Рекомендуемые размеры основных элементов заработной платы медицинских работников согласно приказу Минздравсоцразвития РФ №462н




 

Должности, отнесенные к ПКГ Базовый оклад, руб. Диапазон повышающих коэффициентов Должностной оклад, руб.
Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня 4 330 0 – 0,02 4 330 – 4 420
Средний медицинский и фармацевтический персонал 4 550 0 – 0,9 4 550 – 8 640
Врачи и провизоры 5 800 0 – 1,19 5 800 – 12 700
Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор) 15 000 0 – 0,09 15 000 – 16 300
Заместитель главного врача клиники, поликлиники, главная медсестра на 10 – 30% ниже должностного оклада руководителя

 

Должностной оклад различается у представителей различных должностей за счет различий в величине доплаты за квалификационный уровень, которая, в свою очередь, зависит от размера повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент принимает значения от нуля (для самой низкоквалифицированной должности в ПКГ) до своего максимального уровня. Например, в ПКГ «Врачи и провизоры» должностной оклад врача-интерна равен базовому окладу (повышающий коэффициент = 0), в то время как должностной оклад оперирующего хирурга, имеющего высшую квалификационную категорию и ученую степень доктора наук, имеет максимальное в рамках данной ПКГ значение (повышающий коэффициент = 1,19). Еще раз обратим внимание на тот факт, что все дополнительные выплаты для этих двух должностей рассчитываются от одной и той же суммы – базового оклада для ПКГ «Врачи и провизоры», рекомендуемая величина которого для учреждений здравоохранения федерального подчинения составляет 5 800 руб.

Существенное отличие рекомендуемой величины базового оклада для ПКГ «Руководители структурных подразделений» (15 000 руб.) продиктовано потребностью привлечь их к решению важной для реализации НСОТ задачи – подбору критериев материального стимулирования и их текущей оценке.

Несмотря на то, что расчет величины должностного оклада руководителя федерального учреждения и его заместителей рассмотрены в п.п. 6 Постановления Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г., где указывается, что его величина устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу учреждения, составляя до 5 ее размеров, а оклады заместителей – на 10-30% ниже окладов руководителей, уточнению данного вопроса также посвящены Приказы Минздравсоцразвития РФ №158н от 2.04.2008 г. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ №588н от 24.10.2008 г.), №167н от 8.04.2008 г. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ №589н от 24.10.2008 г.) и №421н от 13.08.2008 г.

Переход федеральных учреждений здравоохранения на НСОТ фактически совпал по времени с установлением минимального размера оплаты труда (МРОТ) в размере 4330 руб., начиная с 1 января 2009 г. Примечательно, что минимально возможный рекомендуемый размер заработной платы (соответствующий, к примеру, оплате труда медицинского и фармацевтического персонала первого уровня при отсутствии каких-либо дополнительных выплат) соответствует именно этой величине. Начиная с 01.06.2011 г. и по состоянию на 2012 г. величина МРОТ составляет 4611 руб. (ст. 1 Федерального закона от №82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 01.06.2011 г. №106-ФЗ).

Обеспечить достаточный уровень финансирования на покрытие повысившихся расходных обязательств должно увеличение размера поступающих в федеральные учреждения бюджетных ассигнований на 30 процентов, начиная с 1 декабря 2008 г. в связи с введением НСОТ (Постановление Правительства РФ №583 от 05.08.2008 г.).

Кроме оклада и доплаты за уровень в структуру заработной платы при использовании НСОТ входят выплаты компенсационного характера, перечень которых регламентирован Приказом Минздравсоцразвития РФ №822 от 29.12.2007 г. «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ №738н от 19.12.2008 г.). Согласно данному приказу, выделяют следующие виды компенсационных выплат:

1. выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

2. выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

3. выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

4. надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра. При этом размер доплаты составляет не менее 20% от оклада (должностного оклада) за час работы работника. Расчет части оклада за час работы определяется путем деления оклада работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от установленной работнику продолжительности рабочей недели (Приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г.).

Выплаты стимулирующего характера, ставшие в условиях НСОТ обязательной составляющей заработной платы, перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ №818 от 29.12.2007 г. «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ №739н от 19.12.2008 г.):

1. выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

2. выплаты за качество выполняемых работ;

3. выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

4. премиальные выплаты по итогам работы.

В данном документе также указывается, что начиная с 1 января 2010 г., объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% от средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований. Кроме того, в приказе говорится, что указанные выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Подобные критерии должны быть разработаны на уровне учреждения с учетом рекомендаций соответствующих органов исполнительной власти и конкретизированы в трудовых договорах медицинских работников. Основу для разработки данных критериев могут составлять показатели оценки эффективности деятельности врачей и средних медицинских работников различных специальностей, содержащиеся в нормативных документах. К примеру, федеральным министерством здравоохранения изданы приказы, содержащие критерии эффективности деятельности участковых врачей-терапевтов (Приказ Минздравсоцразвития РФ №282 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»), врачей-педиатров (Приказ Минздравсоцразвития РФ №283 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового»), их медицинских сестер и других специалистов.

Выплаты по районному регулированию оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями не претерпели изменений при переходе к НСОТ, и продолжают относиться к обязательным, гарантированным государством выплатам.

В результате, структура заработной платы медицинских работников при переходе на НСОТ выглядит следующим образом (рис. 2).

 
 

 


Рис. 2. Структура заработной платы медицинских работников при использовании новых систем оплаты труда.

Переход на НСОТ бюджетных учреждений здравоохранения областного и муниципального подчинения затянулся в связи с наличием трех объективных проблем:

1. Недостаток финансового обеспечения областных и муниципальных бюджетов, необходимого для увеличения объема бюджетных средств на оплату труда на 30% по примеру федеральных учреждений. Федеральным министерством было рекомендовано изыскать эти дополнительные средства соответствующим органам исполнительной власти, однако внедрение НСОТ совпало по времени с экономическим кризисом 2008 г.

2. Запаздывание разработки нормативно-правового обеспечения для внедрения НСОТ на региональном уровне и уровне органов местного самоуправления.

3. Сложность разработки НСОТ на уровне отдельно взятого учреждения (включая определение величины базовых окладов, повышающих коэффициентов, различных выплат и в особенности – выплат стимулирующего характера и др.).

 

Для Иркутской области наиболее важными нормативными документами в плане внедрения НСОТ являются Постановление Правительства Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 339/118-пп «О порядке введения и установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области, отличных от Единой тарифной сетки» и «Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Иркутской области», утвержденное приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 01.07.2010 г. № 279-мпр. Примерное положение содержит рекомендуемые величины базовых окладов и повышающих коэффициентов для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Иркутской области, которые существенно ниже, чем для федеральных учреждений (табл. 2).

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: