Выполнил: ст-т гр. МАбз-171
Корольков Евгений Александрович
Проверил: Доцент к.х.н.
Циганков Дмитрий Владимирович
Кемерово, 2021
Содержание
Вступление
1.Классификация автопоездов.
2.Полуавтоматическое опорно-сцепное устройство седельных тягачей.
3.Опорное устройство полуприцепа с гидравлическим приводом.
4.Полуприцепы-сортиментовозы.
Вступление.
Важнейшим направлением в развитии технического прогресса на транспорте, в том числе и на автомобильном, является комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и повышение качества перевозок.
В общем объеме перевозимых автомобилями грузов наибольший удельный вес составляют навалочные грузы (в основном нерудные строительные материалы). Перевозка этих грузов осуществляется, автомобилями или автопоездами-самосвалами, удельный вес перевозок грузов которыми возрастает из года в год.
В 2018 году три четверти (75,3%) грузоперевозок ЕС выполнялись автомобильным транспортом, 18,7% - железнодорожным и 6% - водным транспортом. При этом в 2013 году доля автомобильного транспорта в грузоперевозках составляла 73,9%.
Автомобильный транспорт был главным способом сухопутных перевозок почти во всех странах ЕС, а в 16 странах на него приходилось более 70% всех грузоперевозок.
Рост перевозок грузов автомобилями-самосвалами будет продолжаться и в будущем.
Технико-экономические расчеты показывают, что автомобили-самосвалы эффективны при перевозках грузов на расстояния, как правило, не более 15-20 км. При перевозке навалочных, грузов на большие расстояния целесообразно применять бортовые автомобили и автопоезда, разгрузка которых осуществляется стационарными или передвижными (в том числе самоходными) автомобилями-разгрузчиками.
Применение автопоездов является одним из методов повышения производительности автомобилей и снижения себестоимости перевозок.
Эффективность использования автопоездов в основном зависит от тягово-динамических свойств автомобилей-тягачей, которые определяются особенностями конструкции агрегатов и их компоновки.
Классификация автопоездов.
Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Одноосные прицепы дышлом соединяют с тягово-сцепным устройством (крюком) автомобиля-тягача. Если прицеп не буксируется автомобилем, то для опоры опускают подставки. Двухосные и трехосные прицепы шарнирно соединяют с тягачом при помощи дышла. В этом случае вертикальные усилия от прицепа на автомобиль практически не передаются.
Прицеп одноосный 83418
Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный коник – опорную 15 поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Колеса прицепа-роспуска могут быть как неуправляемыми, так и управляемыми.
Дышло прицепа-роспуска выполняется иногда телескопическим (раздвижным). Прицепы-роспуски могут иметь складывающиеся дышла, что позволяет транспортировать их в порожнем состоянии на самих автомобилях-тягачах. Перевозка порожнего прицепа-роспуска на автомобиле-тягаче позволяет уменьшить длину автопоезда, увеличить среднюю скорость движения, улучшить плавность хода автомобиля-тягача без груза и его маневренность, а также уменьшить износ шин прицепа-роспуска.
Полуприцепы передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, который называется седельным тягачом. Поэтому часть собственной массы и массы перевозимого груза ими передается на раму седельного тягача. Отсоединенный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающие стойки.
Седельно-сцепное устройство устанавливается на раму автомобиля-тягача (а) вместо кузова. Оно представляет собой плиту (б) и, благодаря шарнирным соединениям, имеет возможность поворачиваться относительно рамы автомобиля-тягача в продольной и поперечной плоскостях. Седельно-сцепное устройство снабжено замком, обеспечивающим полуавтоматическую сцепку и расцепку автомобиля-тягача и полуприцепа (автоматически выполняется сцепка) и предотвращающим их произвольную расцепку.
а б
Автопоезда для длинномерных грузов предназначены для перевозки леса, труб, сортового металла различных профилей и строительных железобетонных конструкций (плит, панелей, ферм, балок, санитарно-технических кабин и т. п.). Для перевозки леса, металла и труб используются одно- и двухосные прицепы-роспуски соответствующей грузоподъемности.
Саморазгружающиеся автопоезда для длинномерных грузов обеспечивают саморазгрузку за счет расположенных на автомобиле, прицепе или полуприцепе приводных устройств, либо за счет наклона грузовых площадок под действием веса груза.
У автопоезда-металловоза полуприцеп имеет три сбрасывателя, расположенных в поперечных металлических коробках и приспособленные для наклона в любую из боковых сторон. Свободному наклону сбрасывателей в обе стороны препятствуют специальные пружинные фиксаторы, установленные в углублениях поперечных коробок с каждой стороны.
Все фиксаторы посредством блоков соединены тросами с двумя валиками, которые могут вращаться рукоятками. На сбрасывателях установлены откидные коники, удерживаемые цепями в вертикальном положении. Процесс разгрузки происходит в следующей последовательности. Со стороны разгрузки размыкают цепи и откидывают коники вниз. После этого со стороны, противоположной разгрузке, рукояткой вручную вращают валик, на который наматываются тросы, соединенные с фиксаторами со стороны разгрузки. Фиксаторы освобождают сбрасыватели, и они под действием массы груза принимают наклонное положение, обеспечивая разгрузку металла.
Для перевозки строительных железобетонных конструкций (ферм, панелей, плит, балок, свай, блоков и др.) используют полуприцепы: панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, блоковозы, сантехкабиновозы. Панелевозы служат для перевозки плоских крупногабаритных панелей. Панелевозы – это полуприцепы с одно- и двухосной тележками. Наибольшее применение получили ферменные (хребтовые и кассетные) панелевозы. У хребтовых панелевозов панели устанавливаются под углом 8–12° к вертикали, а у кассетных – вертикально внутри кассеты.
Хребтовые полуприцепы-панелевозы (а) имеют центрально расположенную ферму трапециевидного поперечного сечения. Хребтовые полуприцепы-панелевозы имеют малую собственную массу и высокую жесткость конструкции. Они обеспечивают простоту крепления панелей в транспортном положении и в процессе погрузки, а также удобство проведения ПРР, при которых не требуется подъем панелей на большую высоту. Однако хребтовые полуприцепы-панелевозы не обеспечивают необходимой защиты панелей от механических повреждений и попадания грязи при перевозке.
Кассетные полуприцепы-панелевозы (б) имеют две боковые плоские несущие фермы. Они обеспечивают лучше, чем хребтовые, защиту панелей от механических воздействий и грязи при транспортировании, а также способствуют повышению эффективности их использования, так как форма кассеты (грузовой платформы) позволяет перевозить железобетонные изделия широкой номенклатуры. Однако кассетные полуприцепы-панелевозы имеют повышенную металлоемкость конструкции и, следовательно, большую собственную массу, более сложное крепление панелей в кассете, а также худшую приспособленность к ПРР. С целью повышения маневренности полуприцепы- панелевозы оборудуются специальными устройствами для управления их колесами. Для сохранения перевозимых грузов металлические части их ферм, соприкасающиеся с панелями, покрываются резиновыми или деревянными прокладками.
а б
Фермовозы – низкорамные полуприцепы кассетного типа с поворотными тележками. Фермы на полуприцепах-фермовозах перевозятся в вертикальном положении.
Плитовозы (а) – высокорамные полуприцепы с одно- и двухосными тележками, имеют раздвижную раму для перевозки плит разной длины, не имеют бортов и оборудованы откидными стойками. Плиты на полуприцепах-плитовозах перевозятся в горизонтальном положении.
Сантехкабиновозы (б) предназначены для перевозки железобетонных и асбестоцементных санитарно-технических кабин. Они могут перевозить и объемные элементы жилых зданий и сооружений (шахты лифтов, железобетонные колодцы, блоки и др.). Сантехкабиновозы можно использовать также для транспортирования плит, колонн, балок, ригелей и других изделий, которые по своим размерам и общей массе не превышают размера грузовой платформы и грузоподъемности сантехкабиновоза. Это способствует повышению эффективности их использования в эксплуатации. Сантехкабиновозы представляют собой низкорамные кассетные одно- и двухосные полуприцепы. Санитарно-технические кабины на полуприцепах-сантехкабиновозах транспортируются в вертикальном положении.
а б
Автопоезда-тяжеловозы служат для перевозки неделимых
крупногабаритных, негабаритных и тяжеловесных грузов. К этим грузам относятся трансформаторы, атомные реакторы, различные строительные подвижные дорожные землеройные машины, вагоны, машины и оборудование промышленных объектов, узлы и 19 агрегаты современных прессов, корпусов судов, блоков обжиговых печей, неделимые строительные блоки и конструкции. При перевозке таких грузов используются прицепы и полуприцепы-тяжеловозы. По грузоподъемности прицепы-тяжеловозы делятся на три группы: до 30 т; 30–100 т; свыше 100 т. Полуприцепы-тяжеловозы обычно имеют грузоподъемность до 60 т.
Первая группа прицепов-тяжеловозов по габаритным размерам, массе и конструктивным особенностям незначительно отличается от обычных прицепов и не требует специальных автомобилей-тягачей. Вторая и третья группы прицепов-тяжеловозов характеризуются увеличенными габаритными размерами, повышенными полной массой и осевыми нагрузками, увеличенным числом осей и колес. Для них требуется один или несколько специальных автомобилей-тягачей.
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы обычно имеют безбортовую грузовую платформу, которая при необходимости может быть дополнительно оборудована бортами. На сверхтяжелых прицепах применяют платформы, регулируемые по высоте, подъем и опускание которых производится при помощи гидравлических подъемных механизмов, вмонтированных в платформы. Это облегчает погрузку и выгрузку тяжелых крупногабаритных грузов и обеспечивает необходимую проходимость при их транспортировании.
Часто прицепы-тяжеловозы выпускаются с подкатными (отделяемыми) тележками, что позволяет при необходимости превращать их в полуприцепы-тяжеловозы.
Прицеп -тяжеловоз
Полуприцеп-тяжеловоз