ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО




ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

В пореформенный период в Украине завершился промышленный переворот, начавшийся в 30-е годы XIX в. Донбасс сделал большой шаг в своем экономическом развитии. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. Важнейшими ее отраслями были черная металлургия и угледобывающая промышленность. В связи с быстрым развитием промышленности и ростом городов, а также более интенсивной работой транспорта заметно растет объем угледобычи в бассейне: с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза.

Характерной чертой развития угольной промышленности бассейна в рассматриваемый период было расширение и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий.

В конце XIX в. набирает размах акционерное предпринимательство на базе уже действующих рудников, которые принадлежали индивидуальным собственникам. В 1900 г. на их долю приходилось 75% всего добытого в бассейне угля.

Одновременно с развитием промышленности зарождается черная металургия. В 1866 г. на очень выгодных условиях получил концессию князь Кочубей, намеревавшийся построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже этому сановному предпринимателю не удалось привлечь для строительства завода крупных капиталистов. В результате чего в конце 1868 г. князь уступил свои права (за солидное вознаграждение —1 в 24 тыс. фунтов стерлингов) английскому заводчику Джону Юзу. Осенью 1869 г. началось строительство металлургического завода в верховьях Кальмиуса. Опытный металлург Джон Юз, просчитав все технические возможности будущего места строительства, был уверен в успехе. Но началось с неудачи. Доменная печь, пущенная 13 апреля 1871 г., проработав три дня, вышла из строя из-за низкой квалификации обслуживающих ее рабочих. Но Юз оказался более упорным и искушенным организатором. Доменную печь тут же разобрали и приступили к строительству новой. 24 января 1872 г. домну задули вторично, теперь уже успешно, был проведен первый выпуск чугуна. Завод получил название Юзовского.

Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX в. За это время было основано 17 металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций — американских, английских, французских, бельгийских и германских.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна выросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По производству чугуна Донбасс к началу XX в. опередил Урал. Как и Юг в целом, Донбасс стал одним из основных районов сталепроволочного и рельсового производства.

На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи и в дальнейшем продолжалась механизация и совершенствование металлургического производства,в котором участвовали выдающиеся инженеры тех лет М. А. Павлов, В. Е. Грум-Гржимайло, М. К. Курако и др.

Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса хорошо оборудованными были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Харцызский котельный. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство, среди заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроительныхпредприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-хгодах немецким капиталистом Гартманом.

Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Донбасс давал стране также поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуте, кислоты, стекло и стеклянные изделия.

Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие А. А. Ауэрбаха по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари).

Одновременно существовало множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья: мельниц, крупорушек, винокуренных пивоваренных заводов и т.д.

Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Интенсивное развитие экономики региона потребовало дальнейшего развития железнодорожного транспорта. Линии железных дорог в России за 40 пореформенных лет выросли в 20раз (к 1900г. их протяженность составила 50тыс. км). Тогда не было более заманчивой возможности обогащения, чем участие в железнодорожных делах. Так, С. С. Поляков, содержатель небольшой почтовой станции, занявшись железнодорожными концессиями, нажил огромный капитал, а затем стал во главе ряда банков и промышленных предприятий России. Он являлся владельцем построенных в 60-е годы Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской железных дорог, пересекающих Донбасс с севера на юг, центральную и восточную часть Донбасса. В эти же годы началось движение на Константиновской и Донецкой каменноугольной дорогах.

В апреле 1875 г. правительство приняло решение о строительстве Донецкой каменноугольной железной дороги, которая бы связала важные сырьевые районы Украины — Донецкий

каменноугольный и Криворожский железнорудный бассейны. Обладателем концессии на строительство дороги стал русский промышленник Савва Иванович Мамонтов, организовавший акционерное общество.

В 1882-1904 гг. была построена Донецкая каменноугольная железная дорога (Екатерининская железная дорога), соединяющая важные сырьевые районы Украины — Донецкий каменноугольный и Криворожский железнорудный бассейны. Центральной станцией дороги было Дебальцево. Густой сетью рельсовых путей покрылась и донецкая степь. По своей длине она занимала 4 место, а по количеству перевозимых грузов — первое место среди российских железных дорог. Однако строились железные дороги почти без применения механизации. Нищая деревня обеспечивала стройки дешевой рабочей силой. Основные земляные работы выполняли грабари — рабочие с собственной подводой и лошадью.

Несмотря на это железные дороги сыграли решающую роль в развитии Донбасса и всей промышленности Юга Украины. Благодаря активному совершенствованию транспортной инфраструктуры, практически все города и поселки Донбасса получили хорошее сообщение, а железная дорога стала важным фактором прихода в регион иностранных инвестиций.

 

ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ

Природные богатства края, прежде всего каменный уголь и близость железной руды (в Криворожье), дешевая рабочая сила привлекали предпринимателей из Англии, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии и Америки. Иностранные капиталисты, опекаемые царским правительством, на льготных условиях строили металлургические и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг.) в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Примечательно, что прибыль иностранных промышленников, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы владельцев таких же предприятий в Западной Европе.

Во ввозе иностранного капитала были заинтересованы и сами отечественные капиталисты, которые получали солидную прибыль от участия в смешанных иностранно-русских акционерных компаниях.

В 60-80-е гг. иностранные предприниматели предпочитали помещать средства преимущественно в железнодорожные займы. С 80-х гг. правительство стало выкупать частные железные дороги и к началу XX в. около 2/3 железных дорог находилось в ведении

государства. Затем иностранный капитал устремился в промышленность. В 1869 г. возникает первое в Донбассе акционерное общество с иностранными капиталами —Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства, основанное англичанами с первоначальным капиталом в 300 000 фунтов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 000 фунтов стерлингов. К 1900 году в Донбассе действовало уже 12 металлургических заводов, 11 из которых были построены в большинстве своем на средства иностранных предпринимателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г.), было вложено здесь.

Основная масса капиталистов, вложивших свои средства в угольную промышленность, была французского и бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 70% от всей добычи угля в Донбассе.

Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрасли промышленности: машиностроительную, стекольную, соляную, содовую, производство зеркал и т.д. В этот период возникли стекольный завод в Константиновне, содовое предприятие в Бахмуте, бельгийское общество Донецких стекольных и химических заводов в Сантуриновке, Донецкий бутылочный завод, Анонимное общество огнеупорной и керамической продукции, машиностроительный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки и др. Проценты на вложенные иностранные капиталы вывозились за границу, а не шли на развитие российской промышленности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: