Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)




Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах считается последним великим композитором барокко. В музыке Баха обобщены и завершены почти все значительные течения предшествующего полуторавекового периода. По словам Б.В.Асафьева, «И.С.Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени». В 1-й половине XVIII в., когда Германия заметно отставала от других европейских стран в силу раздробленности, политической и экономической слабости, общественные формы музыкальной жизни только начинали зарождаться в наиболее крупных центрах Германии – в Гамбурге, Лейпциге, Дрездене. Искусство направлялось вкусами двора и требованиями протестантской церкви. В таких условиях и приходилось жить и творить великому композитору.

И.С.Бах родился 31 марта 1685 г. в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии. Предки его были ремесленниками, однако отличительной особенностью всего семейства был музыкальный дар. В течение двух столетий в Саксонии было такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само имя Бах стало синонимом музыканта. Уже в 15 лет Бах ушел из семьи, чтобы быть свободным. Всю свою жизнь он кочевал: из Люнебурга в Веймар, из Веймара в Арнштадт, затем в Мюльхаузен, снова в Веймар, потом в Кетен, пока окончательно не обосновался в Лейпциге.

Каждый новый пункт назначения становился для Баха не только новой ступенью в постижении мастерства, но и новым жизненным испытанием: положение музыканта в немецком обществе было сродни лакейскому. Поэтому талантливому, свободолюбивому композитору приходилось плохо в условиях мещанского непонимания, травли властей – в поисках лучшей доли, признания Бах переезжает из города в город. Сначала это Люнебург (1700), располагавший великолепной библиотекой рукописных сочинений старых немецких и итальянских мастеров, однако не способный оценить мастерство Баха-композитора. Затем Веймар, в котором Бах не проработал и года. В Арнштадте он задержался на 3 года в качестве органиста и руководителя хора. Но в душной атмосфере маленького провинциального городка ему было тесно, он постоянно искал новые пути самообразования и самовыражения. Общеизвестен тот факт, что, получив отпуск и не имея денег на дорогу, Бах пешком отправился в Любек, чтобы послушать игру выдающегося немецкого композитора-органиста Д.Букстехуде. В Арнштадтский период Бах достигает высот в игре на органе и клавесине и начинает карьеру артиста-виртуоза. Однако невыносимые условия, в которые Бах был поставлен церковным начальством, заставили его опять поменять место работы: в 1707 г. он поступает на ту же должность в Мюльхаузене. Но и там не задерживается надолго, а переезжает в Веймар. При дворе герцога Веймарского Бах провел 10 лет. Столь долгое пребывание в одном городе было связано с тем, что светская служба давала относительную свободу в творческом экспериментировании в области светских жанров (например, клавирная музыка). Однако Бах не перестает совершенствоваться в сочинении и исполнении органных произведений (знаменитая токката и фуга ре минор). В веймарский период он достигает расцвета и полной творческой зрелости. В 1717 г. Бах покидает Веймар и переезжает в Кетен. Кетенский период – относительно спокойный в жизни Баха. При дворе принца Кетенского у Баха было не особенно много обязанностей: руководить небольшим придворным оркестром, аккомпанировать пению принца, развлекать его игрой на клавесине. В остальное время композитор мог располагать собой. Отсутствие органа обусловило обращение к клавирной музыке. Именно в Кетене Бах завершил работу над 1-м томом «Хорошо темперированного клавира», который до настоящего времени считается высшим образцом полифонической музыки. Там же написаны Английские и Французские клавирные сюиты и 6 Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля.

Стремление к новым впечатлениям, а также семейные проблемы обусловили переезд Баха в Лейпциг (1723) – большой университетский город, в XVIII в. бывший одной из культурных столиц Германии, а также центром просветительского движения. В Лейпциге Бах становится кантором школы Св. Фомы. Лейпцигский период – наиболее плодотворный в области кантатно-ораториального жанра. В 1723 г. композитор дебютировал в Лейпциге с «Магнификатом», одновременно заканчивая «Страсти по Иоанну», а в 1729 г. завершил работу над «Страстями по Матфею». Помимо композиторской деятельности Бах уделял много времени и внимания артистической карьере. Слава Баха была славой виртуоза, но не композитора, и успехи, приходившиеся на долю артиста-исполнителя, не могли восполнить трагедию непонятого одинокого художника.

Бах равно велик в выражении простых человеческих чувств и передаче глубин народной мудрости, высокой трагедийности и в раскрытии всеобщей устремленности к миру. В творчестве композитора нет принципиальной разницы между духовной и светской музыкой: не раз приходилось Баху выслушивать упреки в театральности культовых сочинений. Общим является характер музыкальных образов, средства воплощения, приемы развития.

Творчество Баха, почти не известное современникам при его жизни, надолго было предано забвению после смерти. И лишь романтики заново открыли миру гений И.С.Баха.

Библиография

Алпатов М. Этюды по всеобщей истории искусств: Избранные искусствоведческие работы. М., 1979.

Алпатов М. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков. М., 1982. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981.

Брунов Н. Дворцы Франции XVII–XVIII веков. М., 1938.

Брянцева В.Н. Французский клавесинизм. СПб., 2000.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. Историко-проблемный очерк просветительской мысли. М., 1983.

Век Просвещения. Россия и Франция. М., 1987.

Век Просвещения: Сб. ст. М.–Париж, 1970.

Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.

Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В.Ломоносова и теория трех стилей. М., 1970.

Вызинский Г. Англия в XVIII столетии: публичные лекции. М., 1861.

Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977.

Глумов А. Музыка в русском драматическом театре. Л., 1955.

Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки: Очерк. Л., 1959. Гуковский Г. Очерки истории литературы и общественной мысли XVIII века. М., 1938.

Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

Золотова Н. Скульптура и город Франции эпохи Просвещения // Творчество. 1990. № 10.

История зарубежного театра. М., 1981.

История зарубежной литературы XVIII века. М., 1991.

Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

Кантор А.М. и др. Искусство XVIII века. М., 1978. («Малая история искусств»).

Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964.

Кожина Е. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

Конен В.Д. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии. М., 1968.

Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. М., 1972.

Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII века. Л., 1981.

Культура и искусство Петровского времени. Л., 1977.

Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Т.1–2. М., 1952–1953.

Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду искусств.М., 1977.

Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки. В 2 т. М., 1982–1983.

Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII в. М., 1966.

Лисенков Е.Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964.

Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Л., 1998.

Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: Проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб, 1997.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 2 т. Т.1. М., 1994.

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В., Шакирова И.П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.

Мишина И.А., Жарова Л.Н. Становление современной цивилизации. М., 1994.

Молодцова М. Комедия дель арте: История и современная судьба. Л., 1990.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков / Сост.В.П.Шестаков. М., 1971.

Наука и культура России XVIII века: Сб.ст. Л., 1984.

Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. М., 1979–1990.

Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство (18 – первая пол. 19 в.): Очерки. М., 1966.

Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX века. Л., 1989.

Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

Русский романс. М.–Л., 1930.

Русское искусство. Очерки жизни и творчества художников. Восемнадцатый век. М., 1952.

Рыцарева М. Русская музыка XVIII века. М., 1986.

Типология стилевого развития Нового времени. М., 1976.

Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

Турчин В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII–XIX веков. М., 1977.

Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII – начала ХХ века. М., 1986.

Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции (1973). М., 1974.

Чебанюк Т.А. Человек и эпоха в русском портрете XVIII века. Владивосток, 1999.

Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение. М., 1981.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: