тем.
Персонология
Биография творческой личности