Классификация методов в социологии




Вопросы к зачету

 

1.Сравните предмет и методы следующих наук: социальной психологии, социологии, общей психологии.

 

1.1 Социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:
• психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
• феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, дет-ско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
• психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
• массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

 

 

Все научные методы делятся на 2 группы:

•методы воздействия (методы соц. психологии, формирующие общественное и личное сознание);

•методы исследования (среди них методы сбора и обработки информации)

Андреева выделяет 2 группы методов социальной психологии:

1.методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

2.методы обработки информации (приемы теоретической и логической обработки данных; использование математической статистики).

Наблюдение – преднамеренное систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения

Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов. Может быть констатирующим. В этом случае изучаются необходимые социально-психологические явления. Формирующим. В процессе формирующего эксперимента развиваются требуемые качества испытуемых.

Метод анализа документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных исследований, архивных материалов, документах).

Метод обобщения независимых характеристик выявление и анализ мнений о социально-психологических явлениях и процессах.

Анализ результатов деятельности в этом случае социально-психологические явления изучаются опосредовано.

Опрос метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя. Анкетирование делится на прессовое (вопросник публикуется в периодике), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и раздаточное (личная раздача вопросов и сбор ответов).

Тестирование в этом случае испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя.

Социометрия используется для диагностики симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между участниками группы или коллектива. Позволяет выявить структуру взаимоотношений в малых группах, позиции лидеров и аутсайдеров.

 

1.2. Предмет социологии

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

 

В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов).

 

Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

 

Социология - это только обобщенное знание, описывающее конкретную социальную реальность. Последняя определяет социальное и социологическое знание, с помощью которого в свою очередь исследуется реальная социальная действительность. Социальное знание консервативно, как любое прошлое знание. Социальная действительность всегда подвижна, постоянно изменяется и тем всегда отличается от социального знания. Исследование ее позволяет, с одной стороны, привести наше знание в соответствие с изменившейся действительностью, чтобы успешно решать свои задачи. С другой оно пополняет копилку социального знания, тем самым развивая социологию.

 

Но задачи как частные, так и общие постоянно меняются, изменяется и тот аспект социальной действительности, который в данный момент интересует человека или общество. Соответственно меняется и аспект социального знания. Это хорошо видно на смене научных приоритетов в социологии и в целом в социальном познании.

 

Меняется и предмет социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и процессы, или социальные отношения. Каждое определение предмета социологии правомерно, поскольку отвечает интересам и потребностям общества в исследовании данной специфической области социальной действительности.

 

Но имеется и нечто общее в социальном бытии и обобщенном понятии социологии, что собственно и делает ее специальной дисциплиной и наукой. Следует понять это общее, дать ему определение и тем самым актуализировать. Можно назвать это предметом социологии, но нельзя его смешивать с пониманием предмета социологии в его частном выражении, нашедшим отражение в специальных направлениях социологических исследований.

 

Таким общим для социологии выступает знание наиболее общих законов развития и функционирования, или движения и изменения, социальной действительности: от самых общих до законов среднего и частного уровня. Социология должна исследовать эти законы в чистом виде. Таким образом, предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.

 

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

§ опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;

§ наблюдение;

§ анализ документов;

§ контент-анализ;

§ эксперимент;

§ социологический тест;

§ социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

§ Общенаучные (например, математические методы)

§ Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

§ Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)

§ Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

§ Методы сбора

§ Методы обработки

§ Методы анализа

 

 

1.3Предмет общей психологии – это психика человека, а именно, – её общие, повсеместные, присущие абсолютно всем людям явления, феномены, параметры. В дисциплине «Общая психология» изучаются те психические явления, которые, во всей широкой психологической норме (включая, например, акцентуацию характера), имеют практически абсолютный характер для всех людей без исключения, – без различия возраста, пола, социального статуса, имущественного положения, образовательного уровня, культурного уровня и других характеристик.

Итак, предмет научной и учебной дисциплины «Общая психология» – это целостный комплекс (система) нескольких психологических частей (компонентов), составляющих собою психику человека:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психологические свойства;

4) психические образования,

5) психическая деятельность. Все эти аспекты являются базовыми компонентами психики любого человека как представителя вида Homo sapiens.

 

Методы общей социологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

 

 

2. Сравните особенности развития социальной психологии в нашей стране и за рубежом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: