Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция




В процессе общения люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида взаимодействия: кооперация (от лат. cooperatio -- сотрудничество) и конкуренция (от лат. сопсигго -- сталкиваюсь). Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения двух различных типов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил), проявляется во взаимопомощи и взаимовлиянии и предусматривает совместное достижение целей. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому для кооперации важны вклады участников взаимодействия и степень их включенности в него.

Конкуренция - это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике и предполагает создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей. По определению И.М.Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация. Степени конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

 

9. Социальная среда и личность. Социальная идентичность личности.

 

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.

 

 

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Проблема идентичности личности – одна из центральных проблем СП. Родоначальником постановки этой проблемы считают У. Джемса, который впервые упоминает о двух аспектах осмысления личностью своей самотождественности: личностной и социальной.

Идентичность — это субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности, соединенное с опреде­ленной верой в тождественность и непрерывность некоторой кар­тины мира, разделяемой с другими людьми.

 

Личная идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт индивида.

Социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе.

Большая заслуга в разработке проблемы идентичности принадлежит Э.Эриксону, который показал, что формирование идентичности сопровождает человека на протяжении всей жизни. На определенных этапах этого процесса формируется именно социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с точки зрения общества, осознания себя как элемента социального мира.

Понятие идентичность введено в науку Э. Эриксоном, кото­рый рассматривает ее в двух аспектах:

1) в органическом и индивидуальном аспектах, т.е. как не­преложная данность физического внешнего облика, задат­ков, тождественности, подлинности и целостности челове­ческого индивидуального бытия;

2) в социальном аспекте, вследствие чего выделяется груп­повая и психосоциальная идентичность.

Групповая идентичность — это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным ок­ружением.

Психосоциальная идентичность — ощущение человеком зна­чимости своего бытия для общества.

 

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положи­тельный (то, каким человек должен быть с точки зрения социаль­ного окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть).

 

Формирование идентичности всегда сопровождается противобор­ством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряет­ся, и отрицательная идентичности может взять верх. Для позитив­ного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.

 

Наиболее полно проблема социальной идентичности разрабо­тана в двух современных концепциях: А. Тэшфела — «теория со­циальной идентичности» и Дж. Тернера — «теория самокатегори­зации». Тэшфелу принадлежит следующее определение социаль­ной идентичности:

Социальная идентичность — это часть Я-концепции инди­вида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным зна­чением, придаваемым этому членству.

Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологически группу по­средством категоризации себя с другими.

 

10. Социализация: сущность, этапы, институты. Сравните подход педагогов и психологов к пониманию механизмов социализации.

 

Социализация - процесс формирования личности, ее приобщение к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. В про­цессе социализации индивид заимствует правила взаимодействия с другими людьми, их взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Он должен согласиться с господству­ющими представлениями о мире, включая образ жизни, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы

Жизненный путь человека разделяется на отдельные периоды - детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных взаимодействий.

 

Весь процесс социализации личности можно условно разделить на два этапа.

• первичная социализация - проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

• вторичная социализация - развитие личности в последующие годы жизни.

На первом этапе социализации сильно влияет семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных - компании друзей и сверстников.

Ребенок начинает формировать свои будущие социальные ориентации по аналогии с отношениями в семье. Как распределяются семейные роли, кто глава семьи, как он выполнял свои функции, насколько дружеские и теплые отношения между членами семьи, какие способы и методы поощрения или наказания применяются.

 

Второй этап социализации личности связан с воздействием на индивида сложного комплекса, объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости.

В эти годы особенно сильное влияние на процесс социализации оказывают социальные институты, в том числе система образования, средства массовой информации, трудовые коллективы, другие учреждения и организации, с которыми взаимодействует каждый член общества.

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Человек может являться членом разных социальных групп. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».

 


Существуют различные подходы к определению понятия социализации, каждый из которых отражает ту или иную теорию социализации личности. Разработкой теории социализации личности в зарубежной социологии и психологии занимались Г. Тард, Т. Парсонс и др. В частности Г. Парсонс в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель - ученик» провозгласил моделью социального поведения. В работах Т. Парсона процесс социализации объясняется несколько иначе.

Он полагает, что индивид, общаясь со значимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них.

Э. Гидденс в своей недавно изданной книге «Социология» определяет социализацию как «социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям; в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла» (См.: Гидденс Э., 1999. С. 572).

Анализируя вышеуказанные теории, социальный психолог А. Н. Сухов делает вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая формула бихевиоризма и теория Л.С. Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция

 

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к её пониманию предложен Б.Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле - это процесс вхождения в социальную среду. Приспособление к ней, в широком - исторический процесс, филогенез. Наряду с понятием «социализация» употребляются довольно близкие ими по значению, например, воспитание и адаптация. В частности, профессор Г. М. Андреева считает, что между понятиями «воспитание» и «социализация» нет различий (Андреева:1988. С.46).Однако большинство ученых считают, что понятие «социализация» шире понятия «воспитание».

 

 

11. Личность и роли. Классификации ролей. Этапы вхождения в роль.

 

Очень важным и пока малоизученным является вопрос о соотношении роли и личности. С одной стороны, социальные роли выступают как важнейший фактор развития и становления всех личностных структур. Человек осознает себя, свое «Я» через свою принадлежность к присущим ему социальным ролям. Отвечая на вопрос «Кто я?», индивид прежде всего обращается к своим ролевым позициям: мужчина - женщина (чендерные роли); юноша - девушка (возрастные роли); студент, рабочий, врач, юрист (профессиональные), сын, дочь, брат, сестра, отец, мать (семейные роли), лидер (внутригрупповая роль), друг, приятель (межличностная роль) и так далее.

Наличие социальных ролей, их «набор» способствуют личностному самоопределению, формированию самосознания, самооценки. Как показывают жизненные наблюдения и специальные исследования, выполнение той или иной роли длительное время, особенно если она глубоко принимается, оказывает существенное влияние на характер человека.

Особенно ярко это проявляется в профессиональных ролях. Под их влиянием формируются определенные привычки, склад мышления, восприятие окружающих людей, стиль общения. Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации» личности. Это явление состоит в том, что профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он не может выйти за их рамки в других ролях и условиях.

 

Основные классификации социальных ролей. Существует множество классификаций социальных ролей. Остановимся на 4 основных.

1. Формальные и неформальные (в отношении формальных ролей имеются более единые и чёткие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто бывают зафиксированы в письменной форме, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей).

2. Конвенциональные (в отношении которых у членов общества имеются общепринятые представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей) и межличностные (в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений).

3. Предписанные (внешне заданные, не зависящие от усилий индивида) и достигнутые (достигнутые благодаря личным усилиям данного индивида).

4. Активные и латентные. Индивид участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей. Но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными. Каждая из которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.

 

 

Согласно Э. Эриксону, развитие личности включает ряд возрастных стадий, каждая из которых характеризуется задачами этого возраста.

 

- На стадии младенчества (первая) главную роль в жизни ребенка играет мать, которая кормит, ухаживает за ним. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру, проявляемое в легкости кормления, хорошем сне, умении спокойно ждать мать (нс кричит, нс зовет, будучи уверенным в том, что она придет и сделает все, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери: важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна ее уверенность в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряжена, если ребенку уделяют мало внимания, у него появляется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, что приводит к резкому замедлению его психического развития.

Период раннего детства (вторая стадия) связан с формированием независимости. Ребенок начинает ходить, общество и родители приучают его к аккуратности, опрятности. Социальное неодобрение формирует у него чувство стыда.

 

- В возрасте трех-пяти лет (на третьей стадии) ребенок уже убежден, что он — личность, так как умеет говорить, общаться. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Но если родители подавляют ребенка, не уделяют внимания играм, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

 

-В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности. Неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в собственные силы, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю жизнь.

 

-В подростковом возрасте (пятая стадия) имеют место бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность внешним видом. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались инициатива, доверие к миру, уверенность в собственной значимости, то подросток успешно находит свое «я». В противном случае у него возникает устойчивое чувство тревоги, одиночества, «непризнания себя» со стороны других; появляется презрение к окружающей действительности.

 

-В молодости (шестая стадия) для человека актуальны поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, смешивает свою идентичность с другими, у него появляется чувство близости и сотрудничества с ними.

 

-Центральная стадия (седьмая) — взрослый этап развития личности. Наряду с утверждением идентичности, осуществляемым на протяжении всей жизни, появляется воздействие со стороны окружающих. Человек вкладывает себя в хорошую, любимую работу и заботу о детях; появляется удовлетворение собой и своей жизнью. Если не на кого излить свое «я» (нет любимой работы, семьи, детей), он опустошается, намечается застой.

 

-После пятидесяти лет (восьмая стадия) происходит переосмысление своей жизни. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать. Человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом ее завершении, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если принятия не произошло, он чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, считая, что она прошла неверно.

 

-Переход от одного периода к другому характеризуется как критический, переходный возраст. В такие фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Болезненность и резкость критических возрастов усиливается по вине взрослых, если у них отсутствует умение гибко перестраивать свои взаимоотношения с ребенком.

Выделяют большие (новорожденное™, кризис трех лет, подростковый кризис тринадцати-четырнадцати лет) и малые кризисы (кризис одного года, семи, семнадцати-восемнадцати лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые кризисы, связанные с нарастанием его умений и самостоятельности, протекают внешне спокойно.

Процесс социализации происходит на всех возрастных стадиях, а не только в детстве или юности. Взрослые стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к ожидаемым жизненным переменам. Однако именно в детстве вырабатываются стереотипы поведения, которые сохраняются в последующие периоды.

Успешно адаптирующаяся личность, которая легко входит во все новые и новые социальные общности, может так же легко (при низком уровне самосознания) потерять себя, утратить свою индивидуальность. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других постепенно приводит к ощущению проживания жизни как «мне не принадлежащей», к отказу человека от своей сущности, утрате своего интимного мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: