Заявка на исследование.
На тему: Деконструкция легитимности научного знания.
Студент группы № 166
Недялков Николай Иванович
Научный руководитель
Панов Александр Анатольевич
Москва, 20 17
Аннотация.
В ходе научного исследования будет проведена попытка деконструкции легитимности научного знания. Для этой цели вместо использования традиционных представлений об имманентной логике развития и обоснования знания внимание при рассмотрении этого явления будет смещено на схождение эпистемических и социальных структур. Будет проведен анализ производства знания, его контроля и признания в рамках определенных социальных институтов и властных отношений.
Формулировка выбранной для исследования проблемы
История формирования существующей на сегодняшний день системы научного знания свидетельствует о том, что стремление к развитию субъективного познания объективной реальности было обусловлено не столько расширением имеющейся информации о мире и ее обобщением, сколько желанием человека обустроить некую систематизированную картину мира, комфортную для его самоощущения в мироздании. При этом, истинность и достоверность информации, получаемой в ходе познания объективной реальности, представляли самостоятельную ценность только для ограниченного числа интеллектуалов. Для прочих, составляющих подавляющее большинство, ценность новой информации и ее легитимация обуславливалась главным образом актуальными на тот момент задачами упорядочения и интерпретации господствующих представлений о мироустройстве. В зависимости от актуальных в ту или иную эпоху психологических потребностей индивида, общество свободно переключалось от рациональных к иррациональным принципам миропонимания.[1] Вследствие этого, опираясь на последовательность сменяющих друг друга вопросов, наиболее актуальных на различных этапах становления человеческого общества - откуда это взялось (первобытная эпоха), что это означает (аграрная эпоха), зачем это нужно (индустриальная эпоха) и как это устроено (постиндустриальная эпоха), - можно наблюдать процесс конструирования знания и формирование человеческого отношения к новым представлениям о мироустройстве.
|
Реальность обладает статусом актуального предмета для исследований через различные типы научны и ненаучных традиций познания. Наука, начиная с ХХ в, получила исключительный «информативный статус», что обусловило для нее постоянную необходимость в аргументированном доказывании собственной приоритетности. Со временем, от других традиций познания, которые были возможны до трансформации мира во второй половине XX века, общество отказывается, объявляя их бессмысленными по причине их рудиментарности. Вследствие этого, актуальной становится проблема «легитимации» самого научного дискурса, что возможно только при сознательном лишении научного познания статуса «исключительности». Вне сомнения, наука всё еще сохраняет за собой статус саморазвивающейся и обновляющейся системы. Однако эта система нуждается в постоянной ее легитимации, которая детерминирует социальный аспект науки как системы знания. В таком контексте, сама легитимация научного знания предстает в форме, которая детерминированна схождением эпистемических и социальных структур. В их пределах знание подчиняется определенным режимам производства, воспроизводства, нормирования, дисквалификации и обогащения, а также становится объектом различных стратегий присвоения и контроля. Современное научное знание, даже при условии верификации получаемой информации не способно устанавливать какие-либо постулаты без предварительного достижения консенсуса с доксой относительно методов, объектов, тем, целей исследований, как это возможно относительно заранее определенной системы современного верования: «То, что я говорю, верно, поскольку я это доказываю; но, что доказывает, что мое доказательство верно?». Вопросы «что есть знание?» или «что доказывает доказательство?» трансформируются в вопросы о том, какие социальные инстанции через дискурс и/или через множество неявных предписаний определяют, «что есть знание» (или «что значит доказать»). Таким образом, происходит обозначение одновременно границ непременно актуального и допустимого научного знания, а также социальных условий, в рамках которых данное знание приобретает статус легитимного, благодаря чему действующий порядок познания воспринимается в качестве естественного.
|