Должности, отнесенные к ПКГ | Базовый оклад, руб. | Диапазон повышающих коэффициентов | Должностной оклад, руб. |
Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня | 4 330 | 0 – 0,02 | 4 330 – 4 420 |
Средний медицинский и фармацевтический персонал | 4 550 | 0 – 0,9 | 4 550 – 8 640 |
Врачи и провизоры | 5 800 | 0 – 1,19 | 5 800 – 12 700 |
Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор) | 15 000 | 0 – 0,09 | 15 000 – 16 300 |
Заместитель главного врача клиники, поликлиники, главная медсестра | – | – | на 10 – 30% ниже должностного оклада руководителя |
Должностной оклад различается у представителей различных должностей за счет различий в величине доплаты за квалификационный уровень, которая, в свою очередь, зависит от размера повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент принимает значения от нуля (для самой низкоквалифицированной должности в ПКГ) до своего максимального уровня. Например, в ПКГ «Врачи и провизоры» должностной оклад врача-интерна равен базовому окладу (повышающий коэффициент = 0), в то время как должностной оклад оперирующего хирурга, имеющего высшую квалификационную категорию и ученую степень доктора наук, имеет максимальное в рамках данной ПКГ значение (повышающий коэффициент = 1,19). Еще раз обратим внимание на тот факт, что все дополнительные выплаты для этих двух должностей рассчитываются от одной и той же суммы – базового оклада для ПКГ «Врачи и провизоры», рекомендуемая величина которого для учреждений здравоохранения федерального подчинения составляет 5 800 руб.
Существенное отличие рекомендуемой величины базового оклада для ПКГ «Руководители структурных подразделений» (15 000 руб.) продиктовано потребностью привлечь их к решению важной для реализации НСОТ задачи – подбору критериев материального стимулирования и их текущей оценке.
Несмотря на то, что расчет величины должностного оклада руководителя федерального учреждения и его заместителей рассмотрены в п.п. 6 Постановления Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г., где указывается, что его величина устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу учреждения, составляя до 5 ее размеров, а оклады заместителей – на 10-30% ниже окладов руководителей, уточнению данного вопроса также посвящены Приказы Минздравсоцразвития РФ №158н от 2.04.2008 г. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ №588н от 24.10.2008 г.), №167н от 8.04.2008 г. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ №589н от 24.10.2008 г.) и №421н от 13.08.2008 г.
Переход федеральных учреждений здравоохранения на НСОТ фактически совпал по времени с установлением минимального размера оплаты труда (МРОТ) в размере 4330 руб., начиная с 1 января 2009 г. Примечательно, что минимально возможный рекомендуемый размер заработной платы (соответствующий, к примеру, оплате труда медицинского и фармацевтического персонала первого уровня при отсутствии каких-либо дополнительных выплат) соответствует именно этой величине. Начиная с 01.06.2011 г. и по состоянию на 2012 г. величина МРОТ составляет 4611 руб. (ст. 1 Федерального закона от №82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 01.06.2011 г. №106-ФЗ).
Обеспечить достаточный уровень финансирования на покрытие повысившихся расходных обязательств должно увеличение размера поступающих в федеральные учреждения бюджетных ассигнований на 30 процентов, начиная с 1 декабря 2008 г. в связи с введением НСОТ (Постановление Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г.).
Кроме оклада и доплаты за уровень в структуру заработной платы при использовании НСОТ входят выплаты компенсационного характера, перечень которых регламентирован Приказом Минздравсоцразвития РФ №822 от 29.12.2007 г. «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ №738н от 19.12.2008 г.). Согласно данному приказу, выделяют следующие виды компенсационных выплат:
1. выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
2. выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
3. выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
4. надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра. При этом размер доплаты составляет не менее 20% от оклада (должностного оклада) за час работы работника. Расчет части оклада за час работы определяется путем деления оклада работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от установленной работнику продолжительности рабочей недели (Приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г.).
Выплаты стимулирующего характера, ставшие в условиях НСОТ обязательной составляющей заработной платы, перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ №818 от 29.12.2007 г. «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ №739н от 19.12.2008 г.):
1. выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
2. выплаты за качество выполняемых работ;
3. выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
4. премиальные выплаты по итогам работы.
В данном документе также указывается, что начиная с 1 января 2010 г., объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% от средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований. Кроме того, в приказе говорится, что указанные выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Подобные критерии должны быть разработаны на уровне учреждения с учетом рекомендаций соответствующих органов исполнительной власти и конкретизированы в трудовых договорах медицинских работников. Основу для разработки данных критериев могут составлять показатели оценки эффективности деятельности врачей и средних медицинских работников различных специальностей, содержащиеся в нормативных документах. К примеру, федеральным министерством здравоохранения изданы приказы, содержащие критерии эффективности деятельности участковых врачей-терапевтов (Приказ Минздравсоцразвития РФ №282 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»), врачей-педиатров (Приказ Минздравсоцразвития РФ №283 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового»), их медицинских сестер и других специалистов.
Выплаты по районному регулированию оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями не претерпели изменений при переходе к НСОТ, и продолжают относиться к обязательным, гарантированным государством выплатам.
В результате, структура заработной платы медицинских работников при переходе на НСОТ выглядит следующим образом (рис. 2).
![]() |
Рис. 2. Структура заработной платы медицинских работников при использовании новых систем оплаты труда.
Переход на НСОТ бюджетных учреждений здравоохранения областного и муниципального подчинения затянулся в связи с наличием трех объективных проблем:
1. Недостаток финансового обеспечения областных и муниципальных бюджетов, необходимого для увеличения объема бюджетных средств на оплату труда на 30% по примеру федеральных учреждений. Федеральным министерством было рекомендовано изыскать эти дополнительные средства соответствующим органам исполнительной власти, однако внедрение НСОТ совпало по времени с экономическим кризисом 2008 г.
2. Запаздывание разработки нормативно-правового обеспечения для внедрения НСОТ на региональном уровне и уровне органов местного самоуправления.
3. Сложность разработки НСОТ на уровне отдельно взятого учреждения (включая определение величины базовых окладов, повышающих коэффициентов, различных выплат и в особенности – выплат стимулирующего характера и др.).
Для Иркутской области наиболее важными нормативными документами в плане внедрения НСОТ являются Постановление Правительства Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 339/118-пп «О порядке введения и установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области, отличных от Единой тарифной сетки» и «Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Иркутской области», утвержденное приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 01.07.2010 г. № 279-мпр. Примерное положение содержит рекомендуемые величины базовых окладов и повышающих коэффициентов для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Иркутской области, которые существенно ниже, чем для федеральных учреждений (табл. 2).
Таблица 2