ТЕМА 9. АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА




РАСЧЕТОВ БАНКА С ПЕРСОНАЛОМ ПО

ОПЛАТЕ ТРУДА

 

Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и

Принципы автоматизации бухгалтерского учета труда и

его оплаты

Заработная плата – это денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемого работнику организацией, в котором он работает. Величина заработной платы устанавливается либо в виде должностного оклада, либо по тарифной сетке (ставке), либо в соответствии с контрактом, но не может быть ниже уровня установленной законодательством минимальной заработной платы. Верхний предел заработной платы в условиях рыночной экономики обычно не ограничивается.

Заработная плата регулируется тарифной системой, нормированием труда, применением форм и систем оплаты труда, которые должны стимулировать повышение его производительности и способствовать улучшению качества обслуживания населения. Тарифная система – это совокупность нормативов, которые устанавливаются законодательством Республики Беларусь и определяют дифференциацию заработной платы работников в зависимости от количества, качества и условий труда. Тарифная система включает в себя тарифно-квалификационные справочники, единую тарифную сетку, тарифную ставку первого разряда.

Целью автоматизации бухгалтерского учета труда и расчетов по его оплате является получение информации, необходимой для контроля за численностью работников, использованием рабочего времени, производительностью труда, расходами на оплату труда; обеспечение правильного начисления и своевременной выплаты заработной платы работникам и налоговых и неналоговых платежей, удерживаемых из нее и начисляемых на фонд заработной платы.

При автоматизации бухгалтерского учета труда и его оплаты придерживаются следующих принципов:

1) дифференциация оплаты труда в зависимости от его количества, качества и условий;

2) сочетание государственного регулирования оплаты труда и самостоятельности субъекта хозяйствования в ее установлении;

3) материальная заинтересованность работника в результатах его труда;

4) установление зависимости между размером заработной платы и эффективностью работы предприятия;

5) сочетание индивидуальных интересов работника с коллективными интересами;

6) сближения уровней номинальной и реальной заработной платы;

7) простота и доступность к пониманию установленного порядка оплаты труда;

8) документирование и контроль рабочего времени и объемов выполненных работ;

9) соблюдение установленного порядка оплаты труда;

10) соответствие данных бухгалтерского учета оплаты труда и отчетности по труду;

11) персонифицированный учет расчетов по оплате труда.

Полнота реализации цели, задач и принципов бухгалтерского учета труда и расчетов по его оплате зависит от автоматизации его в банке и в свою очередь позволяет эффективно управлять трудовыми ресурсами и обеспечить повышение производительности труда, рост заработной платы, превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

 

Автоматизация учета численности работников и рабочего

Времени. Порядок расчетов заработной платы работникам

Банка

 

Рассмотрим возможности подсистемы «Персонал. Зарплата. Кадры», разработанной ООО «Системные технологии».

Программа предназначена для автоматизации наиболее трудоемких операций начисления и расчета заработной платы, отпускных, больничных, осуществления расчетов и отражения данных операций по счетам бухгалтерского учета, сокращения затрат времени на выполнение функциональных обязанностей, минимизации ручного труда, исключения дублирования однотипных операций разными работниками и, как следствие, уменьшение вероятности ошибок в учете.

Для учета рабочего времени, выполненной работы, составления отчетности по труду в банках личный персонал делят на основные категории: рабочие и служащие.

Для объединения работников в группы не по их принадлежности к статусу, а по любым другим критериям, в программе используется возможность объединения в списки. Регистрация перечня списков выполняется в режиме «Справочники / Списки вхождений работников » (рисунок 17).

 

 

Рисунок 17 – задача «Списки вхождений работников»

 

К категории служащих относят руководителей, их заместителей, специалистов и других работников. Линейным руководителем является руководитель банка (филиала). К функциональным руководителям относят главного бухгалтера, начальников отделов: кредитного, депозитного, валютного и др. В группу специалистов включают бухгалтеров, экономистов, юристов и других работников, занятых техническими, экономическими и другими вопросами. К служащим также относят работников администрации, осуществляющих подготовку документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: секретарей, кассиров, заведующие кассой и кладовой, инкассаторов, ревизоров-инвентаризаторов.

Для улучшения подбора и расстановки кадров, повышения их деловой квалификации, качества и эффективности труда, обеспечения более тесной связи материальных стимулов с результатами труда в сроки, установленные нанимателем, проводится аттестация руководителей и специалистов. Положение об аттестации руководителей и специалистов учреждений банков определяет сроки, критерии, методы оценки профессионально-деловых и личных качеств с учетом профиля трудовой деятельности, а также порядок ее организации и проведения.

В группу рабочих включают работников, связанных с выполнением функций как основной, так и неосновной деятельности банка и непосредственно занятых оказанием материальных услуг, ремонтом, перемещением грузов и т. п. К ним относятся: водители, слесаря, ремонтники, охранники и другие работники.

Учет личного состава работников банка осуществляет отдел кадров, а при его отсутствии ответственный работник, на которого приказом руководителя банка возложены эти обязанности. Учет численности работников осуществляют на основании приказов (распоряжений) руководителя о приеме, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпуска на каждого работника. В личном деле работника открывают лицевую карточку, в которой фиксируют анкетные и прочие данные о его трудовой деятельности в данном банке – учебе, повышении разряда, категории, переводах и т.п. Впервые приступившему к работе выписывают трудовую книжку, которую хранят в отделе кадров до его увольнения. Для учета каждому работнику банка присваивают табельный номер, который проставляют в табеле учета рабочего времени, в документах по учету выполненной работы и в регистрах по учету заработной платы. Бухгалтерия каждому работнику открывает его лицевой счет для учета расчетов по оплате труда.

Учет рабочего времени обязателен по всем работникам независимо от применяемых форм оплаты труда. Трудовой режим и в банке устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, а для отдельных работников и графиками выхода на работу, утверждаемыми нанимателем по согласованию с профсоюзом. При этом используются условные цифровые и буквенные обозначения, указанные на лицевой стороне табеля. Отметку в табеле о причинах неявок на работу, о работе неполный рабочих день, о сверхурочной работе и других отступлениях от установленного режима работы должны быть документально подтверждены: листками нетрудоспособности, справками о выполнении государственных или общественных обязанностей, справками о донорстве и т.п.

В программе реализовано рабочее место работника по ведению табелей и технология определения прав доступа и контроля за процессом заполнения табелей подразделениями.

Кратко описание технологии можно разделить по стадиям:

1. Администратор регистрирует и устанавливает права пользователям на заполнение табелей по своим подразделениям.

2. Бухгалтер специальной регламентной операцией разрешает заполнение табелей подразделениями в текущем месяце.

3. Табельщики заполнят табеля своих подразделений и после завершения редактирования специальной операцией подтверждают завершение редактирования табеля.

4. Бухгалтер контролирует состояние процесса заполнения табелей по подразделениям через систему статусов табелей (разрешено заполнение, идет редактирование, завершено редактирование).

5. После завершения заполнения табелей всеми подразделениями бухгалтер закрывает доступ к табелям и запрещает их редактирование.

Приступая к работе, выберите пункт главного меню Операции–Заполнение табелей по подразделениям. Экранная форма по заполнению табеля приведена на рисунке 18. В верхней части экрана отображается табель по дням за месяц всех работников, относящихся к подразделению, на которое даны права пользователю по ведению табеля.

 

Рисунок 18 – Экранная форма табеля учета рабочего

Времени

 

Красным выделяются праздничные и выходные дни. Серым цветом выделяются дни, которые запрещено редактировать.

Работнику, который работал в выходной день, необходимо вместо типа дня «В» указать продолжительность рабочего дня. В этом случае для работников с суммированным учетом рабочего времени тип дня «В» в табеле будет меняться на рабочий день «Р», а для обычных работников изменений типа дня не будет проводиться. Соответственно, если продолжительность дня будет проставлена равная нулю, то для работников с суммированным учетом времени тип дня изменится на «В», для всех остальных работников изменения не будут проводиться. Если меняется количество отработанных часов на праздничном дне, то тип дня «П» не меняется у всех групп работников.

В режиме редактирования табеля существует возможность одновременного заполнения данных сразу по нескольким работникам. Для этого необходимо все строки для одновременного редактирования отметить «галкой» слева в серой зоне таблицы. В этом случае, корректируя одного работника, будет проводиться корректировка одновременно всех отмеченных работников.

В нижней части экрана расположена зона настройки отображения и редактирования табеля.

Автосохранение табеля при редактировании – при включении опции сохранение табеля происходит автоматически, после внесения каждого изменения при перемещении курсора на другую позицию. Отпадает необходимость нажимать кнопку «Сохранить», но при этом замедляется работа приложения. При отключенной опции сохранение происходит только при нажатии кнопки «Сохранить» на панели инструментов по всем изменениям одновременно.

Функционал программы позволяет отображать табель по типам дней – при включении опции в нижней части экрана в отдельной таблице отображается полная информация об отработанном времени работника за текущий месяц и за тот день, на котором находится курсор в верхней таблице (рисунок 19).

Рисунок 19 – Экранная форма табеля учета рабочего времени

По типам дней

 

В графах «Всего дней» и «Всего часов» всегда отображается полная информация об отработанном времени работника за текущий месяц, независимо от того на каком дне установлен курсор. В графе «Продолжительность дня» отображается информация о дне, на котором установлен курсор. Нижняя таблица экрана предназначена для ввода сверхурочных, ночных и часов работы во вредных условиях. Для этого необходимо в нижней таблице экрана в графе «Продолжительность дня» указать необходимое количество часов в соответствующей строке.

При включении опции «отображать периоды» в нижней части экрана появляется область для внесения не планируемых ранее нерабочих дней, например по болезни (больничный лист не сдан).

После завершения редактирования табеля табельщик должен подтвердить окончание редактирования табеля путем нажатия кнопки «Подтвердить», после этого редактирование для него будет невозможно, а только доступен режим просмотра.

По окончании месяца табель закрывают: в нем подсчитывают по каждому работнику количество дней явок на работу, количество отработанных часов, в том числе праздничных, сверхурочных и т.д. Табель подписывает руководитель структурного подразделения и после утверждения руководителем банка передает в бухгалтерию. Для расчета аванса его могут представлять в бухгалтерию два раза в месяц: отдельно за первую и вторую половину месяца. Данные табелей по учету использования рабочего времени применяются при составлении текущей статистической отчетности по труду, для контроля и анализа трудовой дисциплины в банке, для расчетов с рабочими и служащими по оплате труда. При повременной форме они являются единственным основанием для начисления заработной платы.

Заработная плата работников банка состоит из:

· тарифной части, зависящей от квалификации работника, ложности выполняемой работы и отработанного времени – должностного оклада (ставки);

· индивидуальных выплат стимулирующего и компенсирующего характера – надбавки за высокие достижения в труде и высокую квалификацию, профессиональное мастерство, надбавки за стаж работы в банках, доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, других надбавок и доплат;

· выплат, зависящих от конечных результатов работы банка и личного вклада работника в общие результаты труда, – премии за основные результаты хозяйственной деятельности, других видов премий; специальных вознаграждений, вознаграждений по итогам работы за год;

· прочих выплат, предусмотренных законодательством и Положением об оплате труда работников.

В сумму начисленной заработной платы работникам банка включаются ежемесячные надбавки, доплаты и выплаты:

К ежемесячным надбавкам в банках относятся следующие надбавки:

· за высокие достижения в труде и высокую квалификацию;

· за профессиональное мастерство;

· за стаж работы в банках;

· за владение иностранными языками;

· за классность;

· за безаварийность и качественное обслуживание автомобиля (водителям автомобилей);

· за особенности труда.

К доплатам в банках относятся следующие виды начислений:

· за совмещение профессий (должностей);

· за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ);

· за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (без освобождения от основной работы);

· за ученые звания и степени;

· за работу в ночное время;

· за ненормируемый рабочий день (водителям автомобилей);

· за работу в режиме разделения рабочего дня на части.

К выплатам в банках относятся:

· оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни;

· оплата труда при временном заместительстве (с освобождением от обязанностей по основной должности);

· оплата труда работников, направленных на обучение, курсы повышения квалификации;

· оплата за проведение занятий по обучению работников банка, поощрение за наставничество, за общее и непосредственное руководство практикой;

· индексация доходов работников;

· оплата труда работников банка за пределами Республики Беларусь.

Кроме вышеперечисленных доплат, надбавок и выплат в сумму начисленной заработной платы могут включаться премии за основные результаты хозяйственной деятельности, выплата работникам вознаграждения по итогам работы за год, единовременное материальное поощрение работников, оказание материальной помощи, заработная плата за время отпуска, пособие по временной нетрудоспособности и другие социальные выплаты.

Для отображения в лицевом счете полной информации об установленных надбавках, доплатах и т.д. (в процентном и суммарном выражении) с указанием итоговой суммы, необходимо выполнить следующие действия: выбрать режим «Просмотр> Расчетный листок» работника. Перемещением манипулятора «мышь» в нижней части экрана добиться появления всплывающего меню, как показано на рисунке 20.

Рисунок 20 – Экранная форма лицевого листка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: