История развития социальной психологии за рубежом




 

Выделяют три основных этапа.

Первый этап – становление социальной психологии как науки – длился с середины XIX в. по 1908 год. Определяется предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, филологов, этнографов и т. п.

В это время появились первые теоретические концепции в области социальной психологии. К ним относят: психологию народов, психологию масс и психологию инстинктов социального поведения.

Теоретическая концепция «психология народов» возникла в Германии. В 1859 г. филолог Штейнталь и философ Лацарус выпустили «Журнал психологии народов и языкознания». Позднее к ним присоединился В. Вундт, который продолжил развивать концепцию психологии народов. Он рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях и считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи (Вундт В., 2001).

 

 

Язык весьма существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме живущие в духе народа представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними достаточно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вносит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем мире. Любой язык имеет слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, любой язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов. Рассматривая язык как уникальную знаковую систему, которая задает интерпретацию явлений окружающего мира, можно заметить, что он является необходимым условием понимания психологии данного народа по сравнению с другими.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное представление в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, связанные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней стадии развития человеческого сообщества и транслируются через сказки, былины, любые художественные представления, имея широкое распространение в обществе как на уровне общественного, так и на уровне индивидуального сознания. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть вещи в определенном свете. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологические представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим или плохим.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. На уровне бытовой психологии их можно охарактеризовать фразой: «У нас так принято…». Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях: во вступлении в брак, при рождении ребенка, похоронах.

Значение исследований психологии народов заключается в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека. Психология народов послужила первоосновой для развития этнопсихологии.

Теоретическая концепция «психология масс» развивалась во Франции почти одновременно с теоретической концепцией «психология народов». Основатели данного направления – Г. Тард и Г. Лебон. Г. Тард рассматривал общество как своеобразную аудиторию, воспринимающую информацию. Источником информации, способствующей прогрессу общества, является элита. Элита, по мнению Тарда, это составная часть общества, в которую входит высший, привилегированный слой, осуществляющий функцию управления. Общество развивается благодаря двум основным механизмам: механизму открытия, когда кто-нибудь открывает новый способ выполнения действий, дает объяснение непонятным явлениям (характерно для элиты), и механизму подражания – большинство людей «развивается», перенимая друг у друга те или иные элементы поведения и деятельности. Психологическое состояние общества изучалось в зависимости от доминирующего влияния на него либо элиты, либо массы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности.

Г. Лебон (1995) изучал поведение толпы. Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психических процессов и поведение индивида под влиянием толпы.

1. Повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует эффективному воздействию, в том числе и преступных идей.

2. Снимается ответственность за свое поведение. Поведение отдельного человека в толпе анонимно, поэтому возникает феномен, названный социальными психологами «диффузией ответственности».

3. Усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание, не способна принимать сложные решения.

4. Происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. Так, вероятность помощи человеку обратно пропорциональна количеству свидетелей его трудностей.

5. Повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливается общая сензитивность (чувствительность) человека, что, в свою очередь, способствуют усилению механизмов влияния в стихийных группах: внушению, заражению и подражанию.

Концепции психологии масс, разрабатываемые Г. Тардом и Г. Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношения массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида.

Теоретическая концепция «Психология инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла зародилась в Англии. Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социального поведения у человека и животных тождественны. Социальные явления объяснялись им с биологических позиций, в связи с чем его теория получила название биологизаторская. Основная идея заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами. Каждому чувству, по мнения Мак – Дугалла, соответствует определенный инстинкт: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; инстинкт воспроизведения – с чувством любви, инстинкт приобретения – с чувством собственности и т. п. Наибольшее значение Мак – Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и связан с чувством принадлежности к социальной группе.

Концепция инстинктов социального поведения в отличие от концепций психологии народов и психологии масс утратила свою социальную актуальность. Однако она послужила первоосновой для психоаналитической теории З. Фрейда, и поэтому ее значимость для развития психологической науки трудно переоценить.

 

Второй этап продолжался до середины 40-х гг. XX в. и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и др. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

Третий этап в развитии зарубежной социальной психологии начинается с середины 40-х гг. и продолжается до настоящего времени. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Социальная психология становится популярным психологическим направлением, она вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Вторая мировая война актуализировала исследования природы человеческой агрессии и способы модификации ее в социально приемлемые формы. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология менеджмента, психология рекламы, политическая психология, психология формирования общественного мнения и др.

 

Социальная психология, по его мнению, должна изучать общественно – детерминированные психические явления.

Она тесно связана с идеологией, теорией марксизма, от которой отлучалась собственно психология. Эта точка зрения вызвала ряд возражений у психологов, которые выступали за идею перестройки всей философских основ психологии и включения ее в систему марксистского знания (Л.С.Выготский).

Вторым направление развития социальной психологии в данный период было исследование проблем коллектива. Развивалась теория коллективов, суть которой сводилась в изучении соотношения индивида и коллектива. Выдвигались различные классификации коллективов, исследовались закономерности развития коллективов. В этой работе принимали участие видные психологи того времени: Б.В.Беляев, Л.Н.Войтоловский, А.С.Залужный, М.А.Рейснер, Г.А.Фортунатов.

К 1930 – м гг. относится пик развития социально – психологических исследований в прикладных областях, особенно в педологии и психотехнике. Педология – наука о детях, направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологический, социальный, психологический и другие подходы к исследованию ребенка. Психотехника – область психологии, которая изучает проблемы, связанные с индивидуально – практической деятельностью людей. Так, в области педагогической практики исследования проводились по проблемам взаимоотношения коллектива и личности, факторов формирования детских коллективов.

Г.Фортунатову принадлежит одна из первых обстоятельных публикаций по проблемам изучения детских коллективов в 1920 – х годах. В них он отстаивает важность, актуальность и самостоятельность проблемы детских коллективов. Г.Фортунатов предпринимает попытку дать определение коллектива и построить классификацию его типов. Г.Фортунатов утверждает, что коллектив не есть простое скопление индивидов, но всегда система взаимодействующих особей, которая характеризуется наличием признаков не просто объединяющих, но и организующих ее в единое целое.

Особое место занимали работы по изучению структуры детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологических проблем беспризорности и др.

А.С.Залужнный занимался изучением общения в раннем возрасте. Критикуя взгляды современников, которые отрицали возможность социальных и коллективных взаимоотношений не только в преддошкольном, но и в дошкольном возрасте. АС.Залужнный на основе большого исследовательского материала дает классификацию социальных взаимодействий и устанавливает возрастную динамику их изменения и развития. Большой интерес представляют выделенные А.С.Залужнным этапы приобретения социальных навыков. Также в работах А.С.Залужнного освящены проблемы вожачества и применявшихся в то время методах изучения детских коллективов (Я.Л.Коломинский, А.А.Реан).

В области изучения производственной деятельности решались социально – психологические проблемы профессиональной пригодности, утомляемости, аварийности и травматизма, проблемы становления профессионала и др. Социально – психологическая область в структуре психологии труда была ориентирована на исследовании проблем руководства функционирования трудовых коллективов. Исследовались стиль управления, роль атмосферы и настроения, соревнования, конфликтов и др.

Особое внимание следует уделить тому, как развивались социально – психологические идеи в рамках психологической науки. Важнейшую роль в этом сыграли исследования Л. С.Выготского. Учение Л.С.Выготского о высших психических функциях оказывало большое влияние на развитие социальной психологии. Это учение решало задачу выявления социальной детерминации психики. Л.С.Выготский доказал, что высшие психические функции (произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие) невозможно понять, как непосредственные функции мозга Для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать их корни в общественных условиях жизни. Под влиянием общественного опыта изменяется не только содержание психической жизни, но и создаются новые формы психических процессов. Эти психические процессы принимают вид высших психических функций и отличают человека от животного. Л.С.Выготский начал с идеи об историческом происхождении высших психических функций. Далее он развил мысль о культурно – исторической детерминации самого процесса развития всех психических процессов. Л.С.Выготский сделал вывод, что главный механизм развития психики – это механизм усвоения социально – исторических форм деятельности. Это давало основу для решения собственно социально – психологических задач. (Г.М.Андреева).

Третий период - период застоя в развитии социальной психологии в России -продолжается со второй половины 30-х до 50 - х гг.XXстолетия. Во второй половине 1930 – х гг. ситуация в нашей стране и науке существенно меняется. Для этого периода характерна изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля за наукой. Во многом такая ситуация была связана с культом личности И.В.Сталина.

Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжается до второй половины 1950-х гг. Но и в этот период не было полного отсутствия социально – психологических исследований.

Два проблемных блока привлекали ученных и исследователей этого периода. Первый блок связан с продолжением разработки методологических основ социально – психологической науки. Эта работа осуществлялась в русле общей психологии. Большой вклад внесли в эту работу Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн. Они разработали методологические принципы психологии: принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития и др. Таким образом, закладывался теоретический и методологический фундамент социальной психологии.

 

Четвертый период: возрождение социальной психологии.Этот период продолжается от второй половины 50-х– до 70 – х гг.XX века.

Для этого периода характерно ослабление администрирования в науке, снижение идеологического контроля и т.д. Психологическая наука в 1950-х отстояла свое право на самостоятельное существование. Это явилось хорошей опорой для дальнейшего развития социальной психологии.

В нашей стране начался период формирования социальной психологии как самостоятельной науки. Вопрос об этом начал решаться в начале 60-х гг. Важную роль в этом сыграли работы философов, социологов и психологов (Г.М.Андреевой, Ф.В.Константинова, Б.Д.Парыгина, В.А.Ядова А.Г.Ковалева, Н.С.Мансурова, А.В.Петровского, К.К.Платонова, Б.Ф.Поршнева и др.).

В качестве основных проблем социальной психологии в завершении этого периода выделились: методологические и теоретические проблемы; проблемы групп и коллектива; социальная психология личности; социально – психологические проблемы деятельности; социально – психологические аспекты общения.

Пятый период: современное состояние социальной психологии (конец 70–х гг. - по настоящее время). В настоящее время издается большое количество литературы по различным проблемам социальной психологии. Сама эта наука в условиях нового экономического и политического развития России, начиная с 90-х гг. до сегодняшнего дня является одной из наиболее приоритетных общественных наук, активно развивающихся и востребованных практикой.

В настоящее время активно разрабатываются в современных исследованиях проблемы социального познания. Психология социального познания относительно недавно заявила о себе как о самостоятельной области науки. Социальное познание может пониматься как научное познание всей совокупности социальных явлений, и как познание социального мира обычным человеком, не являющимся профессиональным исследователем. Социальная психология в основном занимается именно вторым аспектом социального познания мира.

Политической обстановкой продиктован интерес к проблемам межгрупповых отношений, проблеме агрессии и преступности. Также в последнее время большой вес набирают кросс – культурные исследования.

Остаются актуальными и значимыми такие проблемы социальной психологии, как социальное развитие личности, установки и их изучение; социально – психологические особенности групповых процессов и др.

Особенностью современного периода развития социально – психологической науки является появление различных объединений и ассоциаций, играющих большую роль в формировании тенденций развития этой дисциплины. Для научных сообществ характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение «социального контекста» исследований (Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А.Петровская, 1978).

 

Для современной социальной психологии характерен выход исследований за пределы проблем, связанных с личностью и межличностными отношениями, на более высокий уровень: уровень общества и цивилизации.

 

3. Методы социальной психологии: исследовательские и методы воздействия. Своеобразие применения методов.

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:

1) методы эмпирического исследования;

2) методы моделирования;

3) управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

 

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

 

 

4. Общение, его сущность, функции и виды. Фазы, уровни и структура общения.

 

Общение — сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания.

Общение выступает так же, как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Речь идет не просто о воздействии одного субъекта на другого, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Предметом общения может быть все, что окружает людей, все, что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.

 

Функции.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  • социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

 

 

Виды

 

Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное

1.2 Когнитивное

1.3 Кондиционное

1.4 Мотивационное

1.5 Деятельностное

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, кото­рые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуаль­ных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Иллюстра­цией когнитивного и деятельностного общения может служить обще­ние, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

2. По целям общение делится на:

2.1 Биологическое

2.2 Социальное

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

 

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное

3.2 Опосредованное

3.3 Прямое

3.4 Косвенное

Непосредственное общение осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое. Деловое общение – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

 

5. Понятие коммуникации. Особенности вербальной и невербальной коммуникации. Охарактеризуйте условия эффективной коммуникации в общении.

 

 

5.1. Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация(лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

 

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация - передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов — слов, картин, графиков и др. Коммуникация — это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом. Коммуникация — это процесс, который делает общеизвестным то, что, было монополией одного или нескольких. Коммуникация — это механизм, посредством которого реализуется власть.

Коммуникация- это передача информации, идей, оценок или эмоцией от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов. Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Коммуникация- социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других). Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. ТО есть для коммуникации существенен переход от говорения одного к действиям другого.

 

Понятие коммуникации существует на двух уровнях - на уровне обыденного и уровне научного представления об этом явлении. На обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода. Например, выражение: "коммуникативный человек"- характеристика того, кто легко идет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание, кто сам открыт для контактов и общения. Некоторые научные определения коммуникации, при которых она не отдаляется от общения, базируются именно на обыденном представлении. Исходя из этого, определяются как сам коммуникативный процесс, так и его участники:"коммуникационное действие- завершенная" операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

 

 

5.2. Вербальные и невербальные коммуникации

Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

 

Невербальная коммуникация– это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система1.

Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуник



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: