Особенности ценообразования на разных типах рынка




 

Ценообразование рассматривается как процесс установления, формиро­вания новых цен и изменения действующих, который во многом зависит от типа рынка по степени конкуренции. Можно выделить четыре таких типа рынка.

Рассмотрим их, используя следующие критерии:

ü количество фирм на рынке;

ü тип предлагаемых товаров и услуг;

ü особенности ценообразования;

ü условия входа на рынок (отрасль)

 

Первый из них, рынок чистой конкуренции. Этот рынок характеризуется рядом признаков:

· На таком рынке присутствует очень большое число предприятий-про­давцов.

· Стандартизированная продукция. При определенной цене потреби­телю безразлично, у кого покупать продукт – все они аналоги. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.

· Продавец не может осуществлять контроль над ценами, так как каж­дая фирма производит небольшую долю продукции. Конкурентная фирма не может установить рыночную цену, но может приспосабливаться к ней (прайс-текер).

· Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут сво­бодно входить, а существующие – покидать отрасль. Не существует каких-либо препятствий – технических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

 

Весьма специфичен рынок монополистической конкуренции. Он со­стоит из множества продавцов, которые поставляют на рынок много схожих товаров. Характерные черты монополистической конкуренции заключаются в следующем:

· Существует большое число фирм-продавцов.

· В противоположность чистой конкуренции одним из основных призна­ков монополистической конкуренции является дифференциация продук­ции. Дифференцирующими факторами могут быть: упаковка вкусовые каче­ства, реклама, послепродажное обслуживание и т. д. Поэтому экономическое соперничество фирм основано не только на цене, но и на неценовой конкурен­ции. Многие фирмы делают акцент на торговые марки.

· Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, по­этому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

· Характерной чертой монополистической конкуренции является практи­чески отсутствие барьеров вступления в отрасль.

 

В условиях олигополии на рынке несколько крупных фирм контроли­руют рынок определенных товаров или услуг. Олигополия характеризуется следующими признаками:

· Относительно малое число фирм господствует в отрасли.

· Продукция может быть стандартизированной, а может быть и диффе­ренцированной.

· В основном фирмы, работающие на олигополистическом рынке, пыта­ются продавать свои товары по единой цене, так как каждая из них хорошо ос­ведомлена о ценах своих конкурентов. Уровень цен определяется целями, кото­рые ставят перед собой доминирующие на рынке компании, или негласным со­глашением между всеми участниками. По этой причине компания, желающая увеличить свою долю на рынке, должна пользоваться иными, нежели ценовая конкуренция, средствами для того, чтобы повлиять на будущее увеличение спроса на свои товары.

На таких рынках обычно существует всеобщая зависимость. Цены время от времени меняются вслед за изменением производственных затрат. Однако обычно в таком случае одна из компаний берет на себя роль лидера, повышая или снижая цены на свои товары, а всем остальным компаниям ничего не оста­ется, как последовать за негласным лидером. Никакая фирма в олигополистиче­ской отрасли не осмелится изменить свою цену, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия конкурентов.

· Малое количество фирм объясняется применением дорогостоящих тех­нологий, экономии издержек и других барьерах к проникновению.

 

В случае чистой монополии на рынке существует один продавец, пред­лагающий уникальный товар, и обладающий очень высокой степенью контроля над ценой. Выделяют открытые, закрытые, государственные и естественные монополии.

Эта модель рынка имеет следующие отличительные черты:

· На рынке представлен один продавец.

· Предлагается уникальный товар, у которого в данное время и в дан­ном месте нет заменителей.

· Монополист обладает высокой степенью контроля над ценой. Монопо­лии могут устанавливать завышенные монопольные цены, если они яв­ляются продавцами товаров и услуг, и заниженные, если они выступают в каче­стве покупателей. При нисходящем спросе на продукт монополист может вы­звать изменение цены, манипулируя количеством предложенного продукта. Не редко применяется и ценовая дискриминация.

Сила воздействия монополий на уровень рыночных цен зависит от сте­пени монополизации рынка. В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополи­стической деятельности на товарных рынках» монопо­лизированным призна­ётся рынок с долей на нём хозяйствующего субъекта или связанной экономиче­скими и/или организационными отношениями группы хо­зяйствующих субъек­тов 65 % и более. В интервале между 35 % и 65 % исполь­зование доминирую­щего положения должна доказать антимонопольная служба. Доля менее 35 % как признак мо­нополизации рынка не рассматривается.

Если на внутренних рынках многих развитых стран имеются ограничения для монополистического сговора, то на мировых рынках крупнейшие компании имеют большую свободу.

· Вступление в отрасль в условиях чистой монополии практически забло­кировано.

Таким образом, ценообразование на предприятии зависит от типа рынка, на котором оно предлагает свой продукт.


Ценовая политика фирмы

 

Ценовая политика фирмы предполагает выбор целей, принципов, форм и методов ценообразования, на реализацию которых влияют ряд факторов. Це­новая политика, как и другие направления реализации комплекса маркетинга должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей фирмы. См. рис.

 

Цели ценовой политики Принципы ценовой политики
Ø Обеспечение выживаемости фирмы Ø Максимизация текущей прибыли Ø Завоевание лидерства по доле рынка Ø Завоевание лидерства по качеству то­вара Ø Достижение заданной величины при­были на единицу вложенного капитала. Ø Обеспечение стабильного положе­ния на рынке. Ø Активизация покупательского спроса. Ø Соблюдение государственных право­вых актов

Методы реализации це­новой политики Формы реализации це­новой политики Факторы, определяющие ценовую политику
Ø Обеспечение заданной цены массовой по­ставкой товаров Ø Масштабное завоева­ние рынка. Ø Выжидание ажиотаж­ного спроса. Ø «Снятие сливок» пу­тем кратковременного повышения цен на то­вары Ø Сохранение стабильно­сти цен Ø Изменение цен Ø Установление единых цен Ø Применение гибких цен Ø Спрос Ø Предложение Ø Фискальная политика государства Ø Конкуренты Ø Инфляция

 

Рис. 5.1. Компоненты ценовой политики

 

Процесс разработки ценовой политики включает следующие этапы:

1. Постановка целей ценообразования

2. Определение спроса

3. Анализ собственных возможностей

4. Анализ конкурентов

5. Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования

6. Анализ и учет факторов, влияющих на установление цен

7. Установление окончательной цены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: