Транспортная деятельность и логистика




ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Характеристика транспортных коридоров

Республики Беларусь

Географическое и геоэкономическое положение стран Сообщества обуславливает огромный транзитный потенциал ЕврАзЭС. По оценкам экспертов, на сегодняшний день он составляет около 220 млн. тонн, а к 2020 году достигнет показателя в 400 млн. тонн, из которых порядка 290 млн. тонн придется на транзит из государств ЕврАзЭС в третьи страны через другие страны Сообщества. На территории стран ЕврАзЭС расположен ряд существующих и создаваемых железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, позволяющих производить доставку грузов как в направлении Восток-Запад, так и в направлении Север-Юг.

Транзитный потенциал ЕврАзЭС не используется полностью – на сегодняшний день лишь половина возможного объема грузопотоков проходит через страны Сообщества. Основной причиной этого является неспособность привлечь транзитные перевозки между двумя макрорегионами континента – Европейским союзом (ЕС) и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего, Китаем, объем торговли между которыми уже в ближайшие годы достигнет 1 трлн. долл. США. Лишь 1% от общего объема грузоперевозок между ЕС и АТР на данный момент проходит по международным транспортным коридорам (МТК) Сообщества. В это время миллиарды долларов прибыли от транзита товаров поглощаются морскими фрахтовыми компаниями.

Перевозка транзитных грузов морем (трансокеанскими маршрутами) имеет такие основные конкурентные преимущества, как низкая стоимость доставки, сложившиеся связи с клиентами, а также высокие стандарты предлагаемых транспортных услуг. Это позволяет полагать, что в обозримом будущем морские транзитные перевозки будут превалировать.

У сухопутных транзитных маршрутов есть лишь одно конкурентное преимущество – скорость доставки, которая в два-три раза выше, чем на морских трассах из Восточной Азии в Западную Европу. Это преимущество нужно использовать. Существенная часть тяготеющего к «фактору времени» транзита (по самым скромным оценкам порядка 16 млн. тонн в год) может быть переброшена на МТК ЕврАзЭС.

Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью евроазиатского железнодорожного комплекса. По территории страны проложены следующие международные магистрали:

1. «Брест-Минск-Орша» – главная ось транспортного коридора «Лондон-Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва».

2. «Гомель-Бобруйск-Минск-Молодечно-Лунинец-Барановичи-Лида» соединяет Украину со странами Балтии.

Развернутая длина железнодорожных путей составляет более 12 000 км (из них: 7 298,4 км – главных путей, 3 657,3 км – станционных, 1026,3 км – подъездных). Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси составляет
5,6 тыс. км. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий.

С 1992 г. железные дороги взяли на себя основную часть пассажирских перевозок, а в настоящее время на долю железнодорожного транспорта уже приходится 47,5 % пассажирооборота транспорта общего пользования республики.

Плотность белорусских железных дорог достигает 27 км на 1000 км2 территории, что меньше в 1,4–3 раза плотности железных дорог в Болгарии, Украине, Литве, Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3–4 раза – в Венгрии, Турции, Германии и в 7 раз – в США. Однако, несмотря на это, действующая железнодорожная инфраструктура обеспечивает необходимый уровень обслуживания экономики страны, а также доступность для 40% населенных пунктов республики.

Количество железных дорог, приходящихся на 1000 км2 территории, значительно колеблется в пределах самой республики: от 22 км в Минской и Гомельской областях, до 33 км в Брестской области.

Важнейшей широтной магистралью республики является электрифицированная дорога Брест–Минск–граница России протяженностью 607 км, обеспечивающая скорости движения грузовых поездов до 100 км/ч, а пассажирских – до 140 км/ч. Именно эта магистраль формирует транспортный коридор Восток-Запад, который имеет направление: страны Западной Европы–Брест–Минск–Осиновка–Москва.

Основная часть перевозок осуществляется по маршруту Гудогай–Молодечно–Минск–Орша–Смоленск. В южной части Беларуси проходит широтная магистраль от Бреста через Пинск–Лунинец–Калинковичи до Гомеля. Она соединяет ряд важных промышленных центров с сельскохозяйственными районами, позволяет разгрузить дорогу Брест–Гомель–Москва. Среди железных дорог, пересекающих республику в меридиональном направлении, следует назвать:

– магистраль Витебск–Орша–Могилев–Жлобин–Гомель. Она является главной во втором трансъевропейском коридоре «Север-Юг», который проходит в направлении – страны Юго-Восточной Европы–Украина–Беларусь–Финляндия;

– Лида–Барановичи–Лунинец, соединяющая не только разные регионы Беларуси, но и крупные промышленные центры Украины с государствами Балтии.

Географическое расположение Республики Беларусь обуславливает рост объемов грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении. Так, согласно международной классификации, по территории Республики Беларусь проходят трансъевропейские коридоры общей протяженностью 1513 км:

– № 2 «Запад-Восток» – автомобильная дорога «Берлин–Варшава–Минск–Москва–Нижний Новгород»;

– № 9 «Север-Юг» – автомобильная дорога «граница Российской Федерации–Витебск–Гомель–граница Украины»;

– № 9Б – автомобильная дорога «Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда / Калининград».

География:

– главная трасса Беларуси – М1/Е30 Брест–Минск–граница России. Это единственная белорусская магистраль, которая отвечает европейскому уровню.

К числу наиболее благоустроенных и имеющих важное международное значение относятся автомобильные дороги:

– Гомель–Жлобин–Минск–граница Литвы;

– Гомель–Могилев–Витебск–граница России.

В общем грузообороте транспорта общего пользования доля автотранспорта составляет около 24% и по этому показателю он уступает только железнодорожному транспорту.

В целом сеть автомобильных дорог общего пользования имеет протяженность более 80 тыс. км, из них 90% – дороги с твердым покрытием. Вместе с тем плотность автомобильных дорог с твердым покрытием пока не превышает 300 км на 1000 км2 территории республики, что в 4 раза меньше, чем в странах ближнего зарубежья – Украины, Литвы, Латвии, а также таких стран СНГ, как Азербайджан, Армения и Молдова, и от 4 до 13 раз ниже, в странах с развитой рыночной экономикой – Англии, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Японии.

Дороги по территории республики распределены довольно неравномерно (различия в плотности). Даже на уровне областей разница в их плотности составляет 1,8 раза (между Гродненской, где она превышает 360 км/1000 км2, и Гомельской, где плотность всего лишь 203 км/1000 км2).

Сравнительный анализ транспортного комплекса Республики Беларусь в целом показал, что доля транспортных услуг в валовом национальном продукте страны составляет не более 10%, что в 2–3 раза ниже достигнутых показателей в подобных транзитных странах Европы. Это указывает на значительный потенциал по развитию данной сферы экономики Беларуси.

Транспортная деятельность и логистика

Транспортировка

Транспортировка относится к числу важнейших функций логистики. Целью реализации данной функции является физическое перемещение грузов в пространстве из одной точки в другую на определенных условиях, указанных сторонами-участниками транспортного процесса в договоре. Можно утверждать, что в транспортировке заключается сущность логистики, поскольку именно процесс транспортировки обеспечивает движение грузов по каналам товародвижения и превращает товарную или сырьевую массу в материальный поток.

Участниками транспортного процесса выступают три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Свои отношения эти стороны оформляют в форме договора перевозки груза. Кроме того, к процессу могут подключаться и сторонние организации, которые в той или иной форме заинтересованы в конечном результате и вносят свой вклад в транспортировку грузов. В качестве таких организаций могут выступать страховые компании, охранные предприятия, таможенные брокеры и др. В каждом конкретном случае отношения сторон оформляют особым видом договора (например, договор подряда, договор страхования и пр.), и эти договора, наравне с договором перевозки, являются составляющими юридического оформления процесса транспортировки.

К числу основных задач, которые решаются на этапе подготовки и организации транспортного процесса, следует отнести следующие:

1. выбор способа транспортировки;

2. выбор вида транспорта;

3. выбор перевозчика;

4. определение маршрута и условий перевозки;

5. выбор организаций, обеспечивающих нормальный ход процесса транспортировки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: