Экспертиза ценности документов на основе научных критериев




При формировании Архивного фонда страны из огромного Количества документов лишь незначительная часть поступает на государственное хранение.

Процесс изучения документов на основании принципов и кри­териев ценности в целях определения сроков хранения докумен­тов и отбора их на государственное хранение называется экспер­тизой ценности документов.


Основы методики экспертизы начали закладываться в XIV— XVIII вв. Более бурное развитие экспертиза ценности документов получила в XIX в. и окончательно сформировалась в XX в.

Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, на основе нормативно-методических пособий: перечней, номенклатур дел, классификаторов.

Однако эти пособия, как и законы, обратной силы не имеют. Поэто­му не проводится экспертиза ценности документов, например 1920-х гг. по перечням 1990-х гг. В данном разделе будет рассмотрена экспертиза ценности документов на основе научных критериев.

Итогом экспертизы ценности документов является полноцен­ное комплектование государственных архивов и всего Архивного фонда страны. Именно в итоге экспертизы происходит формиро­вание архивных фондов, которые концентрируются в государствен­ных архивах.

Задачи экспертизы ценности документов. Первая задача — отбор наиболее ценных документов из ведомственных в государствен­ные архивы на государственное (постоянное) хранение и опреде­ление профильное™ документов тому или иному государствен­ному архиву.

Вторая задача — определение сроков хранения документов, информация в которых может быть использована в течение ка­кого-то периода времени. В зависимости от установленных сро­ков хранения такие документы могут быть разделены на две группы:

1) для долговременного хранения (например, документы по лич­ному составу со сроками хранения 75 лет или 75 лет минус возраст лица на момент заведения дела);

2) для временного хранения.

Третья задача — обеспечение полноты состава архивного фон­да путем восполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичных документов из фондов однородных учрежде­ний, а также выше- или нижестоящих учреждений.

Четвертая задача — отбор на хранение наиболее информатив­но емких документов.

Экспертиза ценности документов проводится в три этапа: в делопроизводстве, в ведомственном и государственном архивах.

В делопроизводстве решается проблема определения сроков хра­нения документов уже при составлении номенклатуры дел, т.е. когда дело еще «не родилось».

В ведомственном архиве происходит выделение из документаль­ного фонда учреждения дел для постоянного хранения и подго­товка их к сдаче в государственный архив.

Если в учреждении имеются юридически самостоятельные структурные подразделения, то из ценных документов формиру­ют несколько архивных фондов.


Кроме этого отбирают для уничтожения документы времен­ного хранения, срок хранения которых истек. При этом особое внимание должно быть уделено документам, срок хранения ко­торых 75 лет (по личному составу), ведь за каждым из них стоит судьба человека. Все эти важные задачи решаются совместно с комиссией, которая по-научному может называться централь­ной экспертной комиссией (ЦЭК) или просто экспертной ко­миссией (ЭК).

В государственном архиве, во-первых, проверяют решение эк­спертных органов ведомственных архивов и утверждают их и, во-вторых, проводят целевую комплексную экспертизу ценнос­ти документов или разбор россыпи документов.

Целевая комплексная экспертиза — это экспертиза, которая проводится в целях выявления дублетности сразу по нескольким фондам:

вышестоящих и подчиненных одному ведомству учреждений;

однородных учреждений, действовавших на одной территории (школы одного района);

лиц, связанных родственными или личными отношениями.

Такой комплексный подход возможно осуществить только в государственном архиве, куда поступают сотни и тысячи фондов разных учреждений.

В результате экспертизы ценности документов выделяются две группы дел:

дела для постоянного и долговременного (75 лет) хранения;

дела, предназначенные для уничтожения.

На дела, подлежащие уничтожению, составляется акт; дела для постоянного и долговременного хранения в дальнейшем заносят­ся в описи.

Акты и описи представляются на рассмотрение соответству­ющей экспертной комиссии, или экспертно-проверочной ко­миссии, или центральной экспертно-проверочной комиссии (ЦЭПК).

Критерии экспертизы ценности документов. Критерии экспер­тизы ценности документов — это система научно обоснован­ных признаков, на основе которых определяется ценность до­кументов.

Все критерии могут быть подразделены на три большие группы:

1) критерии происхождения документов;

2) критерии содержания документов;

3) критерии внешних особенностей документов.
Рассмотрим каждую группу критериев и их использование при­
менительно к документам конкретных фондов.

1. К группе к р и т е р и е в п р о и с х о ж д е н и я документов относятся:

значение учреждения или лица в жизни общества;


значимость событий (явлений, предмета), отраженных в доку­ментах;

время и место создания документов.

На основе критерия значение учреждения в жизни общества определяются группы учреждений, от которых документы посту­пают либо на государственное хранение в полном объеме (имеет­ся в виду ценная документация этих учреждений), либо выбороч­но (при этом решаются вопросы о формах выборочного приема), либо вообще не поступают на государственное хранение. При этом учитывают значение деятельности учреждения для развития от­расли, его место в ведомственной системе.

Критерий значение лица в жизни общества чрезвычайно слож­ный для архивиста, поскольку современникам сложно адекватно оценить роль той или иной личности. Поэтому, принимая реше­ние о постоянном хранении фонда того или иного деятеля, нуж­но учитывать мнение специалистов данной отрасли, ученых, кол­лег по профессии и сотрудников.

Критерий значимость события позволяет оценивать докумен­ты, содержащие новые, обобщенные и единственные свидетель­ства о существенных событиях. Этот критерий требует оценивать документы в зависимости от степени участия учреждения или лица в проведении или изучении события, отраженного в доку­ментах.

На основании этого критерия выявляются документы, кото­рые были созданы в связи с событиями огромного исторического значения в истории страны. В связи с этим даже документы, пред­назначаемые для уничтожения, могут быть оставлены на государ­ственное хранение. Особое внимание архивисты должны уделять периодам войн и других катаклизмов, когда гибнет много доку­ментов.

Например, документы, образовавшиеся до 1626 г. (до пожара в Мос­кве в мае 1626 г., во время которого погибло огромное количество доку­ментов московских приказов и других учреждений), ценятся выше дру­гих документов.

Особо ценятся документы таких периодов в истории нашей родины, как Крестьянская война 1773-1775 гг., Отечественная война 1812 г., движение декабристов, революционные ситуации конца 1850-х-начала 1860-х гг. и конца 1870-х-начала 1880-х гг., революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, Великая Октябрьская социалистическая рево­люция и Гражданская война, Великая Отечественная война и т.д.

Большое значение имеет критерий время образования докумен­тов. Чтобы оградить от уничтожения документы, была введена запретная дата — 1922 г. Документы, отложившиеся в период до 1922 г. включительно, к уничтожению не выделяются. Личные дела и документы биографического характера, завершенные в дело­производстве по 1945 г. включительно, также уничтожению не под-


лежат. Уничтожение документов с 1922 по 1945 г. включительно осуществляется в установленном порядке только с разрешения федеральной архивной службы России.

Критерий место образования документов также требует тща­тельного изучения материалов, которые обнаружены или могут быть обнаружены на месте какого-либо значительного события, интересного явления.

2. К группе к р и т е р и е в с о д е р ж а н и я документов отно­сятся:

значимость информации документа;

повторяемость документной информации;

целевое назначение документов;

вид и разновидность документа.

На основе критерия значимость информации документы учреж­дений делят на три группы:

документы, отражающие основные направления деятельности учреждения, с постоянным сроком хранения;

документы вспомогательного, оперативного, справочного ха­рактера, хранящиеся временно;

документы по личному составу. В этой группе может быть пред­ставлена как основная, так и вспомогательная документация. При оценке этой группы документов следует учитывать не только зна­чение информации, но и значение лица, которого эти документы непосредственно касаются. Как правило, срок хранения — 75 лет по заключению ЭПК.

Говоря о значении информации, в первую очередь следует иметь в виду ее содержательную сторону. Конечно, всесторонне оценить значение информации документов, поступающих на постоянное хранение, архивисту невозможно. Это может быть достигнуто лишь с помощью источниковедческого анализа документов. Поэтому этот критерий должен применяться в тесной взаимосвязи с кри­териями целевое назначение документа и вид и разновидность до­кумента.

Критерий повторяемость информации широко используется в экспертизе ценности документов, так как «природа» государствен­ного управления порождает явление повторяемости информации в создаваемых документах.

В связи с этим учитываются виды и формы повторяемости до­кументной информации путем сопоставления документов как ис­точников первичной1 и вторичной информации.

Различают два вида повторяемости информации, каждому из которых присущи свои формы:

1 Документы, на основании которых были созданы новые документы, явля­ются источником первичной информации.


 




формальный (когда происходит простое воспроизведение до­кументной информации во вторичных источниках) с такими фор­мами, как дублетность, цитирование и суммирование;

аналитико-синтетический (когда происходит преобразование документной информации первичных источников во вторичных источниках информации) с такими формами, как обобщение, реферирование и изложение.

Как форму повторяемости информации выделяют вариант­ность, которая может относиться к формальному или аналитико-синтетическому виду повторяемости документной информации. Все зависит от степени переработки вариантов документа. В практике экспертизы ценности документов и при выделении дел к уничто­жению учитывается формальный вид повторяемости информации.

Наиболее распространенной формой повторяемости информа­ции является дублетность.

Следует четко разграничивать дублетные документы (докумен­ты, размноженные при помощи множительной техники и имею­щие ту же форму удостоверения, что и подлинники) и копии документов (выполненные на пишущей машинке).

Дублетные документы, как правило, в фондах учреждений пред­ставлены постановлениями, решениями, циркулярами вышесто­ящих учреждений, которые при описании указываются как ко­пии. Это объясняется тем, что копийность считается проявлением дублетности.

3. К группе к р и т е р и е в в н е ш н и х о с о б е н н о с т е й до­кументов относятся:

подлинность;

внешний вид документа (форма передачи содержания, удосто­верения и оформления документов, в том числе художественные, палеографические, языковые и другие особенности; физическое состояние документов).

Критерий подлинность документов имеет важное значение, так как именно подлинникам отдается предпочтение при отборе до­кументов на государственное хранение. При определении подлин­ности документа устанавливается наличие бланка, печати, штам­па, подписи и т.д., что непосредственно связано с формой удос­товерения документа.

Если подлинники имеют особое государственное значение для использования в читальном зале или если есть расхождения в тек­стах подлинников и копий документов, 1-2 экземпляра копий оставляются на постоянное хранение. Копии документов подве­домственных учреждений оставляются и в тех случаях, когда нет гарантии, что в фонде подведомственного учреждения сохрани­лись подлинники этих документов.

При оценке такого критерия, как внешний вид документа, ху­дожественные, палеографические, языковые и другие особеннос-90


ТИ не столь актуальны для документов современных учреждений, а также учреждений 1920-х гг., поскольку эти документы, как Правило, находятся в хорошем состоянии и полностью сохране­ны. Хотя иногда приходится учитывать и физическое состояние документов, и форму передачи в них информации. Если в по­врежденных документах возможно хотя бы частичное восстанов­ление текста, они оставляются на постоянное хранение, рестав­рируются или фотокопируются.

Особенности проведения экспертизы ценности документов лич­ного происхождения. При проведении экспертизы ценности доку­ментов личного происхождения на основе критериев сначала оп­ределяется ценность фонда, а затем проводится оценка докумен­тов. Документы личного происхождения отражают не только фак­ты реальной действительности, но и отношение к ним автора, зависящее от социальной позиции, накопленного жизненного опыта и специфики эмоционального восприятия мира. Истори­ческие события предстают перед нами в свете его индивидуально­го отношения к ним. Вследствие этого отражение внешнего мира в документах личных архивов, не теряя своего объективного зна­чения, приобретает и субъективный характер.

В настоящее время не разработаны критерии экспертизы ценно­сти для отбора документов личного происхождения на государствен­ное хранение, поэтому пользуются системой общих критериев.

С учетом специфики документов личного происхождения кри­терии экспертизы ценности документов личного происхождения подразделяют на две группы:

1) критерии ценности фондов личного происхождения;

2) критерии ценности документов личного происхождения.

К группе критериев ц е н н о с т и ф о н д о в л и ч н о г о про-и с х о ж д е н и я относятся:

значение творческой и общественной деятельности фондооб-разователя;

история фонда и его состав;

взаимосвязь фонда с другими комплексами документов (так, документы малоизвестного лица могут быть ценны в связи с уже имеющимися в государственных архивах документами, могут под­тверждать и дополнять их).

К группе критериев ц е н н о с т и д о к у м е н т о в л и ч н о г о п р о и с х о ж д е н и я относятся:

значение творческой и общественной деятельности автора до­кумента;

время и место создания документа;

значимость содержания документа, его информационная, ху­дожественная и научная ценность;

внешние признаки документа (сохранность, степень автогра-фичности, наличие помет и др.);


В примерных перечнях называются документы, подлежащие государственному хранению, а также документы, подлежащие выделению к уничтожению как не представляющие научной, ис­торической, экономической ценности.

Ведомственный перечень представляет собой справочник о со­ставе и содержании документов учреждений, организаций и пред­приятий одного ведомства, одной отраслевой системы. Перечень предусматривает максимально полный охват видов и разновид­ностей документов, систематизированных в соответствии с ос­новными функциями и направлениями деятельности учрежде­ний этого ведомства, с указанием сроков хранения каждого вида документов.

Таким образом, типовая документация с едиными общими и обязательными сроками хранения входит составной частью во все ведомственные перечни.

До 1990-хгт. п е р е ч н и д о к у м е н т о в, п о д л е ж а щ и х по-с т о я н н о м у х р а н е н и ю, были одного вида — типовые. В них были указаны документы, подлежащие приему только в государ­ственные архивы СССР, которые, как было сказано выше, ори­ентировались на документы государственных учреждений. Послед­ним таким перечнем является типовой перечень документов, вы­пущенный в 1989 г.

В 1990-е гг. с появлением организаций разных форм собствен­ности возникла потребность в подготовке новых видов перечней документов, учитывающих происшедшие изменения.

Весьма своевременным является перечень документов для негосудар­ственных коммерческих организаций — справочное пособие «Управлен­ческие документы постоянного срока хранения, образующиеся в дея­тельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйствен­ных товариществ и обществ, производственных кооперативов)» (М., 1996). Данное пособие может быть отнесено к системе перечней, так как в первую очередь включает примерный перечень управленческих докумен­тов негосударственных коммерческих организаций. Поскольку пособие выпущено в электронном формате, оно содержит на дискете программу просмотра примерного перечня и выбора статей для формирования соб­ственного перечня управленческих документов.

Данная система перечней охватывает так называемые управленчес­кие документы. Но есть перечни для специальной документации. Напри­мер, в 1998 г. был выпущен «Перечень научно-технической документа­ции, подлежащей приему в государственные архивы России».

Как видим, рассмотренные перечни представляют два типа пе­речней документов: с указанием сроков хранения и подлежащих постоянному хранению.

Сегодня уже можно говорить о новом, третьем виде перечней, где даны группы документов как постоянного, так и временного хранения, но последние не только не дифференцированы по сро-94


кам, а напротив, обозначены лишь как «тяготеющие» к постоян-ому сроку хранения. Среди них нет документов, однозначно име-щих тот или иной временный срок хранения.

Из вышедших в последнее время (2000) типовых перечней наи-олее современным является «Перечень типовых документов, об-азующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хра-ения», который явился логическим продолжением Типового пе-ечня документов, вышедшего в 1989 г. В чем же взаимосвязь двух этих перечней?

Во-первых, с момента выхода в свет нового типового перечня трачивает свою силу лишь первая часть Типового перечня 1989 г. Во-вторых, новый Перечень типовых документов распростра-лет свое действие на документы, начиная с 1995 г., а для установ-ения сроков хранения документов, созданных в 1980— 1990-е гг. (до 995 г.) необходимо продолжать пользоваться типовым перечнем 989 г. В-третьих, остается действующей вторая часть Типового пе­речня документов 1989 г., которой необходимо пользоваться при определении сроков хранения документов по отраслям и специ­фическим направлениям деятельности организаций, например конструкторской, технологической, проектной, научно-исследо­вательской и другой подобного рода документации.

Само название нового Перечня типовых документов указывает на то, что он включает однотипные документы, образующиеся в организациях независимо от их назначения, уровня и масштаба деятельности и даже форм собственности, т.е. действие нового Перечня типовых документов распространяется и на документы негосударственных организаций.

Новый Перечень типовых документов необходимо использо­вать в качестве основного нормативного документа и в первую очередь — при подготовке номенклатур дел и формировании дел в делопроизводстве, а также при определении сроков хранения и отборе документов на постоянное (вечное) хранение.

Если вы работаете в учреждении — источнике комплектования (или потенциальном источнике комплектования для негосударственных орга­низаций), то без изменений можете использовать те сроки хранения, которые указаны в графе «Срок хранения документов» (графа № 3).

Если вы работаете в государственном или муниципальном учрежде­нии, которое не является источником комплектования, то вместо графы с указанием срока хранения «Постоянно» используйте графу с указани­ем срока хранения «10 лет», т.е. сами преобразуйте указанный срок хра­нения.

Более того, в данном случае негосударственным учреждениям реко­мендовано хранить документы «не менее 10 лет... срок хранения докумен­тов определяет организация в соответствии с действующим законодатель­ством и необходимостью практического использования документов».


Но это правило распространяется не на все документы: есть целые комплексы документов, которые необходимо хранить во всех организа­циях, не являющихся источником комплектования (государственных, муниципальных, негосударственных), до момента их ликвидации. Это такие документы, как приказы по основной деятельности, бюллетени голосования, уставы и положения, учредительные документы и доку­менты их регистрации, а также другие документы нормативно-правово­го, имущественно-хозяйственного характера.

Особо следует обращать внимание на изменение сроков хранения до­кументов по личному составу в учреждениях всех форм собственности.

В стране существует запретная дата, которой является 1945 г. Это означает, что документы, образовавшиеся до этого срока, нельзя унич­тожать без согласования с ЭПК, а для местных дел, организовавшихся до 1945 г., практически устанавливается срок хранения в графе «Посто­янно».

Необходимо обратить внимание и на отметку ЭПК рядом с опреде­ленным сроком хранения, которая означает, что указанная документа­ция в организациях государственного типа, возможно, будет иметь по­стоянный срок хранения, что решается после ее изучения и по согласо­ванию с ЭПК государственного или муниципального архива.

В организациях негосударственного типа отметка верна лишь в том случае, если данная организация заключила договор с архивным учреж­дением на передачу документов. Если негосударственная организация «не контактирует» с архивным учреждением, то вопрос о сроках хранения таких документов решается экспертной комиссией самой организации.

В 2000 г. вышел в свет еще один новый, не имевший ранее аналогов «Примерный перечень документов, образующихся в де­ятельности кредитных организаций, с указанием сроков хране­ния», в составе которого отражены документы по организационным вопросам управления, экономическому прогнозированию и креди­тованию, кассовым операциям и инкассации, операциям с ценны­ми бумагами и внешнеэкономической деятельности, бухгалтерско­му учету и отчетности, автоматизации банковских работ и др.

Данный перечень способствует рациональной организации до­кументов в делопроизводстве, обеспечению сохранности, отбору документов на постоянное (вечное) хранение, установлению кон­кретных сроков хранения документов, а также защите законных интересов кредиторов, вкладчиков и клиентов кредитных органи­заций.

Особо следует отметить, что применение этого перечня явля­ется обязательным для кредитных организаций, заключивших до­говор с архивным учреждением системы Федеральной архивной службы.

Структура перечня. Любой перечень состоит из основной части и справочного аппарата.

О с н о в н а я ч а с т ь — описательные статьи — представляет собой наименования видов и разновидностей документов с ука-


занием сроков хранения и вопросов деятельности учреждений, систематизированных в соответствии с классификационной схе­мой и имеющих сквозную валовую нумерацию.

Каждая описательная статья в перечне включает в себя: поряд­ковый номер; наименование видов и разновидностей документов, иногда указывается автор или корреспондент, вопрос или тема, а для планов или отчетов — период планирования или отчетности и др.; сроки хранения документов, дифференцированные по звень­ям перечня; примечания, уточняющие сроки хранения документов. Иногда «примечания» располагаются под строкой, что позволяет не повторять одни и те же примечания на одной странице.

Ниже приводится образец оформления описательной статьи.

 

№ статьи Виды и разновидности документов (категории документов) Сроки хранения (звенья) Приме­чания
    3 4 5 6 7 8  

Исчисление сроков хранения документов производится с 1 ян­варя года, следующего за годом окончания дела в делопроизвод­стве. Так, например, срок хранения документов и дел, закончен­ных в любом месяце 1995 г., начинается с 1 января 1996 г.

Для документов по личному составу, срок хранения которых равен «75 лет - в» по Типовому перечню документов 1989 г. исчис­ление сроков хранения следует производить с учетом возраста чело­века, обозначенного в перечне буквой «в», к моменту окончания дела. Продолжительность хранения таких документов после окон­чания дела делопроизводством должна равняться разности, т.е. «75 лет - в». Например, личное дело студента, оконченное делоп­роизводством в связи с завершением обучения в институте в год, когда ему исполнилось 22 года, должно храниться в архиве вуза 53 года (75 - 22 = 53).

Отметка «ЭПК» на конкретных видах документов с временными сроками хранения означает, что часть такого рода документов мо­жет иметь научно-историческое значение и должна передаваться на государственное хранение по истечении указанного срока. Сроки хра­нения документов обозначаются не только конкретным количеством лет. Для некоторых копийных и дублетных материалов срок хране­ния определяется их практической надобностью, а в перечне вместо конкретного количества лет указывается «До минования надобнос­ти», «До замены новыми» и т.д. Во многих случаях статьи перечней Дополняются примечаниями, уточняющими сроки хранения доку­ментов («После снятия с учета», «По истечении срока действия до­говора», «После увольнения», «При отсутствии годовых» и т.п).


 



4 Архивоведение



С п р а в о ч н ы й а п п а р а т помогает ориентироваться в пе­речне, пользоваться им при экспертизе документов и включает в себя титульный лист с названием перечня и выходными данны­ми, указания по применению перечня, список сокращений, ука­затель видов документов. Могут быть и другие элементы справоч­ного аппарата (Типовое положение об ЭК, ЦЭК ведомства, фор­мы акта о выделении дел к уничтожению, итоговой части номен­клатуры дел и т.п.).

Указания по применению перечня обычно состоят из нескольких разделов:

общие положения;

структура и порядок применения перечня;

организация проведения экспертизы ценности документов и порядок оформления результатов отбора документов на хранение и уничтожение.

Список сокращений чаще всего составляют к большим по объе­мам перечням.

В указателе видов документов в алфавитной последовательнос­ти перечисляются все виды документов, включенных в описатель­ные статьи, с указанием номеров статей.

Способы группировки учреждений в схеме перечня. В связи с тем, что типовые перечни включают в себя наименования документов, образующихся при документировании однотипных управленческих функций, выполняемых министерствами и ведомствами в процессе своей деятельности, в основе классификационных схем этих переч­ней лежит функционально-отраслевой принцип. Типовой перечень включает разделы, отражающие основные направления деятельнос­ти о р г а н и з а ц и й, свойственные и м, к а к правило, независимо от уров­ня в системе управления и ведомственной принадлежности: руко­водство, контроль, кадры и т.п. Разделы обычно имеют подразделы по более узким вопросам. Рассмотрим это более подробно.

Одни и те же виды документов создаются в разных учреждени­ях и организациях, поэтому ежедневно «могут плодиться и раз­множаться». Не только одинаковые виды документов могут откла­дываться в фондах разных учреждений, но копии одного и того же документа могут быть и в фонде автора этого документа, и в фондах, как выше, так и ниже стоящих на иерархической лестни­це управления учреждений. Все это ведет как к внутрифондовой, так и к межфондовой дублетности.

Для того чтобы избежать поступления в госархив одних и тех же документов, но от разных учреждений, в перечнях предусмот­рена группировка учреждений по звеньям управления, что позво­ляет отразить различное значение одних и тех же документов в зависимости от масштаба деятельности учреждения-фондообра-зователя и характера взаимоотношений различных учреждений, входящих в систему одного ведомства.


В ведомственных перечнях все учреждения, организации и пред­приятия группируются в звенья в соответствии с выполняемыми ими функциями или в соответствии с уровнями управления.

Звеном перечня является группа учреждений одного уровня управления.

Группировка учреждений по звеньям ведомственной системы позволяет установить и круг учреждений, являющихся или не яв­ляющихся источниками комплектования госархивов.

Многозвенность перечней в 1980- 1990-х гг. напрямую связана со списками источников комплектования.

Группировка учреждений по звеньям системы помогает выя­вить, какие документы создаются на каждом из уровней управле­ния, в каждой группе учреждений, какие из них должны хранить­ся постоянно, а какие подвергаться уничтожению во всех видах учреждений, какие документы и сколько лет хранятся в зависи­мости от их принадлежности к разным уровням системы. Одина­ковые виды документов во всех организациях должны храниться одинаковые сроки.


Глава 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: