В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ
И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Учебно-методическое пособие
Иркутск, 2004
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГОУ ВПО ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ
И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Учебно-методическое пособие
Иркутск, 2004
Учебно-методическое пособие подготовлено:
Гайдаров Г.М. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий
кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
ГОУ ВПО ИГМУ
Кулеш Д.В. – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры
общественного здоровья и здравоохранения
ГОУ ВПО ИГМУ
Рецензенты:
Абашин Н.Н. – кандидат медицинских наук,
первый заместитель исполнительного директора
государственного учреждения территориального фонда
обязательного медицинского страхования граждан
Иркутской области
Купцевич А.С. – заместитель начальника главного
управления здравоохранения Администрации
Иркутской области
Планирование в здравоохранении. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи (учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2004. – 28 с.
В учебно-методическом пособии отражены основные подходы и принципы в планировании медицинской помощи населению на современном этапе, определения потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Пособие предназначено для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов медицинского университета, интернов, клинических ординаторов кафедры.
|
Учебно-методическое пособие печатается по решению Центрального координационного совета ИГМУ.
ТЕМА: «ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
ВВЕДЕНИЕ
Место проведения занятия – кафедра.
Продолжительность изучения темы – 4 часа.
Цель занятия: изучить основы планирования в здравоохранении; знать основные принципы и методы планирования; изучить определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.
Конкретные задачи:
Студент должен знать:
- что такое планирование в здравоохранении на современном этапе; принципы планирования; виды планов и методы планирования; что является единицами измерения мощности амбулаторно-поликлинического и стационарного медицинских учреждений и основные измерители показателей плана в здравоохранении; что такое случай поликлинического обслуживания.
Студент должен уметь:
- осуществлять расчет плановых показателей и определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.
План проведения
Первый этап занятия:
- Вводное слово преподавателя (тема занятия согласно тематического плана практических занятий, определение цели и задач занятия) – 5 мин.
- Тестовый и устный контроль по вопросам к теме занятия – 45 мин.
- Заключение преподавателя по результатам опроса. Обратить внимание на основные разделы темы – 15 мин.
|
Второй этап занятия:
- Освоение методик расчета основных плановых показателей работы амбулаторно-поликлинического и стационарного учреждения. Самостоятельная работа с учебными, учебно-методическими пособиями, решение ситуационных задач. Вычисление плановых показателей и определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи – 75 мин.
- Подведение итогов выполнения заданий, контроль итоговых заданий студентов – 15 мин.
- Обсуждение материала. Дискуссия – 30 мин.
Планирование в здравоохранении
С технологической точки зрения планирование заключается в разработке систем планов, отражающих различные стороны деятельности медицинских учреждений или развитие здравоохранения определенной территории. С социально-экономической стороны планирование заключается в учете общественных законов развития, экономических и иных интересов субъектов здравоохранения.
Планирование – это процесс принятия и выполнения решений по использованию ресурсов отрасли или организации посредством выполнения основных задач для достижения главной цели.
Основой системы планирования является определение на всех уровнях управления – от федерального до учрежденческого – взаимоувязанных стратегических целей, стратегических задач и стратегических приоритетов развития здравоохранения.
Цель планирования на современном этапе заключается в создании нормативной и правовой основы для реализации стратегии развития здравоохранения, предусматривающей, в том числе обеспечение максимально возможного уровня доступности медицинской помощи для населения в современных социально-экономических условиях за счет повышения эффективности здравоохранения.
|
Основные принципы планирования в здравоохранении
на современном этапе:
1. Сквозной принцип планирования для всех уровней: федерального, субъекта РФ, муниципального, учрежденческого.
Так, вышестоящий уровень предлагает нижестоящему основные параметры для планирования и согласовывает их с ним с учетом формирования и реализации государственных (муниципальных) заказов, местных климатогеографических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, политических и иных условий. После этого указанные параметры становятся основой для планирования на обоих уровнях).
2. Наличие единой для Российской Федерации системы социальных стандартов, норм и нормативов, применяемых для планирования здравоохранения.
Так, например, нормативы объемов медицинской помощи – это необходимые объемы медицинских и организационных мероприятий, в результате которых можно предупредить возникновение заболеваний, обеспечить выздоровление при острых заболеваниях и добиться ремиссии при хронических заболеваниях (например, средняя длительность пребывания больного на койке, функция врачебной должности, протоколы ведения больных – стандарты и пр.). На федеральном уровне при планировании государственных гарантий устанавливаются федеральные базовые нормативы объемов медицинской помощи, которые затем на уровне субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей детализируются в виде территориальных нормативов объемов медицинской помощи (например, число койко-дней на 1000 населения при оказании стационарной медицинской помощи или число посещений на 1000 населения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи).
3. Непрерывность процесса планирования на основе сочетания стратегического и текущего планирования.
Стратегическое планирование здравоохранения – определение целей, задач, приоритетов, порядка, объемов, условий деятельности здравоохранения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отдельных медицинских учреждений на перспективу в несколько лет.
Текущее планирование здравоохранения – определение порядка и условий реализации стратегических планов здравоохранения на очередной год для всех уровней (федеральный, субъекта Федерации, муниципального образования и отдельного медицинского учреждения). В процессе текущего планирования осуществляется мониторинг хода реализации стратегических планов и, при необходимости их корректировка. Таким образом, реализуется принцип непрерывности процесса планирования в здравоохранении.
На этапе текущего планирования субъекты РФ, муниципальные образования осуществляют оценку хода реализации стратегического плана, прежде всего с точки зрения обеспечения государственных гарантий в оказании гражданам бесплатной медицинской помощи. Выявляются расхождения со стратегическим планом. Их причины анализируются, по результатам анализа даются предложения по устранению причин расхождений или по уточнению и корректировке стратегического плана. Затем осуществляется детальное поквартальное планирование реализации задач стратегического плана на текущий год.
Одним из инструментов для реализации государственных гарантий в оказании медицинской помощи гражданам на этапе текущего планирования является государственный (муниципальный) заказ.
Государственный заказ – государственное задание областным медицинским учреждениям на оказание бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории субъекта Федерации, содержащее виды и объемы медицинской помощи, обеспеченные финансовыми средствами на их выполнение из средств областного бюджета здравоохранения и средств обязательного медицинского страхования.
Муниципальный заказ – объем медицинской помощи, планируемый к предоставлению жителям муниципального образования в рамках Территориальной программы государственных гарантий за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования.
План – это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности.
Планы бывают:
1. перспективные (на длительный период);
2. текущие (оперативные, месячные и годовые);
3. планы деятельности учреждений;
4. планы развития (строительство, ремонт, реконструкция);
5. комплексные планы;
6. планы-задания на объект;
7. и др.
Для отдельных типов учреждений здравоохранения основными измерителями показателей плана являются следующие:
- для стационарной сети – «больничная койка»;
- для амбулаторно-поликлинических учреждений – «число посещений в смену»;
- для станции скорой медицинской помощи – «число вызовов в год»;
- для станции переливания крови – «количество заготовленной крови
в год»;
- для центра государственного санитарно-эпидемиологического
надзора – «численность обслуживаемого населения»
Среди методов планирования наиболее часто применяются:
1. аналитический (используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его исполнения);
2. сравнительный (составная часть аналитического метода) – дает возможность определить направление процессов развития, например, заболеваемости, смертности и т.д.;
3. балансовый метод (позволяет выявить дисбаланс, например, подготовки кадров и роста сети ЛПУ);
4. нормативный (для определения потребности в нормативных показателях на основе использования балансового метода);
5. экспериментальный (расчет показателей на основе эксперимента);
6. экономико-математические методы используются при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана;
7. другие специальные методы.
В здравоохранении традиционно планируются:
1. потребность в кадрах;
2. производственная деятельность (производственные (плановые) показатели);
3. перспективы финансирования.
Определение потребности населения